Альбом Electric Wizard 2014 года "Time To Die" стал мастер-классом апокалиптического дум-некромантии. И вот почему они – лучшая группа, чтобы проводить этот мир на тот свет.
В 2014 году, когда Electric Wizard готовились обрушить на мир свой новый альбом "Time To Die", их фронтмен Джас Оборн дал знаковое интервью Ken McIntyre для Metal Hammer. Этот разговор о конце света, оккультизме и самой тяжелой музыке лег в основу нашего сегодняшнего материала.
Electric Wizard – это верховные жрецы извращенного, мизантропического дума. В 2014 году, когда они готовились выпустить новый альбом "Time To Die", мы пообщались с их лидером Джасом Оборном о сделках с дьяволом и неминуемой гибели человечества.
Начнем, как и подобает, с конца.
Учитывая, что новый, вызывающий землетрясения и поклоняющийся Сатане дум-опус Electric Wizard называется "Time To Die" ("Время умирать"), как, по мнению главного короля уныния в метале, фронтмена Wizard Джаса Оборна, наша ничтожная планета в итоге встретит свой уродливый конец?
«Мы сами себя убьем, или планету накроет метеорит, – говорит Джас, прерываясь на приступы кашля, вызванного травой. – Мне снились сны об этом, о том, как в нас врезается метеорит. Это лишь вопрос времени. Мы, черт возьми, это заслужили, если честно». Он задумывается над своим решением. «С другой стороны, чума просто избавится от нас и оставит планету в покое, так что это, вероятно, лучшее решение».
Древние некроманты в мире соцсетей
Частые пророчества Wizard о конце света и их непринужденная мизантропия – две самые стойкие и, как ни странно, подкупающие черты группы. Более 20 лет и почти столько же смен состава Джас вел свою зловещую паству в тени, создавая невероятно тяжелые депрессивные дум-джемы, на фоне которых Sabbath покажутся солнечными оптимистами.
В Electric Wizard нет ничего, что указывало бы на их существование в той же временной эпохе, что и Slipknot или Bring Me The Horizon. Они не современные и не цифровые; они даже не ретро, по-настоящему. Они – древние некроманты, творящие заклинания из запретных текстов. Как будто они внезапно вышли из тумана 1974 года в грохочущий, болтливый мир социальных сетей, мгновенного удовлетворения и постоянного контакта. Они ничего из этого не предлагают. Они принадлежат Земле и небу, и их боги гораздо старше тех, кому поклоняются в торговых центрах и на поп-фестивалях. В мире, лишенном тайны, они – последнее звено, связывающее нас с туманным, темным прошлым рока.
«Когда мы начинали, в пребывании в рок-группе все еще было много таинственности, – отмечает Джас. – Ты ехал в тур, и всякое дерьмо случалось. Если ты отыграл плохой концерт, на следующий день это не появлялось на YouTube. Все заканчивалось, и ты просто двигался дальше. Мир, черт возьми, изменился с тех пор, и нас, черт возьми, заставляют участвовать. Пытаешься быть анонимным, но это, черт возьми, невозможно. Я стараюсь изо всех сил, правда. Я живу в глуши и избегаю людей. Я живу в деревне, в 30 минутах от шоссе. Мы довольно изолированы. Я стараюсь, чтобы никто не знал, чем я занимаюсь. Единственное хорошее в нынешнем отсутствии анонимности – это то, что по крайней мере легче увидеть, кто настоящие группы, а кто просто, черт возьми, притворяется».
Настоящий культ и сделка с Дьяволом
Джас, конечно, имеет в виду недавний взрыв популярности «оккультных рок»-групп. Никогда в истории рока столько любителей тяжелых риффов и травки не клялись в верности Люциферу и всем его меньшим демонам. От Bloody Hammers до Blood Ceremony, от Salem’s Pot до Mount Salem – налицо настоящее наводнение мрачного, сексуализированного нарко-сатанизма, многое из которого напрямую вдохновлено ключевыми релизами Wizard, такими как "Come My Fanatics" (1997) и "Dopethrone" (2000). Но все ли они играют с Дьяволом по-настоящему?
