Найти в Дзене

Красота форм, «порядок в голове» и творчество как формообразование

Оглавление
Мы рассуждаем об эволюции жизни в форме. Но что за этим стоит? И причём тут творчество? Вообще, как таковое творчество есть процесс создания. Между тем, творчество в нашей жизни присутствует во многих сферах деятельности. Что же его всё-таки обуславливает? Вроде как в процессе творения создаётся нечто объективно новое. В каком смысле? Нам кажется, что всякое творчество завершается созданием формы. Что важно как раз для эволюции жизни. Да, скорее всего, любая форма служит эволюции. Мы бы даже так сказали, формообразование и есть творчество. Однако одновременно с этим в основе формы лежит идея. Следовательно, формообразование - это выражение и реальное воплощение какой-то идеи? Если так, то именно идеи обусловливают всё наше творчество. А где творчество, там красота форм, на самом деле!

Зададимся вопросом: что такое форма, а он, между тем, предоставляет уму широчайший простор для суждений. В целом, действительно, там, где речь идёт о материи, форма есть способ существования материи. А если приобщиться к энциклопедическим сведениям, то тут по-разному, с одной стороны, форма (как внешний вид) определяется взаимным расположением контуров объекта и взаимным расположением точек линии. Это в геометрии, надо полагать, с другой же стороны, форма является способом. Например, способ выражения грамматического значения в лингвистике есть форма. То есть, можно фундаментально сузить общую информацию относительно понимания формы, она либо объект, либо метод.

Форма как система

Ладно, попробуем вначале определить для себя, что такое форма, с точки зрения теории систем. Ибо форма одновременно, на наш взгляд, обязательно есть система. Позднее немного займёмся, в каком-то смысле геометрией. Хорошо, давайте сейчас посмотрим, что такое объект и что такое метод. На самом деле, и то и другое есть - система! В таком случае, творчество заключается в системном построении? Но что такое система? Дело в том, что ответ на данный вопрос позволит нам в какой-то мере прийти к пониманию сущности формы. Что она собой представляет и зачем вообще нужна. Правда, наука пока не выработала чёткого определения понятия системы, тем не менее, как нам кажется, теория систем предлагает и весьма полезные сведения для нашего тематического исследования.

«В настоящее время нет единства в определении понятия «система». В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы и связи (отношения) между ними. Например, основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определил систему как комплекс взаимодействующих элементов или как совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой. А. Холл определяет систему как множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. Ведутся дискуссии, какой термин - «отношение» или «связь» лучше употреблять».[1]

Да, и это ещё не всё, «позднее в определениях системы появляется понятие цели.

Так, в «Философском словаре» система определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определённым образом и образующих некоторое целостное единство». Под системой понимается объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его дискретных элементов. Интегративное свойство системы обеспечивает её целостность, качественно новое образование по сравнению с составляющими её частями».[2]

Итак, если объект - система, значит, он состоит из соответствующих неделимых элементов, а вся их совокупность есть предмет творчества. Почему? Потому как создаётся нечто качественно новое. Главное, чтобы под рукой оказался подходящий материал для творческой деятельности. «Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового». Однако выходит, что в любом случае всякий созданный объект наделён тем качеством, которое нужно достигнуть на каком-то этапе в плане творческой цели. То есть в первую очередь важна не столько форма, как то качество, которое желает, так сказать, видеть создатель. Но как это качество проявляет себя? Как его мы оцениваем? На самом деле, в самом общем подходе к формообразованию мы стремимся к красоте вещей! Прекрасно! Так вот для чего нужно творчество?!

Качество, функции и структура

Другой момент, в чём ещё выражается качество? Может быть, в функциях? Скорее всего, совсем не зря «каждый элемент системы описывается своей функцией».[3] Хорошо, что такое вообще функция? В широком смысле под функцией понимают такие отношения между элементами, которые определяют зависимость одного элемента от другого, то есть изменение одного элемента обязательно сказывается изменением другого элемента. Между тем, «под функцией понимаются присущие живой и костной материи вещественно-энергетические и информационные отношения между входными и выходными процессами».[4] В общем, всё равно какие-то отношения между элементами? Между прочим, в математике равенство отношений называют пропорцией. А где пропорция, там, что поразительно, красота!

