Александр III — российский император (1881– 1894 гг.), заслужил свое прозвище «Миротворец» вследствие того, что во время своего правления он хранил свою страну от кровопролития и бедствий. В годы правления Александра Александровича Россия не принимала участия ни в одной войне (ну, почти).
От рождения судьба не предназначала Александра стать венценосцем Руси, так как наследником престола был его старший брат Николай. К сожалению, тому суждено было покинуть этот мир слишком молодым. Но, как говорится, что Бог не делает, все к лучшему. Именно в руках Александра III, который, кстати, с малых лет готовился стать военным, страна еще больше окрепла, утвердившись в своей мощи и стабильности.
Его правление стало временем обновления империи, когда государственная власть укрепляла порядок, заботливо оберегая народное благополучие и процветание русских земель.
Александр III покинул этот мир внезапно — рано, всего лишь в сорок девять лет. Случилось это первым ноябрьским днем 1894 года в Ливадийском дворце в Крыму.
В заключении было сказано, что смерть императора стала следствием тяжелого хронического недуга почек, постепенно затронувшего сердце и сосуды. Ученые мужи были единодушны в своем суждении: начало болезни было положено роковым событием — крушением поезда императорской семьи осенью 1888 года.
Выход из щекотливой ситуации
Александр III был известен не только своей силой и твердостью характера, но и отличным чувством юмора. В 1891 году произошел один веселый эпизод, связанный с прибытием французской эскадры в Санкт-Петербург в рамках официального визита дружбы.
Праздничное мероприятие сопровождалось фейерверками, возгласами одобрения и торжественными выступлениями. Но тут внезапно появилась непредвиденная сложность: уже готовились исполнить французский гимн — известную «Марсельезу».
Но возникла щекотливая ситуация. В то время «Марсельеза» находилась под запретом в Российской империи, поскольку ее слова содержали призывы к свержению монархического строя.
«Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног.
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог».
Положение оказалось непростым: если зазвучит гимн, императору, следуя воинской дисциплине, полагалось немедленно подняться и отсалютовать. Однако ситуация осложнялась тем, что звучал именно революционный гимн Франции. Игнорировать обычай было невозможно — церемонию проводили ради важного дипломатического успеха и укрепления связей между странами.
Гофмаршалу Владимиру Оболенскому удалось привлечь внимание императора Александра III к этому весьма тонкому обстоятельству. Император внимательно выслушал своего приближенного, после чего мягко усмехнулся и негромко произнёс:
«Мы же не можем дать французам другой гимн? Играйте тот, какой есть. Ничего, после “Марсельезы” они шапки снимут и “Боже, царя храни!” выслушают!».
Александр III остроумно и достойно разрешил непростое положение, оставшись уважаемым и укрепив дружеские отношения с Францией.
Скромность не украшала Александра III
Знатное происхождение, ну и, соответственно, занимаемая должность царя со всеми вытекающими последствиями, позволяло Александру III вести жизнь полную роскоши, расточительства и развлечений. Скажем, императрица Екатерина Великая так и поступала. Царица умело сочетала увеселительные мероприятия с важной и успешной работой государственного значения.
А вот Александр Александрович отличался редкостной простотой нрава и поведения. Эта его черта характера предметом как восхищения, так и обсуждения среди его верноподданных.
Вот, например, одна из записей в личном дневнике царского приближенного. Тому по долгу службы случилось однажды стоять неподалеку от императора. Вдруг с царского стола нечаянно соскользнул некий предмет. Государь наклонился подобрать упавшее, а стоящий поблизости придворный, сделавший позднее эту запись, охваченный смущением до кончиков волос, заметил страшную вещь — прямо на неприличной части штанов монарха оказалась заплатка.