«Мы единственные, кто делает это по-настоящему, – усмехается Джас. – Мы – настоящая культовая группа. У нас действительно есть культ. И мы заключили сделку с Дьяволом».
Джас неохотно обсуждает детали оккультных практик Wizard, но уверяет, что колдовство не только живо в современном мире, но и эффективно. Ваш скептически настроенный автор вспоминает прошлое интервью с некогда известной электро-метал сатанинской иконой, которая утверждала, что была свидетельницей физического проявления демонов. Главный «Волшебник» этого не отрицает.
«Все это существует, если действительно захотеть поискать, – говорит он. – Я встречал людей, которые верят в это дерьмо, и я также видел последствия. У них есть определенная сила. Убедили ли они себя мысленно или получили силу от Дьявола, я не могу сказать наверняка. Но истинная вера очень сильна. Вера в себя – самая мощная сила из всех».
Поклонники: от странных до пугающих
Учитывая, что Electric Wizard открыто привлекают в свою паству маргиналов, часто ли Джас находит у своей входной двери поклонников Дьявола в плащах? Приносит ли ему почтальон мешки со свежевыкопанными костями, присланные чрезмерно усердными дум-детьми?
«Нам попадаются некоторые необычные личности, – говорит он, – но за по-настоящему страшными, вероятно, скрывается какая-то очень печальная история. Помню, в Канаде была странная секта подростков, которая некоторое время нас пугала. Они вызывали беспокойство. Кто знает, что с ними случилось? Вероятно, их всех арестовали или что-то в этом роде».
Секрет успеха: дурацкое название и полная отдача
В долгой и извилистой истории Electric Wizard не было ни одного момента, когда они хотя бы намекнули на коммерческий потенциал. Справедливости ради стоит сказать, что многие их фанаты не в себе, и почти все они под кайфом. Каждый альбом тяжелее, страшнее и менее доступен, чем предыдущий. И все же они остаются самой известной дум-метал группой по эту сторону Оззи и компании. Некоторые подозревают, что это из-за вышеупомянутой сделки с Сатаной, но Джас предлагает более простое объяснение.
«Наше название всегда было на слуху, я думаю, потому что оно довольно дурацкое. Когда мы начинали, люди говорили: «Что за хрень?» В то время у всех были серьезные названия, My Dying Bride или что-то в этом роде. А мы такие: «К черту это», – усмехается он. – «Давай просто назовем себя как-нибудь по-дурацки, чтобы мы могли делать все, что захотим».
Независимо от причин, факт в том, что именно это они и сделали. У Джаса Оборна и его давней партнерши Лиз Бакингем нет другой работы. Вот оно. Они – Electric Wizards, сейчас и навсегда.
«Достигаешь определенного возраста и думаешь: «Что я буду делать? Буду заниматься дерьмовой работой и заниматься группой на полставки?» Должно быть одно или другое, – признает он. – Если ты действительно хочешь этим жить и хочешь заполучить поклонников, ты должен заниматься этим 24/7. Ну, настолько, насколько это возможно, не сходя с ума. Мне все еще нужно находить время, чтобы смотреть фильмы ужасов и всякую хрень. Но главное – донести музыку до поклонников».
В погоне за самым тяжелым риффом
Эта музыка, кажется, с каждым годом становится все тяжелее. Когда-нибудь Electric Wizard напишут самую тяжелую песню всех времен. И тогда мы все сможем разойтись по домам.
«Кто-то должен это сделать, – смеется он. – В этом и есть суть хэви-метала, не так ли? Кто-то хотел написать самую тяжелую песню всех времен. Может быть, этого никогда не произойдет, и, может быть, в этом и есть вся крутизна. Мы все будем стремиться к этому вечно. Для меня в этом и заключается суть метала».
