Существует ряд практик очищения, а “Исповедь бодхисаттвы в нравственных падениях” – одна из самых популярных.
Мы все совершали действия, по поводу которых теперь испытываем дискомфорт, и во всех нас есть аспекты, которые нам не нравятся и которые мы хотим изменить. Практики очищения – это превосходное средство для устранения такого эмоционального бремени, как чувство вины, а также для усмирения созданных отпечатками наших разрушительных действий препятствий для нашего счастья и становления лучше. Чувство вины по поводу прошлых действий бесполезно; из-за него мы лишь ощущаем беспомощность и безнадежность. С другой стороны, действия, направленные на очищение неблагих отпечатков и беспокоящих настроев, чрезвычайно продуктивны; они помогают нам изменить наши дурные привычки и усмиряют препятствия для долгой жизни и успеха в нашей духовной практике. Полная практика очищения состоит из четырех противодействующих сил:
1. Силы раскаяния по поводу свершения неблагого действия.
2. Силы опоры: принятия прибежища, что исправляет наши взаимоотношения со святыми объектами, и зарождения альтруистического преданного сердца, что исправляет наши взаимоотношения с другими живыми существами.
3. Силы лекарственного действия, например простираний, подношений, повторения имен Будды, чтения Дхармы или размышления над ней, и т.д.
4. Силы обещания не повторять действие.
Эти четыре противодействующие силы содержатся в «Исповеди бодхисаттвы в нравственных падениях», медитации Ваджрасаттвы и других практиках.
Исповедь бодхисаттвы в нравственных падениях: простирания перед Тридцатью Пятью Буддами
Существует несколько визуализаций тридцати пяти будд. Самая простая из них – представить золотистого Будду Шакьямуни, из сердца которого исходят тридцать четыре луча. Эти лучи образуют пять рядов; на каждом луче восседает будда. Будды в каждом ряду подобны одному из дхьяни-будд.
В первом ряду – следующие шесть будд, упомянутые в молитве. Они подобны Будде Акшобье, синего цвета, с левой рукой на бедрах в жесте медитативного погружения, правой рукой – в жесте касания земли (на правом колене, ладонью вниз). Тем не менее, Так-Ушедший, Царь Наделенный Властью над Нагами выглядит немного иначе: у него синее тело и белое лицо, а руки сложены у сердца.
Во втором ряду – следующие семь будд, напоминающие Будду Вайрочану, белые; обе руки у сердца, указательные пальцы вытянуты.
В третьем ряду – следующие семь будд, напоминающие Будду Ратнасамбхаву: желтого цвета. Его левая рука – в медитативном погружении, а правая рука – в жесте даяния (на правом колене, ладонь обращена вовне).
В четвертом ряду – следующие семь будд, напоминающие Будду Амитабху: красного цвета, с обеими руками в медитативном погружении на бедрах.
В пятом ряду – следующие семь будд, напоминающие Будду Амогасиддхи, зеленого цвета. Левая рука – в медитативном погружении, правая рука согнута в локте, а ладонь обращена вовне.
Представьте, что вы окружены всеми живыми существами в форме людей и возглавляете их в простираниях перед буддами. Простираясь, представляйте, что от будд исходит большое количество света, вливающегося в вас и всех живых существ вокруг. Этот свет очищает все отпечатки неблагих действий и всех омрачений.
Прочитав имена тридцати пяти будд и молитву трех скоплений – исповеди, сорадования и посвящения – вы можете также прочесть «Общую исповедь».
После этого визуализируйте, что тридцать четыре будды растворяются в Будде Шакьямуни. Он переходит на макушку вашей головы и растворяется в золотистом свете. Свет нисходит через макушку вашей головы и устремляется в вашу сердечную чакру (в центре груди). Ощутите, что вся неблагая карма и омрачения полностью очищены и что ваш ум стал нераздельным с чистым умом мудрости и сострадания Будды.
Чтобы усилить пользу от каждого простирания, сперва совершите три простирания, повторяя:
ОМ НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СУШРИЕ НАМО УТТАМА ШРИЕ СОХА
Продолжайте простираться, повторяя имена будд и молитву исповеди.
Я (ваше имя) на все времена принимаю прибежище в Гуру; я принимаю прибежище в Буддах; я принимаю прибежище в Дхарме; я принимаю прибежище в Сангхе.
