Будучи в основной своей массе исключительно зрительским жанром, редкие триллеры собирают букет престижных профессиональных наград и сколько-нибудь достойную кассу одновременно. Но иногда они всё же случаются. Вот, например, оскароносный “Конклав” (Conclave), поставленный оскароносным Эдвардом Бергером.
В 2024 году фильм собрал хорошую кассу и получил тёплый приём зрителей, заслужил похвалы критиков и удостоился множества номинаций от самых престижных кинопремий (только на “Оскаре” было восемь номинаций, одна из которых – за сценарий – обернулась золотой статуэткой). О нём сегодня и поговорим.
О чём это
После внезапной смерти Папы Ватикан начинает подготовку к конклаву – выборам нового патриарха католической церкви. Подготовкой и организацией всех процедур руководит кардинал Томас Лоуренс (Рэйф Файнс).
Из всей коллегии кардиналов сразу выявляются четыре наиболее вероятных кандидата на пост Папы Римского: Альдо Беллини (Стэнли Туччи) из Штатов, Джошуа Адейеми (Лусиан Мсамати) из Нигерии, Джозеф Трембле (Джон Литгоу) из Канады и Гоффредо Тедеско (Серджо Кастеллитто) из Италии.
Кардинал Лоуренс по ходу проведения конклава постепенно узнаёт о каждом из фаворитов всё новые и новые сведения, которые могут кардинально повлиять на результаты голосования.
Фильм основан на одноимённом романе британского писателя Роберта Харриса, чью прозу ранее дважды экранизировал Роман Полански – “Призрак” (The Ghost Writer, 2009) и “Офицер и шпион” (J'accuse, 2019). За адаптацию романа в сценарий “Конклава” Питер Строан получил свою вторую номинацию и первый “Оскар”.
О “плюсах” и “минусах”
Пожалуй, сразу стоит оговориться, что “Конклав” триллер скорее номинальный. Сами понимаете, что место действия не предполагает привычных жанру убийств и вопросы жизни и смерти ставить никто не будет (ну, разве что в исключительно религиозном ключе). К тому же все персонажи – возрастные и степенные господа, которые предпочтут вкрадчивый монолог вместо экспрессивной тирады (хотя и последней найдётся место).
По сути “Конклав” даже не столько религиозный триллер (хотя это очевидно и на поверхности), сколько триллер разговорный. Так что если Вы не готовы к обилию диалогов, которые будут прерываться на голосование и новые диалоги, то лучше отложите “Конклав” до лучших времён.
Для остальных же скажу, что фильм получился прекрасен визуально. Декорации, костюмы, выверенная операторская работа и мягкий монтаж превращают картину в пир для глаз. Для ушей же великолепная партитура оскароносного Фолькера Бертельмана, удостоенная номинации на “Оскар” (кстати, первую статуэтку Фолькер получил за предыдущий совместный проект с Бергером – “На западном фронте без перемен”).
Ну и главное достоинство картины – это актёрские работы, не похвалить которые всё равно что признаться в ереси. Центр внимания, конечно, персонаж Файнса. За кардинала Лоуренса он получил свою третью номинацию на “Оскар” (но статуэтка ушла к Эдриану Броуди). А за сравнительно небольшую роль сестры Агнес 72-летняя Изабелла Росселлини номинировалась на “Оскар” впервые (статуэтка ушла Зои Салдана). Кардиналы-фавориты тоже были прекрасны, как и всегда.
Однако при всех своих мощных достоинствах, не миновали “Конклав” и недостатки. Например, помимо разговорности в нём легко углядеть тень “повестки”, которая в финале раскрывается в немного абсурдном, как мне показалось, ключе. Из-за этого “Конклав” рискует стать красивой и увлекательной, но всё-таки пустоватой картиной.
В общем гарантий, что удастся получить массу эмоций и мысли о фильме ещё долгое время будут посещать Вашу голову, я не дам. Но на "Конклаве" определённо получится неплохо провести время.
Итог
Красота формы при мастерском исполнении позволили “Конклаву” стать и кассово успешным и общепризнанным. Но перед просмотром зрителю стоило бы знать, что этот триллер не столько религиозный (я Вас немножечко очень сильно обманул), сколько политический. А под чередой диалогов особо “впечатлительный” зритель с ужасом может обнаружить целое идеологическое послание.
Однако если Вы просто хотите насладиться неторопливой и красивой картиной с великолепными актёрами, не боясь “заразиться” какой-нибудь потенциально вредной идеологией или “повесткой”, то “Конклав” будет хорошим выбором.
За кардиналами наблюдал Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
Зрители
Кинопоиск: 7.3 (160,9 тыс. оценок)
IMDb: 7.4 (187,3 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 86 % (2500+ оценок)
Профессиональные обозреватели
Роттен Томатос, критики: 93 % (321 рецензия)
Метакритик: 79 из 100 (54 рецензий), то есть “в основном положительные” отзывы
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 79 % (14 рецензий)
Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:
“Конклав” (2024): 20 / 125,9 (32,5 + 93,4)