И дело здесь не в скупердяйстве царя. Государь предпочитал носить брюки грубой выделки армейского покроя отнюдь не ради экономии, как поступала впоследствии жена его наследника — императрица Александра Федоровна, продававшая через старьевщиков платье дочерей после снятия с них драгоценных пуговиц. В повседневной жизни император отличался скромностью и неприхотливостью: он продолжал носить изношенный мундир, которому давно следовало бы отправиться на свалку, а испорченные вещи передавал слуге для ремонта и зашивания там, где это было необходимо.
Проявлял пренебрежение к светскому веселью
Александр III отличался твёрдым характером и заслуженно получил репутацию убеждённого сторонника абсолютной власти монарха. Подданным редко удавалось возразить императору, хотя поводы для несогласий возникали часто. Царь просто сократил количество чиновников своего двора.
Отрицательно он относился и к знаменитым императорским балам. Александр относился к ним как к своего рода личной повинности, ограничив их проведение всего четырьмя мероприятиями ежегодно. Дворцовый протокол и церемонии были упрощены, численность прислуги сокращена, введена строгая отчетность за использование финансов. Дорогие импортные вина заменялись отечественными — крымскими и кавказскими сортами. Проведение маскарадных вечеров и затраты на них Александр возложил на великокняжеские дома, которые не захотели отказываться от традиционных развлечений.
Государь не только игнорировал мирские развлечения, но ещё и удивительным образом пренебрегал вещами, которыми многие наслаждались и даже боготворили. Например, питание. Как свидетельствуют очевидцы тех времён, император любил обычную русскую еду — щи, рыбный суп да запеченную рыбу собственного улова, отправляясь всей семьей отдыхать среди живописных финляндских островов.
Александр особенно любил гурьевскую кашу, рецепт которой изобрел крепостной повар отставного майора Юрисовского — Захар Кузьмин. Готовилось блюдо несложно: манка варилась на молоке, после чего добавлялись разные виды орехов (грецкий, миндальный, лесной). Поверх всего этого богатства выкладывалась нежная сливочная пенка. В завершении в это блюдо помещали сухофрукты.
Царь неизменно отдавал предпочтение этому простому блюду перед изысканными французскими сладостями и утонченными итальянскими угощениями — именно оно шло в прикуску к чаю в стенах родного Анненкова дворца. Пышную роскошь Зимнего дворца государь искренне не жаловал, и здесь ничего удивительного нет, учитывая потрепанные штаны да скромную кашу.
Путь Орешкина в историю Отечества
Рядовой Никодим Орешкин из лейб-гвардии егерского полка отправился в увольнение в город. Навел лоск на мундирные пуговицы и покинул казарму. Шел себе спокойно по улицам города да вдруг задержался перед яркой вывеской питейного заведения.
«Ладно, — рассуждает сам про себя солдат, — зайду-ка гляну, чего да как». Заходит внутрь. В общем, набрался Никодим порядком. Повздорил с каким-то мужичком, что сидел неподалеку, похлебывал щи. В конце ссоры хлопнул того кулачищем по лицу и собирался выходить из трактира. Тот же, рухнув под стол, начал истошно вопить. Тогда Никодим от злости взял да и перевернул стол.
Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇
Выбежал хозяин питейного заведения. Принялся увещевать буяна Орешкина: мол, ты солдатик, опомнись, прекрати дебош, ведь сам император наблюдает сейчас за тобой! И указал рукой на висящий на стене портрет государя Александра III. Но Никодим разошелся сильнее прежнего. От ярости забыв обо всем, размахивая кулаками, грозился: «Поганцы вы! Да плевал я на вашего царя!».
Тут все, кто находился в заведении, замерли... Что такое? Покушение на самого царя?! Ситуация мигом приобрела политический характер. Всей толпой набросились на смутьяна Никодима, связали его покрепче и препроводили к уряднику.
По существовавшему тогда уголовному законодательству Никодима Орешкина ожидали целых семь лет каторжных работ. Из-за особой огласки дела об оскорблении императорской особы, оно было передано лично на рассмотрение Александру III.
