Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Это гнусный мир шакалов и гиен»: что творилось в бараках ГУЛАГа на 501-й стройке

Оглавление

Ноги, стёртые до кости. Посылки, за которые можно было заплатить жизнью. 501-я стройка ГУЛАГа не зря получила название «Мёртвой дороги»: количество погибших здесь исчислялось сотнями. В 2014 году один из бывших заключённых в большом интервью рассказал, как всё происходило на самом деле.

Изображение сгенерировано при помощи ИИ
Изображение сгенерировано при помощи ИИ

«Этот ужас надевали на ноги»

«Мёртвую дорогу» возводили в условиях вечной мерзлоты. Каждое утро в 8 часов заключённые строем отправлялись на работу, а в 8 вечера возвращались в бараки. Подробно о распорядке дня в лагерях мы написали в предыдущей части статьи.

Бывали случаи, когда у кого-то воровали обувь. Но это мало кого волновало – на улицу выгоняли всех. Чтобы не отморозить ноги, сооружали «муркины боты» или «ЧТЗ (Челябинский тракторный завод)».

«Брали автомобильную покрышку, из протектора вырезали подошву. Из боковой стенки покрышки делали профиль и пришивали к этой подошве суровыми нитками. Но так как она ненадёжна, то в критических местах прошивается проволокой. И этот ужас надевали на ноги», - рассказывал в интервью Александр Сновский.

«Шерстяные носки были раем»

На ноги наматывали всё, что было под рукой – от тряпок до старых полотенец. Ими же для долговечности обшивали шерстяные носки, если таковые имелись. Без этого ноги стирались до кости.

«Когда из дома присылали шерстяные носки, это был рай, вы не представляете…»

Оказавшись вечером в бараке, многие после ужина сразу ложились спать – уставали сильно. Но развлечения всё же были. Иногда приезжали декламаторы с баяном. Если находилась гитара, на ней играли в основном «блатные». Играли также в шахматы и карты.

«Лагерные умельцы делали изумительные, совершенно феноменальные шахматы из хлеба. Хлеб жевали. После этого его пропускали через редкую материю или через марлю. Хлеб делался жижей. Из него лепили шахматы. Когда они высыхали, это были уникальные шахматы», - вспоминал Сновский.

Любили тех, кто умел «трёкать»

Карты были запрещены, однако и тут находились те, кто мог из жёваного хлеба и газет, смастерить аналог. Газеты проклеивали в несколько слоёв, изготавливая трафареты для карт, а потом метили их определённым образом, чтобы понять, какая масть.

«Иногда в лагере была гармошка. Тому, кто умел играть, давали привилегированную должность, например хлебореза. На моей колонии, где я был нарядчиком, сидел баянист Коля Савченко. Он был парикмахером. Музыкантов уважали.
Кроме того, блатные страшно любили сказочников. Это называлось «трёкать». Они рассказывали неимоверные истории, где обязательно были графья, князья. Вот так вырос Роберт Штильмарк, известный вам «Наследником из Калькутты». Интеллигент, боевой офицер, немец, который научился услаждать блатных. Блатные слушали роман, а рядом шестёрка чесала ему пятки. А он лежал, блаженно улыбаясь».

«Это глупость, что давали спать на сене»

Посуду со столов в столовой убирали в ведро, из которого раздавали кашу с супом. Между ними посуду не мыли. Персональной посуды не было, потому и заболевания распространялись быстро.

Спали, не раздеваясь. Под себя стелили бушлат, накрывались телогрейкой. Потом стали выдавать чёрные матрацы и наволочки. Когда их содержимое превращалось в пыль, брали на пилораме или из столярной мастерской стружку и ею набивали наволочки с матрацами.

«Сено было дефицитом. Его получали брусами пятидесятикилограммовыми и кормили лошадей. Сено поступало прямо на конюшню. Это глупость, что давали спать на сене. Слишком жирно было бы спать на сене. Стружка, стружка… А уже потом в зоны стали поступать ватные матрацы, обычные ватные матрацы. У мужиков вата слёживалась комками, и так приходилось спать. Женщины вместо этих матрацев спали на пустых наволочках, потому что они, несчастные, всю вату вытягивали на определённые женские нужды», - объяснял Александр.

«Они забирали всё»

Письма приходили редко. Раз в три месяца Сновский получал весточку от родителей, с такой же периодичностью писал и он. Лист бумаги складывали треугольником и отправляли. Получение родные оплачивали на месте, заключённые на это деньги не тратили.

«Посылки избегали получать, потому что вместо посылок приходилось иногда расставаться с жизнью. Хотя по правилам блатные имели право только ополовинить посылку, они не имели право всё забирать. Но они забирали всё. Какие там правила… Это только в книгах. Это сейчас романтизируют блатных. Уголовный мир – это подлый, гнусный мир шакалов и гиен», - заключил Александр.

О том, почему строительство железной дороги остановили, сколько километров успели построить и что стало с этими участками, мы рассказали в нашем видео. Подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы узнавать больше о жизни на Крайнем Севере, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Источник: журнал «Ямальский меридиан», №3/2014 г., «Разговор с бывшим заключённым»