Найти в Дзене
Свет внутри

Почему ребёнок не хочет учиться?

— "Он мог бы, если бы захотел!"
— "Ленится!"
— "Просто не старается!" Эти фразы я слышу почти каждый день. Родители волнуются, злятся, устают от постоянных уговоров и контроля. А ребёнок… смотрит в окно, вертит ручку, забывает тетради, делает домашку на отвали. Почему? Давайте остановимся. Не для того чтобы осудить. А чтобы понять. Потому что за каждым "не хочет учиться" прячется своя история. И часто — не про лень. Мотивация — это не волшебная кнопка. Мотивация — не то, что можно "включить". Это внутренняя сила, которая появляется, когда у ребёнка есть: Смысл — зачем я это делаю? Поддержка — кто рядом со мной? Успех — у меня что-то получается? Свобода — меня слышат? Если хотя бы один из этих пунктов выпадает — мотивация гаснет. А дальше — защита: протест, избегание, равнодушие, агрессия. Что может стоять за "не хочу учиться": — Страх ошибиться.
Когда ребёнок боится оценки, осуждения или насмешек, он будет избегать заданий. Лучше не сделать, чем сделать плохо. — Невыносимое напряжение

— "Он мог бы, если бы захотел!"
— "Ленится!"
— "Просто не старается!"

Эти фразы я слышу почти каждый день. Родители волнуются, злятся, устают от постоянных уговоров и контроля. А ребёнок… смотрит в окно, вертит ручку, забывает тетради, делает домашку на отвали. Почему?

Давайте остановимся. Не для того чтобы осудить. А чтобы понять. Потому что за каждым "не хочет учиться" прячется своя история. И часто — не про лень.

Мотивация — это не волшебная кнопка. Мотивация — не то, что можно "включить". Это внутренняя сила, которая появляется, когда у ребёнка есть:

Смысл — зачем я это делаю?
Поддержка — кто рядом со мной?
Успех — у меня что-то получается?
Свобода — меня слышат?

Если хотя бы один из этих пунктов выпадает — мотивация гаснет. А дальше — защита: протест, избегание, равнодушие, агрессия.

Что может стоять за "не хочу учиться":

— Страх ошибиться.
Когда ребёнок боится оценки, осуждения или насмешек, он будет избегать заданий. Лучше не сделать, чем сделать плохо.
— Невыносимое напряжение.
Семейные конфликты, развод, давление — всё это отнимает силы. Мозг занят выживанием, не учебой.
— Неоправданные ожидания.
Когда "должен быть отличником", а сам — творческий, медленный, с трудностями концентрации, начинается бег по кругу вины и бессилия.
— Отсутствие смысла.
Если учёба — это только про оценки и "надо", а не про открытия и интерес, внутренний двигатель замирает.
— Усталость и сенсорное перенапряжение.
Школа, кружки, шум, свет, экраны. Детская нервная система часто не справляется с таким ритмом. Ребёнок уходит в "отказ".

Что может сделать взрослый:

Услышать, а не давить.
Вместо "соберись" — "Я вижу, тебе трудно. Расскажешь?". Иногда одной фразы достаточно, чтобы открыть диалог.
Отделить личность от результата.
Ребёнок не оценка. Он — живой. Сильный, ранимый, любящий. Когда он чувствует это — начинает двигаться вперёд.
Давать выбор.
Маленький: с чего начнём? Свобода в мелочах — это тоже мотивация.
Находить интерес в простом.
Иногда проще не заставить, а заинтересовать. Почему таблицу умножения не выучить, играя в карточки на скорость?
Быть опорой, а не судьёй.
Учёба — это путь. Бывает, с ямами. Важно, чтобы рядом был тот, кто верит, даже когда ты сам устал.

Вместо вывода — один вопрос. Попробуйте задать его себе вечером:
Если бы я был на месте моего ребёнка, что бы я чувствовал сейчас?

Иногда самый верный путь к мотивации — это не стратегия. А понимание.