Александр привык засиживаться в своем кабинете допоздна. Когда он уже глубокой ночью наконец-то добрался до той самой папки, то прочитав содержимое, почувствовал глубокое разочарование: ну как такое возможно?! Русскому солдату абсолютно все равно было на самого императора. Когда он, будучи еще наследником престола, отважно сражался со своим отрядом с турками, рискуя собственной жизнью...
Император был настолько поражён случившимся, что отложил бумаги и пошел отдыхать, полагая, что утром решение придет само собой. «О чем ты задумался, дорогой?» — поинтересовалась императрица. «Знаешь, моя милая Минни, один солдат сегодня попытался плевком попасть в меня», — ответил государь. «Это совершенно невероятно! — вскричала Мария Федоровна. — Александр, да как это вообще возможно, чтобы простой солдат смог доплюнуть до тебя, ведь ты огромного роста!» Услышав эти слова, Александр почувствовал облегчение и мгновенно заснул.
Утром, в просветленный голове императора мелькнуло: «Да ведь парень-то ничего, вовсе даже хорош! Целых восемь крепких мужиков едва-едва его одолели!» Одним словом — чудо-силач. Вероятно, именно такие размышления посетили Александра, когда он собственноручно распорядился на обложке дела солдата Никодима Орешкина: «Производство прекратить. Орешкина освободить. Запретить вывешивать мои портреты в питейных заведениях. Сообщить Орешкину, что и я плюю на него».
Увлекался живописью и даже занимался рисованием
Как мы и говорили — в повседневной жизни царь отличался скромностью, неприхотливостью и бережливостью. Но в то же время, значительные суммы расходовались на покупку произведений искусства.
Еще в молодые годы будущий российский император проявлял интерес к живописи и брал уроки рисования у знаменитого профессора Тихобразова. Однако государственные обязанности занимали большую часть его времени и энергии, заставляя отказаться от занятий искусством. Тем не менее страсть к прекрасному осталась неизменной вплоть до конца его жизни, выразившись в увлечении коллекционированием. Не случайно именно сын императора — Николай II — вскоре после кончины отца учредил в память о нем знаменитый Русский музей.
Монарх проявлял заботу о деятелях искусства, включая поддержку живописцев — несмотря на вызывающую полемику картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», вызвавшую негодование общества, художники-передвижники избежали преследований.
Царь, невзирая на отсутствие внешней утонченности и аристократической изысканности, обладал тонким музыкальным вкусом, отдавая предпочтение произведениям Петра Чайковского. По его инициативе театральная сцена перестала ограничиваться итальянской оперой и балетами, открыв дорогу творениям российских композиторов. До конца жизни монарх активно содействовал развитию русской оперы и балета, получивших впоследствии международное признание и славу.
Знаменитые высказывания императора
При Александре III Российская империя избежала участия в крупных политических конфликтах, а революционные силы зашли в полный тупик — удивительный факт, учитывая, что убийство предшествующего монарха традиционно воспринималось как сигнал к активизации террора и попыткам свержения власти.
Александр Александрович предпринял несколько шагов, значительно улучшивших положение простых людей. Постепенно он упразднил душевой налог, проявил особое уважение к Русской православной церкви и ускорил завершение сооружения московского Храма Христа Спасителя.
Император искренне любил свою страну и стремился защитить ее от возможных внешних угроз путем укрепления вооруженных сил. Знаменитая фраза Александра «У России лишь два надежных союзника — ее армия и флот» стала символом государственной политики того периода.
Кроме того, императору приписывают еще одну известную фразу — «Россия для русских». Но обвинять монарха в национализме оснований нет. Сергей Витте, супруга которого имела еврейские корни, отмечал, что политика Александра III никогда не ставила целью притеснять национальные меньшинства, тогда как ситуация изменилась во времена царствования Николая II, когда антисемитское черносотенное движение получило государственную поддержку.