-2

Стоит сказать, геометрия изучает отношения и структуры, а формы в геометрии представлены в виде геометрических фигур. Складывается впечатление, как будто особая геометрия наплодила красоту природных форм в их широком многообразии. А что такое структура? «Это понятие происходит от латинского слова structure, означающего строение, расположение, порядок. Структура отражает наиболее существенные взаимоотношения между элементами и их группами (компонентами, подсистемами), которые мало меняются при изменениях в системе и обеспечивают существование системы и её основных свойств. Структура - это совокупность элементов и связей между ними».[1] Неужели та или иная структура определяет то, какой будет внешняя форма? В то же время, структура - это связи или отношения? Погодите, отношения и связи являются действительно разными системными понятиями? Вообще, если связь, как утверждается часто, олицетворяет собой взаимодействия различного рода, то отношения уже представляют формы, которые принимают связи. Давайте не станем здесь вникать пока в суть проблемы взаимосвязи отношений и связей, надеемся в дальнейшем привнести ясность, но «понятие «связь» входит в любое определение системы наряду с понятием «элемент» и обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы».[2]

Но почему мы говорим о системах? Да это всё формы, хотя одновременно и сразу качество. И нам кажется, что и то и другое есть выражение идеи. Поэтому совершенная идея в форме «ослепляет» нас своей непревзойдённой красотой, к которой тянутся люди, озадаченные в познавательном процессе поиском цели жизни. Даже так, вот есть форма человека, но один человек всегда качественно отличается от другого человека. Теперь, смотрите, любой человек познаёт мир, но способности к познанию у людей разные. Более того, и познание - процесс творческий! Между прочим, чувственное познание есть «деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов». Иными словами, факты реальности, добытые при восприятии, могут быть «сложены» в систему? Если так, то всякий метод обработки фактов тоже является формой творческого процесса. Кроме того, системой оказывается и как таковая методология! Почему? Может быть, из-за определённой формы мышления? Тогда всё-таки что такое форма?

На самом деле, «многие качества и свойства вещей обусловлены их функциональным назначением и выражены во внешней (визуальной) форме».[3] Если что-то создаётся качественно новое, то это другие функциональные отношения? Во всяком случае, можно сказать просто, качество определяет форму. Где форма, в принципе, выступает материальным аспектом реальности. «Внешняя форма - это то общее, что объединяет всю материально-предметную среду».[4] А что качество? Здесь раскрывается другой аспект реальности, судя по всему, и «важнейшим качеством внешней формы любого предмета является её информативность».[5] Другими словами, качество формы регистрируется нашим сознанием благодаря восприятию материального аспекта. Мы получаем через внешнюю форму информацию о функциональном её предназначении. Также видим красоту формы. Но внешняя форма сама по себе не даёт сведений о структурном содержании объекта, она всего лишь предлагает интерпретацию внутреннего содержания. Оказывается, «благодаря визуальной форме вещи одного и того же функционального назначения могут быть носителями множества различных контекстов».[6] Контексты?

А если контекст? Значит, творчество - это порядок!

Фишка, так сказать, в том, чтобы понять факты, нужно их свести в систему, что подразумевает установление между ними правильного как раз контекста. И вот, здесь важна адекватная форма мышления (либо структура мысли), которая бы обеспечила нужный способ связи мыслительных элементов. Поэтому система есть одновременно метод, который использует мышление при усвоении фактов. Но тут многое зависит от способности воспринимать реальность. Недостаточно будет фактов? Значит, система может выдать ошибку! Ну а контекст, это, по сути, связь, если что. Ладно, что же всё-таки общего между объектом и методом, если и то и другое есть система? Может быть, порядок? Да, выходит, и творчество - это порядок?!