Перед Основателем, Запредельным Уничтожителем, Так-Ушедшим, Уничтожителем Врагов, Полностью Просветленным, Достославным Победителем из числа Шакьев я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Великим Уничтожителем, Уничтожающим Сущностью Ваджры я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Самоцветом, Излучающим Свет я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Царем, Наделенным Властью над Нагами я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Предводителем Воинов я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Блаженным я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Самоцветным Огнем я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Самоцветным Лунным Светом я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Чье Чистое Видение Приносит Достижения я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Самоцветной Луной я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Безупречным я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Дарующим я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Чистым я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Наделяющим Чистотой я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Божественными Водами я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Божеством Божественных Вод я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Благом я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Сандалом я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Наделенным Безграничным Великолепием я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Светом я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным, Свободным от Печали я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Сыном Лишенного Желаний я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Цветком я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим, Понимающим Реальность, Наслаждаясь Лучезарным Светом Чистоты я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Понимающим Реальность, Наслаждаясь Лучезарным Светом Лотоса я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Драгоценным Камнем я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным Памятующим я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным, Чье Имя Чрезвычайно Прославленно я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Царем, Держащим Стяг Победы над Чувствами я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным, Полностью Покоряющим Всё я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Победоносным Во Всех Битвах я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным, Ушедшим К Совершенному Самоконтролю я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Достославным, Полностью Усиливающим и Озаряющим я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Самоцветным Лотосом, Что Усмиряет Всё я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Уничтожителем Врагов, Полностью Просветленным, Царем, Наделенным Властью над Горой Меру, Всегда Пребывающим на Самоцвете и Лотосе я склоняюсь.
(При желании вы можете осуществить простирания перед семью Буддами Медицины)
Перед Так-Ушедшим Прославленным Достославным Царем Превосходных Знаков я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Царем Мелодичного Звука я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Безупречным Превосходным Золотом я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Высшей Славой Свободной от Печали я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Мелодичным Океаном Прославленной Дхармы я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Восхитительным Царем Ясного Знания я склоняюсь.
Перед Так-Ушедшим Буддой Медицины, Царем Лазуритового Света я склоняюсь.
Все вы, тридцать пять будд, и все остальные так-ушедшие, уничтожители врагов, полностью просветленные и запредельные уничтожители что существуют, поддерживают и обитают повсюду в десяти направлениях миров живых существ – все вы, будды, прошу, внимайте мне!
В этой жизни и с безначальных времен во всех царствах сансары я создавал(а), побуждал(а) других создавать и сорадовал(ся/ась) созданию неблагих карм – таких, как неправильное использование подношений святым объектам, неправильное использование подношений Сангхе, кража подношений Сангхе десяти направлений; я побудил(а) других совершать эти неблагие действия и испытывал(а) радость при их свершении.
Я совершал(а) пять чудовищных деяний [2], побуждал других их совершать и сорадовался их свершению; совершал(а) десять недобродетельных действий [3], вовлекал в них других и сорадовался их вовлечению.
Омраченн(ый/ая) всей этой кармой, я создал(а) причину для того, чтобы я и другие живые существа перерождались в адах, животными, голодными призраками, в местах, лишенных религии, среди варваров, богами-долгожителями, с несовершенными чувствами, придерживаясь ошибочных воззрений и испытывая недовольство по поводу присутствия будды.
Ныне, перед этими буддами, запредельными уничтожителями, что стали запредельной мудростью, что стали сострадательным оком, что стали свидетелями, что стали заслуживающими доверия и видят всеведущими умами, я исповедуюсь и признаю все эти действия неблагими. Я не стану их скрывать или утаивать, и отныне буду воздерживаться от совершения этих неблагих действий.
Будды и запредельные уничтожители, прошу, внимайте мне: в этой жизни и во всех безначальных жизнях во всех царствах сансары, какие бы корни добродетели я ни создал(а) посредством малейших актов щедрости, таких как даяние одной пригорошни пищи существу, рожденному животным; какие бы корни добродетили я ни создал(а) посредством соблюдения чистой нравственности, какие бы корни добродетели я ни создал посредством жизни в чистом поведении, какие бы корни добродетели я ни создал(а) посредством приведения умов живых существ к полной зрелости, какие бы корни добродетели я ни создал(а) посредством зарождения бодхичитты, какие бы корни добродетели я ни создал(а) посредством высшей запредельной мудрости –
объединяя все эти заслуги, собственные и других существ, я ныне посвящаю их высочайшему, превыше которого нет; тому, что выше даже высочайшего, высочайшему из высокого, высшему из высокого. Таким образом, я полностью посвящаю их высочайшему, полностью реализованному просветлению.
В точности так, как посвящали будды и запредельные уничтожители прошлого; в точности как будут посвящать будды и запредельные уничтожители будущего, и в точности как посвящают будды и запредельные уничтожители настоящего – так же я совершаю это посвящение.
Исповедуюсь в каждом из всех своих неблагих действий и сорадуюсь всем заслугам. Прошу всех будд исполнить мою мольбу: пусть я реализую высшую, благородную, высочайшую запредельную мудрость.
