Найти в Дзене

У ребёнка нет друзей, что делать?

“У моего ребёнка совсем нет друзей, что делать?” - задаются вопросом многие родители. Такая проблема особенно характерна для детей с расстройствами аутистического спектра. Но это бывает и у нейротипичных детей, например у глубоких интровертов. Или если у ребенка был травматичный опыт отношений со сверстниками. И по многим другим причинам. Должны ли родители искать своему ребёнку друзей? Ответ на вопрос во многом зависит от того, хочет ли ребёнок иметь друзей. Многие дети чувствуют себя комфортно в уединении. Или же ребёнок предпочитает общаться в интернете. По мнению многих исследователей, такого ребёнка надо оставить в покое и НЕ искать ему друзей. Впрочем, если ребёнок еще маленький, родители в любом случае имеют возможность пригласить в дом его товарищей по детсаду. И это не помешает! Но если речь идёт о школьнике и тем более подростке, он может решительно отказаться от помощи. И бывает, что родителям приходится отпустить ситуацию.  Другое дело, если ребёнок хотел бы иметь друзей,

“У моего ребёнка совсем нет друзей, что делать?” - задаются вопросом многие родители. Такая проблема особенно характерна для детей с расстройствами аутистического спектра. Но это бывает и у нейротипичных детей, например у глубоких интровертов. Или если у ребенка был травматичный опыт отношений со сверстниками. И по многим другим причинам. Должны ли родители искать своему ребёнку друзей?

Ответ на вопрос во многом зависит от того, хочет ли ребёнок иметь друзей. Многие дети чувствуют себя комфортно в уединении. Или же ребёнок предпочитает общаться в интернете. По мнению многих исследователей, такого ребёнка надо оставить в покое и НЕ искать ему друзей. Впрочем, если ребёнок еще маленький, родители в любом случае имеют возможность пригласить в дом его товарищей по детсаду. И это не помешает! Но если речь идёт о школьнике и тем более подростке, он может решительно отказаться от помощи. И бывает, что родителям приходится отпустить ситуацию. 

Другое дело, если ребёнок хотел бы иметь друзей, но сверстники его отвергают. Тогда, конечно, ребенок нуждается в помощи родителей. Важно внимательно выслушать ребенка и понять, почему ему сложно искать друзей. Умение правильно строить диалог, слушать собеседника и находить общие интересы - это навыки, и их надо развивать.

 Родители могут рассказывать о своем опыте дружбы и общения. Разыгрывать ситуации, в которых ребенок учится знакомиться с другими и вести беседу.  И, конечно, создавать возможности для дружбы: приглашать домой сверстников своего ребенка, устраивать совместные прогулки, позволять посещать детские праздники.

Если попытки наладить отношения с ровесниками не приносят результатов, возможно, ребенку нужна профессиональная поддержка. 

Психолог поможет понять, в чем проблема, и подскажет, что делать, чтобы улучшить ситуацию. На занятиях специалисты создают комфортную атмосферу, в которой ребенок может раскрыть свои таланты и проявить способности. А на групповых встречах дети находят для себя новые увлечения - это не только помогает с пользой провести свободное время, но и дают детям дополнительную возможность наладить дружеские отношения.

Есть несколько распространенных ошибок, которые делают родители необщительных детей (разумеется, из лучших побуждений). Наиболее вредны 2 крайности: 

  1. Заставлять ребенка общаться со сверстниками (в случае, если ребенок предпочитает уединение).
  2. Игнорировать проблему, заявляя, что отсутствие друзей - нормально (в случае, если ребенок хотел бы иметь друзей).

Мои родители поступали со мной именно так. Отец заставлял общаться со сверстниками, несколько раз насильно выгонял во двор. Хотел отправить в пионерлагерь, говорил, что там я набью шишек, зато научусь общаться. Постоянно ругал за неумение заводить друзей. 

Мама, наоборот, говорила, что отсутствие друзей - нормально. Внушала, что я самая умная, сверстники просто не дотягивают до моего уровня. Рассказывала, что она тоже не общительная и тем не менее преуспела в жизни.  

Разумеется, мне была более близка позиция матери. Я была ей благодарна, что она меня успокаивает и не заставляет общаться. Но не исключено, что ее пассивная позиция усугубила мою тягу к одиночеству. 

Ни одному из родителей даже в голову не приходило приглашать домой моих соклассников или подружить меня с детьми своих друзей. Впрочем, возможно, тогда это было не принято. Дети играли  во дворе и сами искали себе товарищей. А кто не мог, сидел один дома. 

Я, конечно, не хотела повторять ошибки своих родителей. Своих детей дружить не заставляла, но всегда предлагала им приглашать своих соклассников домой. Две старшие девочки ходили к психологу.

И тем не менее, моя вторая дочь Адель не имеет друзей. Ей уже почти 15 лет. Ходить к психологу она больше не хочет. Говорит, что ей нормально без друзей. Недавно она прошла тест на синдром Аспергера и оказалась нормотипичной.

Адель  точно не страдает от отсутствия друзей, ей нравится проводить время дома с сестрами. У нее много всяких увлечений: рисует, вяжет, вышивает. Настроение обычно хорошее. В школе ее не обижают. Вроде бы особых причин для беспокойства нет. И все-таки я сейчас подумала, что неплохо бы заказать несколько книг про искусство общения. Например, Пол Макги “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно” или В. Богданович “Стань интересным собеседником”. Сделаю вид, что это не для нее, а для меня). Но Адель наверняка захочет ознакомиться с этими книгами, она ведь очень любит читать. 

Возможно, кто-то из читателей знает другие книги, которые помогают прокачать коммуникативные навыки? Сталкивались с проблемой социализации ребенка?