Дорогие читатели и гости данного блога!
Сегодня нам предстоит совершить виртуальную экскурсию по еще одному широко известному и даже более того, самому посещаемому некрополю в мире – кладбищу Пер-Лашез в Париже. Количество захоронений на этом крупнейшем парижском кладбище приближается к одному миллиону, а среди тех, кто нашел здесь свой вечный покой, величайшие исторические личности: артисты и живописцы, композиторы и музыканты, политические, военные и общественные деятели, ученые и философы. В рамках сегодняшней статьи мы пройдем аллеями кладбища Пер-Лашез, увидим наиболее впечатляющие надгробные памятники и захоронения известнейших исторических деятелей и попытаемся ощутить атмосферу этого таинственного места, окутанного городскими легендами, мифами и мистическими преданиями.
Итак, кладбище Пер-Лашез было основано в 1804 году по личному распоряжению французского императора Наполеона Бонапарта, заявившего о том, что «каждый гражданин имеет право быть похороненным независимо от расы или религии». Незадолго до того был принят указ, запрещавший создавать новые захоронения в черте Парижа, а потому в пригородах французской столицы появилось сразу четыре новых кладбища: помимо Пер-Лашез ими стали кладбища Монмартр, Монпарнас и Пасси. Все они со временем вошли в состав Парижа, но именно кладбище Пер-Лашез существенно увеличилось в размерах, опередив по площади все остальные, вместе взятые.
Свое название кладбище унаследовало от монаха-иезуита по имени Франсуа д'Экс де Лашез, духовника Людовика XIV, которому император за долгие годы службы даровал имение Мон-Луи на Шарронском холме к востоку от Парижа. Именно здесь сегодня и расположено кладбище Пер-Лашез, а тогда, три столетия назад, в этом месте был разбит монашеский сад с фонтанами, оранжереей, гротами и водопадами. Когда короля не стало, а орден обанкротился, монашеские земли были конфискованы и проданы на аукционе. В итоге территория на Шарронском холме неоднократно переходила из рук в руки, пока не была приобретена парижской администрацией в 1804 для последующего обустройства кладбища.
Однако, еще долгое время новый некрополь не пользовался особой популярностью среди парижан. Напротив, районы вокруг него считались неблагополучными, жителями которых являлись преимущественно представители низших слоев населения. За первые годы свой вечный покой на кладбище обрели лишь несколько десятков усопших. И вот в какой-то момент, дабы повысить популярность кладбища, парижские власти пошли на необычный шаг, переместив сюда останки классиков французской литературы, баснописца Лафонтена и драматурга Мольера, чьи могилы (на фото ниже) по сей день находятся рядом друг с другом.
Другим примечательным во всех смыслах захоронением на кладбище стала готическая часовня-гробница средневекового французского философа Абеляра и его возлюбленной Элоизы, старейших «обитателей» Пер-Лашез.
Трагическая история любви Абеляра и Элоизы – один из известнейших средневековых сюжетов во Франции. Оба они изначально были погребены в аббатстве Параклет, основанном самим Абиляром в XI веке, и где его возлюбленная Элоиза была первой настоятельницей, но впоследствии прах обоих был перезахоронен, что также во многом способствовало повышению известности кладбища Пер-Лашез и получению им неофициального статуса главного некрополя Парижа и всей Франции.
И уже к середине XIX века на кладбище Пер-Лашез начинают хоронить выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, внесших вклад в историю Франции и больше того, всю мировую историю. Со временем кладбище прирастает новыми территориями, количество могил увеличивается, а здешние надгробные памятники становятся все более масштабными и впечатляющими, являя собой настоящие шедевры монументального искусства.
Сегодня Пер-Лашез является одним из самых известных и посещаемых кладбищ мира: более трех с половиной миллионов человек в год, многие из которых туристы, а также почитатели творчества похороненных здесь выдающихся личностей. Для сравнения, ежегодное количество посетителей Собора Парижской Богоматери составляет около 13 миллионов человек, Эйфелевой башни – 6,5 миллионов.
