Найти в Дзене

Единственное в истории нападение неприятеля на Владивосток

«В два часа нынче днём город обстреливался с восточной стороны семью японскими крейсерами, и это продолжалось около часу... мы увидели, что [русские] корабли поднимают якоря, и мы поняли, что произошло что-то неожиданное, потому что корабли вовсе не были на парах, а многие матросы находились на берегу… После этого Тед схватил свой полевой бинокль и побежал со всех ног на вершину сопки, и оттуда он ясно увидел семь удалявшихся японских крейсеров и увидел несколько мест в другом конце города, куда упали снаряды; три из них — на лёд недалеко от дома Линдгольмов, это не более полутора миль от нас. Наша эскадра вернулась только на закате, и до чего же я была рада её видеть!»
Э.Прей «Письма из Владивостока»

Перед Русско-японской войной Владивосток представлял собой город, где смешались люди разных национальностей. В том числе здесь было много японцев. Они приезжали в Российскую империю, чтобы подзаработать и занимались прачечным делом, парикмахерским ремеслом, торговлей.

С 1 января 1904 года владивостокский рейд усиленно посещался японскими пассажирскими судами, которые вывозили на родину соотечественников. Из 5000 японского населения города к 26 января (Русско-японская война началась 27 января 1904 года) осталось меньше половины, в основном торговцы, не успевшие завершить свои дела.

Современный Владивосток. Фото автора.
Современный Владивосток. Фото автора.

А уже 22 февраля того же года отряд адмирала Камимуры в составе пяти броненосных крейсеров – «Адзума», «Асама», «Ивате», «Идзумо», «Токива» и двух легких – «Иосино» и «Касаги» вошла в воды Уссурийского залива. Понятно, что не на прогулку и не рыбку половить.

Камимура оставил легкие крейсера для прикрытия около острова Аскольд и подошел к восточному побережью полуострова Муравьёва‑Амурского так, чтобы его не могли достать артиллерийские батареи с полуострова Назимова и мыса Новосильского.

В 13 часов 25 минут японцы начали обстрел Владивостока. Огонь пяти крейсеров пришёлся на форты Суворова и Линевича, на город и рейд Золотого Рога, вдоль долины речки Объяснения. Обстрел продолжался почти час, после чего японская эскадра стала отходить к югу и в 17 часов 30 минут скрылась из виду.

Крейсера выпустили около двухсот снарядов, но никакого существенного урона городу не нанесли. До основных строений и стоянки наших кораблей снаряды попросту не долетели. Правда, жертвы того обстрела все же были – несколько раненых матросов и женщина, в чей дом залетел снаряд. К сожалению, ее спасти не удалось.

Другая женщина – жена командира полка Павла Александровича Жукова – умудрилась спасти полковое знамя. Она вместе с одним из офицеров, которого вызвал часовой, забежала в горящее помещение, где располагался штаб и служебная квартира командира полка, и вынесла знамя. За свой поступок она никаких наград не получила, так как её участие в спасении знамени не было предусмотрено никакими воинскими уставами того времени. А офицер, который был с ней, получил знак отличия ордена Св. Георгия 4-й степени. Дискриминация, однако.

Современный Владивосток. Фото автора.
Современный Владивосток. Фото автора.

Наши корабли не смогли догнать японцев. Историки пишут, что помешал лед в бухте – в тот день температура воздуха упала до -31 градуса.

Утром 23 февраля японская эскадра вновь подходила к тому месту, где вела огонь, но ограничилась только осмотром местности и ушла в море. Молчание крепости в ответ на стрельбу японцы восприняли как нежелание раскрывать позиции береговых батарей. А на самом деле до зоны обстрела Уссурийской батареи японские корабли не дошли примерно 800 метров.

25 февраля 1904 года было опубликовано высочайшее поздравление Владивостоку и его жителям с боевым крещением от императора Николая II.

Несмотря на то, что обстрел Владивостока японской эскадрой не дал противнику ощутимых результатов и не нанёс крепости серьёзного вреда, стала очевидной опасность возможных военных действий на этом направлении. Начались спешные работы по организации обороны крепости.

В течение месяца после обстрела на побережье Уссурийского залива было построено шесть временных деревянно‑земляных батарей, вооружённых 35 орудиями. Были спешно достроены батареи у бухты Соболь и на полуострове Басаргина. Рядом с фортом Линевича возвели еще одну батарею. Значительные работы были проведены на Русском острове.

«Вчера на рассвете японские солдаты с бравыми возгласами: «Хэйка банзай!» (что означает: «Да здравствует микадо!») бросились в атаку на русские позиции. Русские солдаты со свирепым воплем: «Опять – ту их мать!» (что тоже означает: «Да здравствует император!») успешно отбили японскую атаку».
В. Пикуль «Три возраста Окини-сан»

Больше неприятель к нашим берегам не подходил.