"Time To Die": Возвращение к корням и новый раскол
Прошло четыре долгих года с момента выхода последнего полноформатного альбома Electric Wizard, "Black Masses" (2010). За это время Джасу удалось наладить отношения с бывшим барабанщиком Марком Гринингом, молотобойцем, стоявшим за некоторыми из самых знаковых релизов Electric Wizard, включая безупречный погребальный апокалипсис "Dopethrone". Марк вернулся в строй, чтобы сыграть на барабанах в "Time To Die", но, увы, отношения между ним и группой быстро испортились.
«Это долгая история, – вздыхает Джас. – Мы с Марком начали джемовать несколько лет назад. Он старый друг, и он был в группе давным-давно. Мы разобрались с нашими проблемами, и у нас получились хорошие джемы. Но он не готов играть на постоянной основе. Ему не нравятся концерты, и он слишком много пьет. Те же старые проблемы подняли голову. У нас были договоренности, что дерьмо больше не повторится, и дерьмо повторилось. Я просто рад, что альбом был закончен и это уже история. Мы не просто потратили время впустую и не спустили все в унитаз».
Никаких компромиссов: самый экстремальный альбом
Большинство групп с возрастом смягчаются или пытаются расширить свою фан-базу, добавляя коммерческие элементы в свое звучание. Но не Electric Wizard. "Time To Die" может быть их самым экстремальным альбомом на сегодняшний день – бурлящая кислотная ванна ненависти, настолько гнетущая и нигилистическая, что кажется, будто она тычет тебя в грудь костлявым, мстительным пальцем. «Да, мы подумали, что у нас есть возможность, с более широкой дистрибуцией и более крупным лейблом, выпустить действительно тяжелый альбом в мир. Мы не хотели проявлять слабость», – утверждает Джас. – «И мир сейчас тяжелый. Я думаю, он это выдержит. Мы хотели сделать честное заявление о том, что мы думаем о мире. Речь идет о создании альбома, который действительно гнетет, который ощущается чертовски конфронтационным. Я просто чувствовал, что есть много людей, которые действительно заслуживают пощечины. Я не хотел прибегать к насилию. Музыка – мое оружие. Я использую это. И я думаю, мы это донесли. Этот альбом – определенно «Пошли вы все... к черту».
Новый лейбл и планы на будущее
Освободившись от оков своих бывших деловых партнеров, Electric Wizard основали собственный лейбл Witchfinder Records, импринт, дистрибуцией которого занимается Spinefarm. Изначально он будет домом для релизов Electric Wizard, но Джас оптимистично настроен на то, что Witchfinder может охватить целый ряд групп и медиа. «Я бы хотел привлечь другие группы, если лейбл готов это поддержать. Может быть, мы снимем фильм».
Тем временем группа планирует отправиться в тур в поддержку альбома. «Мы должны, иначе люди начнут присылать нам письма с ненавистью. Кое-что мы узнали от наших британских металлических предков, от Maiden до Motörhead, – это помнить о поклонниках. Это то, что держало настоящие метал-группы вместе на протяжении многих лет».
Нынешняя готовность Wizard к гастролям контрастирует с прошлыми годами, когда затворническая группа редко выступала вживую. «Раньше мне это никогда не нравилось, – признается он. – Это было тяжело для отношений людей в группе, и это мешало созданию музыки. Но сейчас это борьба за то, чтобы сохранить состав, который хочет оставаться в дороге. Я не хочу погружаться в какое-то самовлюбленное дерьмо. Мы это уже проходили, я готов двигаться дальше».
Дум для всех? Приближение метеорита
Планируется объехать земной шар в поддержку "Time To Die", включая давно назревшую поездку в США. Но перед этим – несколько примечательных разовых выступлений, включая участие в обреченном на провал, рассчитанном на хипстеров фестивале All Tomorrow’s Parties. Что здесь происходит? Неужели дум распространяется на обычных людей?
«Это довольно странно, правда? Может быть, это конец времен, – смеется он. – Может быть, они тоже чувствуют приближение метеорита».