— "Он мог бы, если бы захотел!"
— "Ленится!"
— "Просто не старается!" Эти фразы я слышу почти каждый день. Родители волнуются, злятся, устают от постоянных уговоров и контроля. А ребёнок… смотрит в окно, вертит ручку, забывает тетради, делает домашку на отвали. Почему? Давайте остановимся. Не для того чтобы осудить. А чтобы понять. Потому что за каждым "не хочет учиться" прячется своя история. И часто — не про лень. Мотивация — это не волшебная кнопка. Мотивация — не то, что можно "включить". Это внутренняя сила, которая появляется, когда у ребёнка есть: Смысл — зачем я это делаю? Поддержка — кто рядом со мной? Успех — у меня что-то получается? Свобода — меня слышат? Если хотя бы один из этих пунктов выпадает — мотивация гаснет. А дальше — защита: протест, избегание, равнодушие, агрессия. Что может стоять за "не хочу учиться": — Страх ошибиться.
Когда ребёнок боится оценки, осуждения или насмешек, он будет избегать заданий. Лучше не сделать, чем сделать плохо. — Невыносимое напряжение