Площадь кладбища Пер-Лашез составляет 44 гектара, а общая протяженность здешних аллей, мощеных брусчаткой дорожек, а порой и небольших тропинок идет на многие десятки километров.
Официальное количество захоронений на кладбище – 75 393. Однако, данная цифра не должна вводить в заблуждение, ведь даже помимо братских могил, многие склепы на кладбище являются семейными, в которых время от время производятся новые захоронения.
Так что сегодня совсем старые, покосившиеся и покрытые мхом надгробные памятники здесь соседствуют с новыми, ухоженными монументальными мавзолеями.
Лишь самые новые части кладбища построены в соответствии со строгой геометрической, прямоугольной структурой, тогда как историческая территории Пер-Лашез представляет собой настоящий лабиринт из дорожек и тропинок, петляющих по холмистой местности.
Не имея при себе карты, бумажной или электронной, заблудиться на кладбище проще простого, не говоря уже о том, что даже самые известные захоронения, принадлежащие выдающимся личностям, зачастую расположены в глубине территории, вдали от главных аллей.
Примером может служить могила прославленного польского композитора и пианиста Фридерика Шопена, проведшего последние годы своей жизни в Париже. Найти ее, не имея точных координат, чрезвычайно сложно, но зато, оказавшись в нужном месте, первым делом обращаешь внимание на надгробие, полностью заставленное цветами. Памятник на могиле композитора изображает музу музыки Эвтерпу, плачущую над сломанной лирой.
В целом же захоронения известных личностей практически равномерно распределены по всей территории кладбища. Здесь нет как таковой центральной аллеи или «тематических» участков, объединенных по роду прижизненной деятельности усопших.
Есть разве что главная площадь, по центру которой установлен внушительных размеров памятник Казимиру Перье, 11-му премьер-министру Франции. Честно говоря, я нигде не нашел информации о том, почему именно этот государственный деятель был удостоен столь видного во всех отношения памятника в самом центре некрополя.
Но так или иначе от площади с памятником Перье в разные стороны расходятся дорожки, которые приводят нас к другим, пусть не столь масштабным, но оттого не менее впечатляющим надгробным памятникам.
В этом смысле Пер-Лашез уже давно превратилось в настоящий музей под открытым небом, кладбище не раз фигурировало в различных литературных произведениях, служило местом съемок художественных и документальных фильмов, а еще является популярным местом для прогулок среди самих парижан, жителей близлежащих кварталов французской столицы.
Так, если взглянуть на карту или спутниковый снимок Парижа, нетрудно заметить, что Пер-Лашез является одним из крупнейших в городе зеленых массивов. Здесь растет порядка 5300 деревьев: клены, каштаны, буки, платаны...
Но, конечно же, главный интерес со стороны посетителей вызывают надгробия: несколько сотен здешних объектов монументального искусства включены в городские и республиканские реестры памятников. Причем это число продолжает расти, хотя и в большинстве своем современные надгробия куда менее впечатляющие в сравнении с историческими.
Семейные склепы и гробницы, кенотафы и мемориалы, часовни и масштабные скульптурные композиции, памятники и барельефы – пожалуй, ни на одном другом кладбище мира не найти такого разнообразия монументальных надгробий...
Нельзя сказать, что по своей атмосфере, организации территории и общему облику Пер-Лашез сильно отличается от других парижских, французских и в целом западноевропейских кладбищ. Однако, главный некрополь города впечатляет прежде всего своими размерами и огромным скульптурным и архитектурным разнообразием надгробных памятников.
А вот что по-настоящему удивляет во время посещения Пер-Лашез, помимо количества исторических надгробий, так это современные могилы выходцев из Китая (насколько я понял, иероглифы на таких могилах были именно китайскими). Мне встретилось не меньше десятка могил с эпитафиями на иероглифах.
Даже странно, что большинство «иностранных» могил здесь именно китайские, а не, скажем, японские, индийские или арабские. Тем более что выходцев из арабских стран в Париже во много раз больше, нежели китайцев.
Еще одна особенность, крайне необычная и, пожалуй, даже довольно неприятная, связанная с отдельными надгробия кладбища Пер-Лашез, появилась лишь в последние десятилетия. Поклонники, почитатели творчества и просто сочувствующие граждане зачем-то целуют памятники на могилах своих кумиров, предварительно накрасив губы красной помадой. В качестве примера на фото ниже – надгробный памятник на могиле Алена Башунга, популярного французского певца и композитора.
Но, безусловно, самое популярное захоронение, памятник на котором за время его существования многократно зацеловывали, расписывали и покрывали граффити, принадлежит Джиму Моррисону, американскому рок-музыканту, вокалисту группы The Doors, скончавшемуся во время поездки в Париж в 1971 году. Моррисону было всего 27 лет, однако популярность его была поистине огромной. После смерти музыкант так и вовсе приобрел без преувеличения культовый статус, а его могила превратилась в место массового паломничества фанатов со всего мира.
Она и сегодня остается одной из наиболее посещаемых на всем кладбище, правда, во избежание различных инцидентов могилу на всяких случай огородили забором. Один из них, к слову, произошел еще в 1988 году, когда был украден бюст Моррисона. Найти его удалось совсем недавно, в мае 2025 года, то есть спустя 37 лет после кражи. Что до еще одной странной традиции, то поклонники музыканта зачем-то клеят жвачки на дерево рядом с могилой. Его в итоге тоже пришлось защитить специальной накладкой.
Ну, а самым первым памятником, вокруг которого родилась традиция поцелуев, считается надгробие на могиле Оскара Уайльда, прославленного ирландского писателя и поэта XIX века. Памятник Уайльду долгое время был покрыт почти что сплошным слоем помады от постоянных поцелуев, а поклонников Уайльда не пугал даже многотысячный штраф за вандализм. В конце концов памятник очистили и огородили стеклянным заборам, хотя некоторые граждане теперь целуют именно его или же изловчаются поцеловать сам памятник над забором. Что самое интересное, какое-либо рациональное объяснение данного феномена попросту отсутствует. Традиция...
Еще одна чрезвычайно странная могила (а вместе с тем и довольно странная традиция) принадлежит французского фотографу Андре Шабо. Склеп в данном случае двойной, самого Шабо и его супруги, вот только странность заключается в том, что оба они по сей день живы, хотя и находятся уже в весьма преклонном возрасте.
Шабо прославился в качестве фотографа некрополей, гробниц и мавзолеев по всему миру. В его коллекции находятся несколько тысяч фотографий, а сам он спроектировал не один десяток современных надгробных памятников, включая и свой собственный, в форме фотоаппарата. С тех пор почитатели таланта Шабо в знак признательности несут к его будущей могиле фотопленки.
Могилы других знаменитостей подчас находятся в самых отдаленных уголках Пер-Лашез, что, впрочем, не мешает им оставаться своеобразными объектами поклонения. Так, одной из наиболее посещаемых могил на всем кладбище является захоронение Эдит Пиаф, французской певицы и шансонье. Исполнительница скончалась 11 октября 1963 после продолжительной болезни, а французские газеты в этот день вышли с заголовками: Навсегда улетел на небо «Воробышек Парижа».
В двух шагах от могилы Пиаф, хотя и в глубине участка, можно найти захоронение Амедео Модильяни, одного из самых известных художников начала XX века, представителя экспрессионизма, воспевавшего, пусть и крайне необычным образом, женскую красоту.
Неподалеку – могила Зеноба Грамма, бельгийского изобретателя названных его именем магнито- и динамоэлектрических машин, внесшего существенный вклад в развитие двигателей и генераторов. Грамма в данном случае изображен держащим в руках прототип технологического устройства.
В действительности счет уникальных надгробных памятников и могил всемирно известных личностей, похороненных на кладбище Пер-Лашез, идет на многие сотни. Для того, чтобы обойти их все, понадобится не один день. Сам я на посещение некрополя выделил около двух часов, но не учел, что в зимнее время года кладбище закрывается довольно рано, в 17:30.
В итоге минут за 15 до закрытия, о котором я на тот момент не подозревал, по всему кладбищу стала разноситься сирена. Как оказалось, издавал эти звуки автомобиль, бойко рассекавший по главным аллеям, за рулем которого была чернокожая сотрудница кладбища. Она притормозила около нас с женой, поначалу обратилась на французском, но затем быстро перешла на английский, сказав, что кладбище закрывается, и нам нужно как можно скорее направляться к ближайшему выходу.
И все бы ничего, но в моем заранее составленном списке на тот момент оставалось еще около пяти неосмотренных захоронений. Так что в итоге супруга потихоньку пошла в сторону выхода, а я чуть ли не бегом ринулся фотографировать оставшиеся памятники.
В итоге заключительная часть моей прогулки получилась несколько скомканной. Благо, все оставшиеся объекты, осмотр которых я изначально запланировал, находились по пути к выходу. Первым из них стало монументального здание крематория, больше походящие на христианский собор, а то и вовсе дворец французских монархов. Построенный в 1894 году крематорий стал первым во Франции и одним из первых в Европе.
Вокруг него расположен вытянутый портик с колумбарием. Где-то здесь, в его стенах, покоится прах американской танцовщицы, второй жены Сергея Есенина Айсидоры Дункан, а также украинского атамана времен Гражданской войны Нестора Махно.
А сразу за стенами колумбария расположена могила знаменитого французского певца-шансонье и актера Ива Монтана, помимо всего прочего пользовавшегося огромной популярностью в Советском Союзе.
Еще примерно в сотне метров можно найти могилу французского писателя-новеллиста Марселя Пруста, автора семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени», а также не менее знаменитого «опросника Марселя Пруста», появившегося на основании заполненной писателем анкеты, из которой можно было узнать о его вкусах, чертах характера, стремлениях и убеждениях.
Уже на аллее, ведущей к выходу с территории кладбища, я увидел памятник «русским участникам, павшим за свободу во Второй мировой войне». Памятник довольно скромный, но вместе с тем статный, исполненный достоинства. В нашей стране, как известно, тоже есть немало памятников, посвященных французским летчикам эскадрильи «Нормандия – Неман», сражавшимся в военные годы на территории Советского Союза.
Рядом с ним – еще один военный монумент, но на сей раз уже посвященный солдатам Чехословакии, сражавшимся на территории Франции в годы Первой мировой войны. Помимо них, на территории кладбища есть памятники представителям других национальностей, воевавших и отдавших свои жизни за Францию в мировых войнах: бельгийцам, грекам, испанцам и другим.
На этом наша виртуальная экскурсия по кладбищу Пер-Лашез подошла к завершению. За ее рамками в итоге остались могилы Оноре де Бальзака, Жоржа Бизе, Джоаккино Россини, Сары Бернар, Марселя Марсо и многих других всемирно известных исторических личностей. Все-таки два часа – это слишком мало, чтобы увидеть все основные захоронения и надгробные памятники кладбища, хотя для первой обзорной экскурсии по этому величественному некрополю, одному из главных мировых музеев надгробной скульптуры под открытым небом в целом хватило и их. Да, конечно, как и любое другое кладбище в мире, Пер-Лашез представляет собой место скорби и печали, но в то же время впечатляет разнообразием скульптурных и архитектурных объектов, количеством захоронений выдающихся личностей и загадочной, в известном смысле даже мистической атмосферой.
И на этом о кладбище Пер-Лашез на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
ДРУГИЕ СТАТЬИ О НЕКРОПОЛЯХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.