Электрификация автомобилей — тема, которая уже не просто обсуждается, а всерьёз делит автолюбителей на два лагеря. Одни восхищаются мгновенной отдачей электромотора. Другие же считают, что без мотора внутреннего сгорания это уже и не «вождение» вовсе. Но у производителей, особенно таких как BMW M — бренда, выросшего из автоспорта, — нет возможности игнорировать перемены. Однако Франка ван Миля, главу подразделения M, сама идея электрификации нисколько не пугает. Скорее наоборот — на прошедшем Concorso d’Eleganza Villa d’Este он был предельно уверен.
M — это не просто про моторы
Если смотреть на историю моделей BMW M, особенно таких как M3, она вся — один сплошной ответ скептикам. Смена поколений всегда сопровождалась волной недоверия, и каждый раз — напрасно. Франк с лёгкой улыбкой вспоминает:
— Когда мы поменяли E30 M3 на E36, все говорили: «Только четырёхцилиндровый мотор — настоящий». Потом перешли на атмосферные шестицилиндровые, и снова: «Зачем шесть? Это уже не то». А потом люди сели за руль — и всё. Поняли, что это всё ещё M3. Продали больше, чем с "четвёркой".
Дальше — та же история: пришёл E90 M3 с высокооборотным V8 вместо любимой «шестёрки» E46.
— И опять: «Тяжёлый перед, испорчена развесовка». А на деле — она ехала как M3. Люди прочувствовали это и раскупили.
F80? Турбированная «шестёрка»? Всё знакомо. Сначала шок, потом — восторг и рекорды продаж.
— Сейчас мы близки к тому, чтобы выпустить полностью электрическую M3. И она, как и раньше, будет ехать даже лучше своих предшественников, — говорит Франк. — Это будет настоящий M. Просто гораздо быстрее. Более точный, более азартный. Быстрее всего, что вы видели раньше.
Он напоминает и про внедрение полного привода M xDrive в F90 M5:
— Все боялись, что она потеряет характер — что с полным приводом поедет прямо, как любая другая. Но нет. Это всё ещё задний привод с возможностью подключить перед. Люди прочувствовали, поверили — и оценили.
И с этим сложно спорить. M всегда экспериментировали с моторами, приводами и конфигурациями. Но суть оставалась неизменной: M — это про ощущения за рулём.
— Каждый раз, садясь в M, ты понимаешь: «Да, это оно». Даже не зная, чего ждать — чувствуешь. И это не про тип привода или мотор. Это про эмоции.
Кто хоть раз ездил на нескольких «эмках», особенно на кроссоверах, тот поймёт.
Neue Klasse: с нуля, под M
Но главное — даже не в том, что M сохранит характер. Главное — что теперь для него создаётся идеальная основа. Архитектура Neue Klasse (NCAR), которая сейчас в разработке, с самого начала проектируется с расчётом на электрифицированные «эмки».
Это не как у i4 или i5, где платформа — общая с бензиновыми версиями. Тут всё иначе:
— Neue Klasse создаётся с одной целью — построить идеальный электромобиль. И вы почувствуете это во всём: в поведении, в управляемости, в запасе хода. Всё, что нужно M, заложено в платформу с самого начала. Потому что если изначально не предусмотреть ДНК M, добавить её потом почти невозможно.
Ключевой элемент — система Heart of Joy, или «Сердце радости».
— Каждая модель Neue Klasse будет с ней. Это залог того, как она будет вести себя на дороге. Даже базовые версии будут нести в себе черты M. А мы потом сможем добавить всё, что нужно: мощность, охлаждение, зарядку, управляемость — всё, что делает M по-настоящему особенной.
Почему он — глава M
Слушая Франка ван Миля, становится понятно, что он — не просто управленец.
— Я гонщик. Я автофанат. Я сумасшедший автофанат, — смеётся он. — То, что мы сейчас готовим в электрификации… Когда вы это увидите, вы скажете: «Чёрт, мы такого точно не ждали».
Но и традиции никто не отменяет. BMW намерена сохранить в линейке и бензиновую M3 с механикой как можно дольше.
— У нас будут обе версии, — подтверждает он. — У нас есть эталон — рядная «шестёрка» в нынешней M3, и мы продолжаем её развивать. А рядом — электрическая M3, которая тоже двигает границы. Так что... может быть, кто-то просто купит обе.
И, возможно, этот кто-то — это ты, Франк.