К высшим царям людей, что живут ныне; тем, что жили ранее, и к тем, что еще явятся – ко всем тем, чьи знания обширны как бесконечный океан, я обращаюсь за прибежищем.
Общая исповедь
Горе мне!
О духовные наставники, великие Держатели Ваджры, и все будды и бодхисаттвы, пребывающие в десяти направлениях, а также вся досточтимая Сангха, прошу, внимайте мне. Я, по имени _____, кружась в циклическом существовании с безначальных времен до настоящего мгновения, находясь под влиянием умственных искажений, таких как привязанность, враждебность и неведение, посредством тела, речи и ума совершал(а) десять неблагих действий. Я осуществлял(а) пять чудовищных деяний и пять подобных чудовищных деяний [4]. Я нарушал(а) обеты личного освобождения [5], противоречил(а) тренировкам бодхисаттв [6], нарушал(а) тантрические обязательства [7]. Я проявлял(а) неуважение к своим добрым родителям, духовным наставникам, духовным друзьям и тем, кто следует чистыми путями. Я совершал(а) действия, вредящие Трем Драгоценностям, избегал(а) святой Дхармы, критиковал(а) арья Сангху и вредил(а) живым существам. Эти и многие другие разрушительные поступки я совершал(а), побуждал(а) других совершить; по поводу их совершения испытывал(а) радость. Словом, я создал(а) множество препятствий для собственного высокого рождения и освобождения, и посеял(а) бесчисленные семена для дальнейших блужданий в циклическом существовании и несчастных уделах бытия.
Ныне в присутствии духовных наставников, великих Держателей Ваджры, всех будд и бодхисаттв, пребывающих в десяти направлениях, и досточтимой Сангхи, я исповедуюсь во всех этих неблагий действиях. Я не буду скрывать их и приму, что они неблагие. Я обещаю воздерживаться от повторного совершения этих действий в будущем. Посредством исповеди и признания этих действий я достигну счастья и пребуду в нем; без исповеди и признания подлинное счастье не настанет.
Даже самые старшие из лам все еще регулярно практикуют Тридцать пять Будд. Великий лама Цонкапа практиковал и учил 35 Буддам Исповедания всю свою жизнь и, как известно, совершил 3,5 миллиона простираний — по 100 000 каждому из 35 Будд — так много, что его тело оставило отпечаток на полу пещеры для уединения.
Лама Сопа Ринпоче часто рекомендуя эту практику своим ученикам, подчеркивал, насколько важна эта практика:
«Если вы произнесете имя Гуру Будды Шакьямуни всего один раз, вы очистите 80 000 эонов негативной кармы. Повторение имени любого из 35 Будд очищает многие тысячи эонов негативной кармы. Даже если вы потеряете столько богатства, это будет ничто по сравнению с потерей возможности практиковать 35 Будд. Это такой простой способ очиститься и накопить обширные заслуги. Просто повторяя имена 35 Будд, вы можете достичь невероятного очищения».
Примечания:
[1] Будды зовутся «так-ушедшими» (санскрит: татхагата), поскольку они ушли за пределы несчастий циклического существования к полному просветлению, и таким образом оставили все загрязнения и тонкие завесы. Они также постигли абсолютную природу всех явлений, таковость или пустотность.
[2] Пять чудовищных злодеяний – это: создание раскола в Сангхе; убийство собственного отца; убийство собственной матери; убийство архата; и пролитие крови тела Будды.
[3] Десять недобродетельных деяний таковы: убийство, воровство, сексуальная распущенность (– три действия тела); ложь, сеющие вражду речи, грубые слова, пустая болтовня (– четыре действия речи); алчные помыслы, злонамеренность и ошибочные воззрения (– три действия ума).
[4] Пять подобных чудовищных деяния таковы: убийство бодхисаттвы, убийство высшего существа (того, кто постиг пустотность напрямую), кража запасов или средств сообщества сангхи, уничтожение монастыря или ступы с гневом, совершение инцеста с собственной матерью, являющейся архатом.
[5] Обеты личного освобождения включают пять обетов мирянина, а также обеты младших или полностью посвященных монаха или монахини, а также однодневные обеты.
[6] Тренировки бодхисаттв включают заветы бодхичитты устремления и 18 коренных и 46 второстепенных обетов бодхисаттвы.
[7] Тантрические обязательства включают 14 коренных и 8 второстепенных тантрических обетов, 19 самай будда-семейств и другие обязательства, принимаемые во время посвящения в практики высшего класса тантры.
Текст на английском - оригинал : The Sutra of the Three Heaps | Bhikshuni Thubten Chodron