Найти в Дзене

Валентина Куценко: трагедия заставила уйти ее из профессии, но не сломила

Жизнь и карьера актера, а тем более актрисы – очень зависима от внешних факторов. Иногда карьера и даже жизнь той или иной актрисы ломалась буквально в одну секунду – по велению одного человека или перипетий судьбы. Кто-то оказывается буквально раздавлен свалившимися на него проблемами, а кто-то поднимается и идет вперед, несмотря ни на что, как актриса Валентина Куценко. Валентина Куценко родилась в семье с сильными корнями: её отец — сельский учитель, мать — бывшая партизанка. Девушка с юных лет выделялась яркой внешностью и твёрдым характером. После школы она поступила во ВГИК, который окончила в 1954 году. Сначала её наставником был выдающийся актёр и педагог Василий Ванин, но после его смерти курс передали Владимиру Белокурову, которого зрители знали как легендарного Чкалова в кино. Путь в кинематограф для Валентины оказался далеко не простым. Несмотря на красоту, талант и профессиональное образование, двери киностудий открывались не сразу. Роли приходилось буквально «выбивать

Жизнь и карьера актера, а тем более актрисы – очень зависима от внешних факторов. Иногда карьера и даже жизнь той или иной актрисы ломалась буквально в одну секунду – по велению одного человека или перипетий судьбы. Кто-то оказывается буквально раздавлен свалившимися на него проблемами, а кто-то поднимается и идет вперед, несмотря ни на что, как актриса Валентина Куценко.

"Особое поручение"
"Особое поручение"

Валентина Куценко родилась в семье с сильными корнями: её отец — сельский учитель, мать — бывшая партизанка. Девушка с юных лет выделялась яркой внешностью и твёрдым характером. После школы она поступила во ВГИК, который окончила в 1954 году. Сначала её наставником был выдающийся актёр и педагог Василий Ванин, но после его смерти курс передали Владимиру Белокурову, которого зрители знали как легендарного Чкалова в кино.

Путь в кинематограф для Валентины оказался далеко не простым. Несмотря на красоту, талант и профессиональное образование, двери киностудий открывались не сразу. Роли приходилось буквально «выбивать» — конкуренция среди актрис в те годы была жесточайшей. Эпоха 1950-х была насыщена яркими женскими лицами, и пробиться в первый ряд было настоящим вызовом.

"Песни моря"
"Песни моря"

Первым шагом в кино для Валентины стала скромная, но запоминающаяся роль рыбацкой девушки в экранизации рассказа Александра Куприна «Белый пудель». Вторая работа оказалась гораздо более заметной: в фильме «Звёзды на крыльях» она сыграла Надежду Коренюк — девушку в форме, образ, созвучный духу времени.

"Белый пудель"
"Белый пудель"

На съёмочной площадке ей довелось работать бок о бок с такими звёздами, как Вячеслав Тихонов и Лев Фричинский. Картина была типичной для своего времени — образцово-показательной, воспевающей идеалы советского офицерства и патриотизма. Фильм демонстрировал уверенных, безупречно преданных делу людей в погонах, и не случайно его показывали во многих военных частях — как пример для подражания. Роль Валентины не была центральной, но сыграна была искренне, с душой — и это заметили. Именно после «Звёзд на крыльях» режиссёры обратили на неё внимание. Предложения о съёмках пошли одно за другим.

"Звёзды на крыльях"
"Звёзды на крыльях"

Так начался её путь в большое кино — не с мгновенного взлёта, а с упорной борьбы, терпения и веры в своё дело.

В конце 1950-х годов Валентина Куценко активно снималась в кино и постепенно укрепляла своё имя в мире советского кинематографа. Её можно было увидеть в таких картинах, как «Особое поручение»,«По ту сторону»,«Когда поют соловьи».

"Звезды на крыльях"
"Звезды на крыльях"

Эти роли стали для актрисы своеобразной подготовкой к её наиболее запоминающемуся образу — медсестры Лены в военной драме «Последние залпы», снятой Леоном Сааковым по сценарию по прозе Юрия Бондарева.

Именно этот фильм стал для Куценко настоящим актёрским прорывом. Её героиня, простая и мужественная женщина, спасающая жизни на фронте, глубоко тронула зрителей. Сюжет пропитан трагизмом последних дней войны — когда до Победы рукой подать, а смерть всё ещё рядом. Особенно сильным получился эпизод, где Лена теряет своего возлюбленного, капитана Новикова — роль которого блестяще исполнил молодой Юрий Назаров.

"Последние залпы"
"Последние залпы"

Лента получилась предельно достоверной и пронзительной. В ней не было фальши или прикрас — только живая боль, утраты и надежда, которую приносит мир. Атмосферу усилила песня на стихи Булата Окуджавы — «Вёрсты, вёрсты», которую Валентина исполнила в кадре самостоятельно. Её голос — тихий, проникновенный — звучал особенно сильно на фоне трагических событий, происходящих в фильме.

Эта роль навсегда закрепила за Валентиной Куценко образ глубокой, искренней актрисы, способной рассказать о человеческой боли не словами, а глазами и интонацией.

