Найти в Дзене

Новая выставка в нижегородском пакгаузе: взгляд на эпоху через призму гения

Оглавление

3 июня в выставочном Пакгаузе на Стрелке открылась масштабная экспозиция «Сергей Коненков. XX век». Экспозицию называют ретроспективой работ одного из самых значимых скульпторов страны. Рассматривая его работы, гости словно совершают путешествие по ключевым темам, которые волновали его всю жизнь: религия, власть, язычество.

Кто такой Коненков и почему стоит увидеть его работы

Родился в 1874 году в крестьянской семье на Смоленщине. В 18 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где выделился среди сверстников и даже получил стипендию для поездки по Европе. Позже он учился в Императорской академии художеств, но академические правила казались ему фальшивыми – он искал свой путь.

Революцию 1917 года Коненков встретил с энтузиазмом. Как скульптор-авангардист, он участвовал в ленинском плане монументальной пропаганды, создавая памятники и рельефы. Долгие годы прожил в США, а в 1945 году вернулся в СССР, говорят, что за ним прислали аж целый пароход.

Власти встретили его с почестями: звания, мастерская на Тверском бульваре, официальное признание. Но до конца жизни (а прожил он 97 лет) он оставался свободным художником, работая в своей неповторимой манере.

Сергея Коненкова называют человеком-эпохой, «русским Роденом» за виртуозную работу с формой, а еще – провидцем, философом, бунтарем. Коненков был самобытным мастером. Его наследие разбросано по музеям страны, и нынешняя выставка – редкий шанс увидеть его работы в диалоге друг с другом.

На выставке собраны работы из Русского музея, Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. Щусева и частных коллекций. Здесь есть все: бронза, мрамор, дерево, гипс — каждый материал в руках Коненкова обретал свою душу.

Три лика Коненкова: религия, власть, язычество

Экспозиция построена вокруг трех тем, которые пронизывают все творчество мастера.

  • Религия: от Христа до демона
  • Власть: вожди и герои
  • Язычество: гедонизм и женское начало

Картины-карты: миры, которых нет

Особый раздел выставки – графические работы Коненкова. Это своеобразные «карты» с символами, знаками, топографией воображаемых вселенных. Они напоминают то ли древние манускрипты, то ли чертежи параллельных миров.

Почему эта выставка важна

Коненков прожил почти сто лет, пройдя через войны, революции, смены эпох. Его искусство – разговор о вечном: о вере, власти, свободе. А сами работы – необычны, привлекательны, таинственны.

-8

Выставка продлится до 22 июля.