Если что, порядок в геометрии связан с последовательностью. Но мы напоминаем, в процессе творчества создаётся что-то, какой-либо объект. И вот, «творчество - это особый вид интеллектуальной, целенаправленной деятельности человека, результатом которого является создание качественно новых по замыслу материальных и духовных ценностей, открытий, изобретений, установление неизвестных науке фактов».[7] То есть «впереди» всего творчества - замысел? Между тем, творчество - это вид деятельности. В то же время, метод есть некий путь к чему-либо, «способ деятельности субъекта в любой её форме».[8] И всё же, что же такое метод в научном понимании? «Метод - способ познания, путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность субъекта».[9] И еще сразу отметим следующее: «Метод предполагает определённую последовательность действий на основе чётко осознанного плана».[10] Значит, всё равно порядок?

Интересно, но считается, математика ум в порядок приводит. То есть для начала нам имеет смысл, навести «порядок в голове» как раз. Ладно, что же такое есть порядок? Сразу же, если порядок, то система, а если беспорядок, то хаос. И здесь вот, думаем, важно уяснить для себя, что именно организует систему, что превращает неупорядоченное состояние в порядок. Ведь если творчество, то порядок! Почему? Для наглядности предлагаем рассмотреть картинку, которая создаётся при соединении цифр в определённой последовательности. Что за этим стоит? Идея? Да, отлично, но тогда данная идея (или же замысел) выражается в форме. Разве не так? Вот где самое настоящее творчество!

-3

Возвращаемся к вопросу о порядке и с интересом читаем: «Системапорядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определённой связи, строгой последовательностью действий, например, система в работе; принятый, установившийся распорядок чего-либо».[1] Не всё так просто оказывается? Ибо кто же обозначил строгую и правильную последовательность? Творец? По крайней мере, как станет дальше явственнее проявляться, никакое творчество не осуществляется без достижения соответствующего порядка. Пожалуй, всё так грандиозно, поэтому давайте обо всём по порядку. Повторимся и зададимся снова вопросом о том, что такое всё-таки порядок.

«Порядок - гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо»;
«Порядок - состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность чего-либо»
«Порядок - принятое правило, установленная норма для чего-либо, где-либо»;
«Порядок - строгая определенность в расположении, размещении чего-либо»;
«Порядок - определенная последовательность, ход чего-либо»;
«Порядок - способ, метод или правила, по которым осуществляется, совершается что-либо»;
«Порядок - правило, алгоритм, способ выполнения чего-либо».

Что мы замечаем? Во-первых, существуют такие законы природы, которые и предопределяют тот или иной порядок, скорее всего. Хорошо, пусть всё дело в законах, о чём следует дополнительно в дальнейшем поговорить, но, во-вторых, порядок соотносится с гармоничным состоянием. Гармония? Конечно, по всей видимости, по законам гармонии и устанавливается порядок. Кстати, что такое теперь гармония? Утверждается, гармония - это состояние баланса и согласия всех частей или элементов. В то же время, «гармония – связь, соразмерность, стройный порядок – соединение, представляющее точную пропорцию между частями, составляющее целое. В более общем смысле гармония предполагает, прежде всего, возможность единства в множественности. Гармония возникает как порядок, согласно которому различные отношения, составляющие целое или разные функции существа или системы, способствуют одной и той же цели».[2] Обратите внимание, как система, так и гармония, есть, прежде всего, - порядок! Случайно или специально?

Идея и красота форм

Удивительно, давайте наведём условный уже формальный порядок, в результате чего расставим объекты (точки) по своим местам в строгой последовательности, соединим их визуально, да получим определённую картинку. Между тем, есть точки, и есть расстояние между ними, как некоторое пространство. Ничего не напоминает? Да, как будто кто-то как раз специально кодирует объект. Вместе с тем, прежде всего, как уже было выше отмечено, возникает в первую очередь замысел всякой формы. А замысел как таковой иногда сравнивают с идеей. В конце концов, что такое идея?

«Идея в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты».[3] Технически прообраз есть то, что служит образцом чему-то. С другой стороны, идея - «внешний вид, наружность, качество, образ, форма».[4] Почему форма? Далее, ситуация такова, что «между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей».[5] Однако в основе объективной формы лежит именно идея. И в данном ключе, идея, как образец, служит, может быть, моделью построения объекта. Что же такого есть в идее?

По большому счёту, в идее закодирована последовательность (а тут же и порядок), которая реализуются в форме. И снова здесь речь идёт о творчестве, ибо воплощается в реальность замысел, что требует интеллектуальной активности. Действительно, разум устанавливает порядок вещей, и получается примерно как по Платону: «Разум творит, как творит ремесленник, из доступного материала и, обращаясь к эталону, образцу (то есть, созерцая «идеи»)».[6] Мы же предложили считать идею кодом. «Код, конечное или счётное множество слов; конечная последовательность кодовых знаков (букв, цифр либо других символов, таких как плюс, минус, точка, тире и т. п.), образующих сообщения для передачи информации по каналам связи». И еще, в качестве дополнения, широко принято считать, что в «идее выражается творческий характер мышления». Кроме того, идея лежит в основании теоретической системы.

Смотрите, «для преобразования формы предмета в соответствии с нашим творческим замыслом мы используем её свойства как выразительные средства».[7] И эти средства называют средствами гармонизации художественной формы, среди которых выделяются пропорции и пропорционирование. Случайно ли? Ведь идеи как раз и хранят нужные отношения, пропорции для построения формы. Таким образом, если творчество - это формообразование, то совершенная идея несёт обязательно красоту в наш мир. А красота есть опять совершенство и гармоничное сочетание аспектов объекта. Кстати, современная эстетика - это теория красоты. И для творчества красота имеет первостепенное значение. И, наверное, красота существует как некая эталонная пропорция. Так оно или не так, посмотрим, но если творчество, как формообразование, то обязательное стремление к красоте. Однако если рассуждать о красоте форм, то это снова погрузиться в мир пропорций, симметрии, отношений. Правда, для этого нужно навести соответствующий «порядок в голове», тем не менее, добро пожаловать в мир творчества и красоты. Потому как если эволюция, то Творчество.

[1] Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И. Ракитов, Д.А. Бондаев, И.Б. Романов, С.В. Егерев, А.Ю. Щербаков; [отв. ред. А.И. Ракитов]. - М., 2009. С. 24

[2] Словарь философских терминов /Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - XVI, С. 98

[3] https://ru.ruwiki.ru/wiki/Идея

[4] Гриненко Г.В. История философии : Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 63

[5] Гриненко Г.В. История философии : Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 63

[6] Кохановский В.П. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 80

[7] Общее формообразование : учебное пособие / В. В. Кикин, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2011. С. 11

[1] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 11

[2] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 12

[3] Общее формообразование : учебное пособие / В. В. Кикин, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2011. С. 8

[4] Общее формообразование : учебное пособие / В. В. Кикин, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2011. С. 9

[5] Общее формообразование : учебное пособие / В. В. Кикин, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2011. С. 9

[6] Общее формообразование : учебное пособие / В. В. Кикин, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2011. С. 10

[7] Скибицкий Э.Г. Методология научного творчества: учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2016. С. 39

[8] Методология научного исследования: учебное пособие / Н.В. Липчиу, К.И. Липчиу. - Краснодар: КубГАУ, 2013. С. 8

[9] Методология и методы научного познания [текст] : учебное пособие / И. Л. Бахтина, А.А. Лобут, Л.Н. Мартюшов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. С. 47

[10] https://bigenc.ru/c/metod-85db71

[1] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 9

[2] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 10

[3] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 10

[4] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 10