Здравствуйте, коллеги-киноманы. Когда в 1980 году на экраны вышла первая «Пятница, 13-е», никто не ожидал, что этот низкобюджетный фильм превратится в культурный феномен. Его снимали почти на коленке — актёры получали гроши, спецэффекты делали из подручных материалов, а критики потом разнесли в пух и прах (он ещё и две номинации на Золотую малину получил — за худший фильм и худшую женская роль второго плана). Но зрители проголосовали долларами (при бюджете $550 тыс фильм собрал почти $60 млн), и родилась одна из самых живучих франшиз в истории хоррора. В чём же секрет? Я недавно пересмотрел ленту, и у меня есть пара мыслей о ней.
Установить правила хорроров
Главная ирония фильма в том, что Джейсон Вурхиз, ставший лицом всей серии, в оригинальном тут почти не появляется. Вместо него всех убивает его мать — безумная Памела Вурхиз, которая мстящая за смерть сына (это под конец только мы узнаём, что мстить-то, собственно, было не за что — сыночек очень даже живуч).
Но именно здесь закладываются все те правила, которые потом будут копировать десятки слэшеров. Грехи должны быть наказаны — поэтому первыми гибнут те, кто предаётся разврату и наркотикам. А выживает, как водится, самая «невинная» героиня. Эти клише сейчас кажутся избитыми, но в 1980-м они работали на ура.
Держать зрителя на коротком поводке
У создателей не было денег на дорогие спецэффекты или звёздный каст, зато было чутьё на то, как пугать зрителя. Режиссёр Шон Каннингем почти не показывает убийцу до самого финала, зато мастерски играет со звуком и монтажом. Достаточно вспомнить тот самый леденящий душу шёпот «чи-чи-чи, ма-ма-ма» (на деле это просто наложенные друг на друга голоса), но они въедаются в мозг намертво. Скримеры здесь примитивные по нынешним меркам, но оттого не менее эффективные — особенно культовый прыжок «трупа» из воды в финале, из-за которого зрители в кинотеатрах подскакивали на местах (в общем-то, и я подскочил, когда пересматривал). Да, крови здесь меньше, чем в сиквелах, но легендарный Том Савини (гуру спецэффектов) сделал каждую смерть запоминающейся.
Отразить социальные проблемы
Фильм стал хитом не только потому, что пугал — он чётко попал в нерв своей эпохи. Америка начала 1980-х только приходила в себя после Вьетнама и Уотергейта, люди больше не верили власти. В «Пятнице» полиция бесполезна, взрослые не спасают — выживают только те, кто сам не дурак. Лагерь, где разворачивается резня, показан как рассадник разврата, и те, кто предаётся греху, первыми отправляются на тот свет. А Памела Вурхиз — изгой, маньячка из лесов, олицетворение «другой» Америки. Той, которая готова убивать взрослых, лишь бы лагерь оставался закрытым и туда не приезжали дети. Ведь они же могут утонуть, как её сын. Жёсткая ирония: убивать одних, чтобы выживали другие.
Интересовать десятилетия спустя
Спустя 45 лет первая «Пятница, 13-е» смотрится наивно и даже медлительно по сравнению с современными хоррорами. Но в этом и её прелесть, её очарование. Да и не будем забывать, что она породила франшизу, которая дожила до 12 фильмов (Джейсон успел побывать и в аду, и в космосе!). Её цитируют, пародируют, а маска хоккеиста и звуки «чи-чи-чи» известны даже тем, кто во франшизе толком и не разбирается. Перезапуск 2009 года пытался сделать всё серьёзнее и мрачнее, но потерял то самое грубое обаяние оригинала (впрочем, он тоже был успешен в прокате, собрав кассу, в 4.5 раза превысившую производственный бюджет).
Стать эталоном
Это не шедевр киноискусства, но абсолютный эталон жанра. Фильм доказал: чтобы напугать мир, не нужны миллионы долларов. Достаточно озлобленной матери с кухонным ножом, тёмного леса и нескольких незадачливых подростков.
Каждый этому фильму ставит свою оценку, но в одном, думаю, сойдутся все — в его влиянии на поп-культуру. Она заслуживает высшего балла! Если любите хорроры — это must see. Если нет… всё равно стоит глянуть — хотя бы чтобы понять, откуда растут ноги у половины современных ужастиков.
Благодарю за внимание.
P.S. чтобы вы понимали, последний раз я этот фильм смотрел, когда имя Кевина Бейкона для меня ещё ничего не значило. Так что в этот раз я, естественно, болел за него, а не за Эдриенн Кинг. Ну да ладно. Зато потом Бейкон снялся в «Свободных» и «Дрожи земли». И карьера у него пошла в гору!