"Долина синих скал"
"Долина синих скал"

После впечатляющего успеха в драме «Последние залпы», казалось, что перед Валентиной Куценко вот-вот откроются все двери — предложения от режиссёров должны были сыпаться одно за другим. Однако реальность оказалась совсем иной. Вместо лавины главных ролей — тишина. Лишь редкие появления на экране, да и те — преимущественно в эпизодах. Такое развитие событий стало неожиданным, ведь зрители запомнили её, а критики говорили о её выразительности и глубине. Но кинематограф — среда непредсказуемая: иногда талант и успех не гарантируют постоянства.

Личная жизнь актрисы при этом складывалась по-своему насыщенно и трогательно. В судьбе Валентины Павловны было два мужчины, о которых она всегда отзывалась с нежностью и благодарностью.

"Когда поют соловьи"
"Когда поют соловьи"

Первым большим чувством в её жизни стал Конрад Вольф, немецкий кинорежиссёр. Они познакомились ещё во время учёбы во ВГИКе и прожили вместе около трёх лет. Однако в те годы брак с иностранным гражданином был юридически невозможен — соответствующего закона ещё не существовало. Стране грозил демографический кризис и руководство просто не могло допустить массового выезда из страны женщин детородного возраста.

Эта невозможность узаконить отношения и привела к расставанию, хотя чувства долго не отпускали обоих.

"Когда поют соловьи"
"Когда поют соловьи"

Вторым — и настоящим спутником жизни на десятилетия — стал советский режиссёр Николай Николаевич Фигуровский. Их знакомство также произошло в годы студенчества, но тогда отношения не сложились. Судьба дала им второй шанс — они вновь встретились в 1963 году, и с того момента уже не расставались.

В 1966 году у Валентины Куценко и Николая Фигуровского родился сын, которого назвали в честь отца — Николай. Парень вырос вдумчивым, серьёзным и пошёл по гуманитарной стезе. Он окончил филологический факультет МГУ, затем успешно реализовал себя в журналистике, став заместителем главного редактора авторитетного издания «Экономика и жизнь». Позже Николай Фигуровский-младший продолжил карьеру на государственной службе — возглавил управление по связям с общественностью и делам СМИ при Государственной Думе.

"Звёзды на крыльях"
"Звёзды на крыльях"

Однако, несмотря на замужество с режиссёром и сценаристом, карьера Валентины Павловны в кино не получила нового импульса. Вопреки распространённому мнению, брак с Фигуровским не стал для неё "пропуском" в главные роли. Более того, в 1960-е годы Николай Николаевич практически отошёл от режиссуры и сосредоточился преимущественно на написании сценариев. Поэтому в кинематографической жизни актрисы по-прежнему царила пауза.

Самым тяжёлым испытанием для Куценко стал удар, обрушившийся на неё в середине 1970-х. В результате автокатастрофы Валентина Павловна получила серьёзные травмы и получила статус инвалида первой группы. Особенно пострадали руки — их парализовало. С огромными усилиями и благодаря реабилитации ей удалось частично восстановить подвижность, но о возвращении на сцену или в кадр речи уже не шло.

-12

В 1982 году Валентину официально исключили из труппы Театра-студии киноактёра — по состоянию здоровья. Последний раз она появилась на экране в 1983 году, исполнив небольшую роль в фильме «Комета».

Но Валентина Павловна не позволила беде сломить себя. Несмотря на тяжёлые последствия аварии, она проявила невероятную силу воли. У неё был по-настоящему крепкий, закалённый характер. К тому же рядом с ней рос сын — маленький Коля, которому в тот момент едва исполнилось чуть больше десяти лет. Ради него нужно было жить, вставать по утрам, не сдаваться.

"Королевство кривых зеркал"
"Королевство кривых зеркал"

Большую поддержку оказал и её супруг, Николай Фигуровский. Он всегда был рядом — заботливый, внимательный, верный. Не позволял ей замкнуться в себе или поддаться унынию. Именно он первым предложил ей попробовать себя в литературе. Более того — подсказал, что начать можно с самого простого: печатать тексты на машинке.

Так, постепенно, неспешно, буквально двумя пальцами, Валентина Павловна начала печатать свои первые рассказы и повести. Этот процесс стал не только творческим выходом, но и способом вернуть контроль над жизнью — по чуть-чуть, по строчке в день.

"Тот станет всем"
"Тот станет всем"

Их союз с Фигуровским длился более сорока лет, до самой смерти Николая Николаевича в 2003 году. Это была тихая, глубокая любовь, наполненная уважением, теплом и верностью — такой, какой она становится только с годами.

В период с 1980-х по 2010-е годы Валентина Павловна активно занималась литературным трудом. За это время было издано немало сборников её рассказов и повестей, в которых звучали темы памяти, любви, преодоления и тихого человеческого мужества. Среди наиболее известных её работ — сборник «Рассказы для ожидающих» (2007), проникновенная повесть «О маме» (2010), а также сборник «Мелодии любви» (2013), наполненный светлой лирикой и женской интонацией.

Несмотря на испытания, ей удалось прожить долгую и достойную жизнь. Валентина Куценко ушла из жизни в феврале 2022 года, дожив до 92 лет, оставив после себя не только кинематографическое и литературное наследие, но и образ сильной женщины, сумевшей сохранить свет внутри даже в самые тёмные периоды.

Также смотрите: