Найти в Дзене

Как я работал мастером на стройке. Часть 2.

Друзья мои, рад всех приветствовать! Сегодня продолжу историю, рассказывать которую начал вчера – как я работал мастером на стройке. Итак, мы с моими работягами подружились. Как я уже писал, участок был маленький (потому и мастер был не освобождённым от рабочих обязанностей), рабочих было всего двое – Володя и Пётр. Первый – мужчина лет 45, «афганец», много лет работал вахтовым методом в северных регионах, был плотником. Кто не знает, что такое «вахта» - конкретно в случае Владимира это 12-часовые смены продолжительностью 60 дней, после которых такой же отпуск. За все 60 дней работы – 4 выходных, которые ты можешь выбирать сам: хочешь – первые четыре дня, хочешь – последние, а хочешь – распределяй по необходимости. Последний вариант – самый разумный, выходные обычно брали, когда совсем уже устанешь, и выход на работу кажется пыткой. Володю отличало очень философское отношение к жизни и интересное чувство юмора, которое применял он, впрочем, довольно редко. Помню, сидим мы как-то, ждём
Картинка сгенерирована нейросетью.
Картинка сгенерирована нейросетью.

Друзья мои, рад всех приветствовать! Сегодня продолжу историю, рассказывать которую начал вчера – как я работал мастером на стройке.

Итак, мы с моими работягами подружились. Как я уже писал, участок был маленький (потому и мастер был не освобождённым от рабочих обязанностей), рабочих было всего двое – Володя и Пётр. Первый – мужчина лет 45, «афганец», много лет работал вахтовым методом в северных регионах, был плотником. Кто не знает, что такое «вахта» - конкретно в случае Владимира это 12-часовые смены продолжительностью 60 дней, после которых такой же отпуск. За все 60 дней работы – 4 выходных, которые ты можешь выбирать сам: хочешь – первые четыре дня, хочешь – последние, а хочешь – распределяй по необходимости. Последний вариант – самый разумный, выходные обычно брали, когда совсем уже устанешь, и выход на работу кажется пыткой.

Володю отличало очень философское отношение к жизни и интересное чувство юмора, которое применял он, впрочем, довольно редко. Помню, сидим мы как-то, ждём бетон. Работа стоит – делать совершенно нечего. С утра пришли на работу – и сидим, ничего не делаем, а время уже часа четыре пополудни. Всегда ненавидел такое вот вынужденное безделье! Я тогда не курил, а ребята с удовольствием предавались этому пороку. И вот Володя, делая глубокую затяжку, произносит (говорил он медленно, негромко, но очень веско):

– Вот сейчас приду домой, а там – семья. Жена подбежит, с мыслью чем-то меня напрячь. Сын подойдёт с какой-то тетрадкой, в которой я ничего не понимаю. Дочь примчится – ей тоже внимание нужно. А я прислонюсь к стене, улыбнусь, и скажу: «Родные мои, как же я рад вас видеть! Устал сегодня папка, весь день вкалывал, как проклятый. Вы уж не трогайте меня пожалуйста…». Пойду поужинаю грустно и молча, а потом – пойду смотреть телевизор. Сегодня футбол, как-никак: Чемпионат мира!

…Интересный парень, не правда ли?

А вот Пётр мне почти не запомнился. Он был лет на пять старше Володи, первое впечатление о нём (неоднократно подтверждённое) было весьма простым: хитросделанный. Он с удовольствием поддакивал любому мнению (нередко противоположным), что у нас с Владимиром вызывало смех. Он постоянно глумливо хихикал непонятно чему, ну и вообще был… как это сказать... ни рыба, ни мясо!

Тем не менее, мы работали, как могли. А начальство иной раз требовало и того, чего суметь мы были не в силах. Вот помню, пришёл «КамАЗ» с металлическими колоннами. Вес каждой – не меньше тонны: точнее уже не вспомню, а рассчитывать лень. Колонны приехали, а вот крана для разгрузки – нет. Я к водителю, он спокойно говорит: «Про кран ничего не скажу, да и нет его у нас. Мне сказали так: на участке есть мастер, вот он пусть и решает». Несколько обалдев от такой постановки вопроса (это был мой третий или четвёртый рабочий день), я лихорадочно начал думать. Ускоряло мышление и то, что водитель чётко обозначил, что ровно через час уедет, с колоннами или без них. Ну а показать себя грамотным руководителем, утереть нос начальству – в двадцать с небольшим лет это уже умеешь ценить.

На территории трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ), где мы работали, я видел подъёмный кран. Правда, за эти несколько дней его явно ни разу не заводили, поскольку с места он не сдвинулся ни на сантиметр. Но всё же – это кран! Он есть! Я рассудил, что бежать к директору ТТУ бесполезно (да и не пробиться), а вот пообщаться с секретаршей – очень даже можно. При определённых условиях. Я нагло вошёл в административный корпус, прошёл по коридору, заглянул в приёмную директора. Увиденное не разочаровало: секретарша была юна и очень красава. Бежать за конфетами и вином времени не было, а вот цветы росли на клумбах прямо на территории ТТУ. Простите меня, дорогие сотрудники управления – я сорвал всего лишь пяток роз, ну и всякой всячины там для красоты букета. И всё это для благого дела!

В общем, минут через десять милого общения, секретарша открыла мне один из самых странных нюансов работы их организации. Помимо подъёмного крана у них был и крановщик. Хотя как это «был»… Временами. В общем, из-за того, что нужда в крановщике возникала нечасто, он работал всего несколько дней в месяц, до одной недели. А на остальное время, пока накапливалась потребность в его услугах – уходил в запой. Как вы понимаете, звёзды сложились так, что на момент привоза колонн он как раз был дома, витая в своих алкогольных грёзах. Честное слово, секретарша искренне хотела мне помочь – даже ключи от крана дала! Но в число моих немногочисленных на тот момент умений, управление подъёмным краном – увы! – не входило.

Прошло уже полчаса, а колонны всё также находились в «КамАЗе». И это был не самосвал, учитывая длину колонн, так что просто сбросить их не получилось бы. Тем не менее, свет в конце тоннеля забрезжил, когда я вспомнил школьный курс физики и конкретно принцип рычага. Откинул задний борт, взял обычный лом (лучшее орудие пролетариата) и запрыгнул в кузов. Выбрав жертвой эксперимента одну из колонн, я, аккуратно орудуя ломом, начал пододвигать её к краю. На удивление, процесс занял всего несколько минут – колонна достигла края центром тяжести, и одной половиной свесилась вниз, уперевшись в землю. К этому моменту мои «орлы» уже поняли, что я хочу сделать, поэтому ещё через десять-пятнадцать минут такая участь ждала все колонны (их было не много). В час мы в итоге чуток не уложились, но водителю так понравилось смотреть подобное шоу, что он, улыбаясь, махнул рукой и сказал, что готов ждать ещё полчаса.

Когда все колонны упёрлись торцами в землю, грузовик немного проехал вперёд, и тяжёлые металлические изделия оказались разгружены. Водитель, улыбаясь, подошёл ко мне, и протянул руку со словами:

– Ну ты даёшь!.. Что начальству-то доложить? Как разгрузил?

– Что ж… – задумался я. – Скажи, что мы трое активно занимались физкультурой, поэтому такой тоннаж для нас труда не представляет. Руками сняли.

Водитель расхохотался и, запрыгнув в кабину своего «КамАЗа» ретировался с места трудового подвига. Начальник участка приехал уже через час.

– Ты это… как? – явно не зная, как начать разговор, он путался в словах и интонациях. – Крана же не было? Или тут дали, в ТТУ?

– Да нет, – улыбнулся я. – В ТТУ получить кран не удалось, Вы не прислали свой… В общем, руками разгрузили. Ребята подтвердят!

Не зная, стоит ли сразу на меня наехать и поставить на место, или лучше ценить смекалистого кадра, начальник участка ошалело оглядел нашу троицу (ребята подтвердили, что разгружали вручную – и в общем-то были правы). После небольшой паузы он махнул рукой и, крепко выругавшись, быстро уехал. А мы ещё пару дней смеялись над ситуацией. Тем более, что колонны так и лежали на земле – разгрузить их было можно, а вот установить без крана, или хотя бы иного подъёмного устройства (можно даже экскаватором, при определённой сноровке) – уже никак.

…Я проработал там недолго. У фирмы начались большие финансовые проблемы, перебои с зарплатами… Да и отношение, прямо скажу, было не очень к нашей работе. Я старался закрывать дыры, как мог – например, геодезистом пришлось побыть (опыт был, полученный в колледже – я писал об этом). Руководству было плевать - пример с отсутствием крана ещё можно посчитать "прощупыванием" молодого мастера, но потом я понял, что это у них так всегда, просто безразличие. Итог стал закономерен: уволился. Почти тут же строительное направление закрыли. А потом, если не ошибаюсь, у них и с солодом начались проблемы - фирма приказала долго жить уже полностью.

Однако, я вспоминаю недолгое время работы мастером с удовольствием. Мне кажется, такой опыт был не только приятен, но и полезен!