Найти в Дзене

Плачем вместе

Почему плакать одному не имеет такого мощного позитивного эффекта, как плакать при ком-то? Почему, когда плачешь один, облегчения не наступает, а часто усиливается чувство одиночества и ненужности?  Фрустрация - вот причина наших печалей. Когда не удается получить то, чего хочется, остается только смириться и отгоревать. Это важный естественный механизм профилактики постстрессового расстройства.   Механизм перехода от мобилизации к демобилизации, то есть от стрессового напряжения, дающего силы бороться, к расслаблению, позволяющему смириться и переключиться.  Чтобы этот важный механизм сработал, наступила разрядка и напряжение не копилось и не разрушало изнутри, нужно ОТКЛЮЧИТЬСЯ ОТ МИРА, перестать его сканировать и ПОГРУЗИТЬСЯ В СЕБЯ, полностью отдавшись чувствам.  А для этого нужно ОТКЛЮЧИТЬ НА ВРЕМЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ, уйти с головой в свои переживания.  Это значит, как в детстве, позволить себе не справиться и позволить кому-то сконтейнировать свои чувства, ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН ДРУГОЙ!

Почему плакать одному не имеет такого мощного позитивного эффекта, как плакать при ком-то?

Почему, когда плачешь один, облегчения не наступает, а часто усиливается чувство одиночества и ненужности? 

Фрустрация - вот причина наших печалей. Когда не удается получить то, чего хочется, остается только смириться и отгоревать. Это важный естественный механизм профилактики постстрессового расстройства.  

Механизм перехода от мобилизации к демобилизации, то есть от стрессового напряжения, дающего силы бороться, к расслаблению, позволяющему смириться и переключиться. 

Чтобы этот важный механизм сработал, наступила разрядка и напряжение не копилось и не разрушало изнутри, нужно ОТКЛЮЧИТЬСЯ ОТ МИРА, перестать его сканировать и ПОГРУЗИТЬСЯ В СЕБЯ, полностью отдавшись чувствам. 

А для этого нужно ОТКЛЮЧИТЬ НА ВРЕМЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ, уйти с головой в свои переживания. 

Это значит, как в детстве, позволить себе не справиться и позволить кому-то сконтейнировать свои чувства, ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН ДРУГОЙ! 

Мы, психологи, называем такой процесс контейнирования ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УТРОБОЙ, который невозможно создать без ощущения безопасности и доверия. 

Если стресс серьезный, то без контейнирования эмоций кем-то, справиться с ним будет сложно. 

В терапии мы часто возвращаемся в ситуации детства, где ребенок был оставлен один на один со своими невыносимыми чувствами, которые никто не сконтейнировал, не позволил им излиться наружу. 

Часто на сам этот жизненно важный процесс «изливания-контейнирования» наложено табу, запрет, особенно у мальчиков. У девочек, кстати, тоже часто встречается программа «не реви». 

Важнейшей частью работы в терапии является возможность регресса, то есть ОТРЕАГИРОВАТЬ СЕЙЧАС ТО, что не было отреагировано тогда и буквально застряло непереваренным в психике. 

Трудно бывает найти место и человека в жизни, который не осудит, если мы ведем себя как-то «по-детски». Но, если в детстве нам запрещали быть ребенком, то когда же им тогда быть? 

Чтобы наступило облегчение и опустошение, нашему внутреннему ребенку нужна мама (или папа), которая успокоит и утолит печали, позволит обмякнуть в своих объятиях. И только тогда выделится гормон ОКСИТОЦИН, который смоет стресс и его последствия. 

Одному - не безопасно, плакать одному - еще не безопаснее, ведь пока я «в себе», что угодно может произойти, мозг не дает расслабиться. Ждет тигра или телефонного звонка. 

Зная особенности работы психики и условий, при которых происходит выработка определенных гормонов и нейромедиаторов в организме, можно оказать реальную помощь и качественно изменить самочувствие.

С заботой, Котова Олеся, психолог, EMDR - терапевт, член Национальной Ассоциации EMDR (ДПДГ) России