Все говорят: “В деревне душевнее”. А по факту — самогон, драки и ощущение, что ты тут и сгинешь. Рассказываю свой опыт — честно, как есть.
Живя сейчас в миллионнике, я решила сравнить жизнь в мегаполисе и в посёлке городского типа (по сути — деревне).
Родилась и выросла я в Пензенской области, в посёлке Чаадаевка. В принципе, довольно большое село — было там 3 или 4 детских сада, три начальных школы и ещё две, где можно было учиться до 11 класса. По детским воспоминаниям, садик казался нормальным. Только со временем, увидев другие варианты, я поняла: наш детсад имени Крупской — это обычный барак с тремя комнатами, в каждой из которых была своя группа. Туалет? Комната с горшками. Летом там же мыли ноги в тазиках. Зато был большой зал для праздников.
На улице территория была разделена, чтобы дети из разных групп не смешивались. Игровая зона — скучноватая: две горки, железный танк (в который было интересно заглядывать в «дупло»), качающаяся железная курица, на которую нельзя было залезать (металлические прутья, небезопасно), две качели, три песочницы и, конечно, лавочки. Куда ж без них?
Школа казалась чем-то вау. Первоклассницей я была в восторге: два двухэтажных здания! В одном учились с 1 по 4 класс — здание поновее. На первом этаже — туалет, музыкально-спортивный зал (там стояло пианино и висели шведские стенки), спортзал для «старших», маты и четыре шведских стенки — всё. Медпункт, столовая. Еда... кому как. Мне нормально, кто-то воротил нос. Классы на втором этаже, доски — одна нормальная, купленная родителями, остальные — покрашенные железные листы с заплатками.
В старших классах запомнился обшарпанный линолеум, лестницы со стертыми ступеньками. Компьютерный класс был, но компьютерами пользоваться не разрешали. Раз в четверть учили их включать и выключать (не шучу). В кабинетах физики и химии были «тайные комнаты» — по идее, с приборами и реактивами, но на деле — тетради и пара колб. За всё время — три опыта: эбонитовая палочка, маятник и марганцовка. Всё.
Примерно в седьмом классе я поймала себя на мысли: как бы ты ни учился, из этой дыры не выбраться. Английский? Не учила. С кем там разговаривать? Оценку «4» можно было получить, просто переписав четыре страницы учебника в тетрадь. Что я и делала.
Оглядываясь назад, понимаю: жить в деревне — с одной стороны, хорошо. Становишься самостоятельным, рано начинаешь сам за себя решать. Потому что развлечений мало, и ты играешь чем попало. У нас, например, клали камни на рельсы и ждали поезд — слушали, как он их с треском давит. Романтика.
В школе учителя твердили: перед вами целый мир. Только пока ты до школы идёшь, мимо проходят все местные алкаши. А старшеклассники весело курят в уличном туалете — мимо проходят учителя и делают вид, что ничего не замечают. В какой-то момент я подумала: "А зачем вообще учиться? Всё равно я в этой Чаадаевке и сдохну".
А потом — Москва.
Но даже по приезде вдохновения не было. Я не видела перед собой никаких безграничных возможностей. Окружение было примерно тем же: все приехали за «большими» деньгами, которые по меркам столицы — копейки.
«Вы никогда не будете летать с орлами, если возитесь с индюками».
— Зиг Зиглар
Постепенно окружение стало меняться. Встретились люди, которые говорили: Москва — это возможности. Сначала я скептически: ну да, работы тут много, хоть на пять устроиться. Но с годами взгляд расширился.
Начнём с детских площадок. В деревне их нет. В Москве — в каждом дворе, и они реально классные. В детсадах — развитие, игры, моторика, активность. У нас в саду был песок — ели его. Играли в похищение инопланетянами. Игрушек не хватало, развлекались сами. Главное — чтобы никто не плакал и не разбился.
Школу сравнить сложно, но попробую. В городе школы современные, финансируются регулярно. Больше конкуренции, выше требования. Когда у тебя в деревне один шестой класс на 16 человек, ты можешь получить «4» просто за то, что хоть что-то сделал. А в городе — олимпиады, рейтинги, отбор. Тут реально видишь успешных людей и начинаешь хотеть «так же». В деревне «так же» — это либо ездить на заработки, либо пить.
С английским та же история. В городе хотя бы шанс есть встретить иностранца и пообщаться с ним , или хотя бы понять, что он от тебя хочет. В деревне — «а зачем он мне?».
После школы в мегаполисе — куча вузов, специальностей. В деревне — один ближайший техникум, профессии под завод. Где родился — там и пригодился.
Безопасность? Иллюзия. В деревне тоже воруют, дерутся, пьют, режут. Развлечения: свадьбы, похороны, огород, самогон, баня, забой скотины. Всё. Эмоциональной разрядки ноль. Поэтому люди развлекаются как могут. В городе теснее, но и реагируют быстрее: шум — вызывают полицию. В деревне — «да ну, подерутся и перестанут».
Итог:
Если вы родились в мегаполисе — вам повезло. У вас больше возможностей, связей, вы с детства впитываете темп и перспективу. В деревне всё иначе. Да, бывают исключения — люди добиваются многого. Но именно исключения.
Безопасности и душевности там не больше. Доходы — ниже. А цены на продукты — такие же или даже выше.