Модель Saab 9-3 — это, пожалуй, один из последних символов инженерной самобытности шведского автопрома. Автомобиль появился на стыке эпох в 1998 году. Он стал преемником культового Saab 900 и воплотил в себе все то, за что поклонники ценили марку: безопасность, нестандартные решения и особую северную эстетику. 9-3 создавался не ради трендов, а ради сохранения духа Saab в условиях альянса с General Motors. Результатом стал автомобиль, который с годами лишь укрепил свой статус «машины не для всех».
История создания
9-3 был представлен в 1998 году как преемник модели Saab 900. Хотя внешне машина напоминала своего предшественника, она получил более 1100 новых компонентов, включая обновленные переднюю и заднюю части, а также улучшенные системы безопасности и управления. Автомобиль базировался на платформе GM2900, общей с Opel Vectra, и предлагался в трех вариантах кузова: трех- и пятидверный хэтчбек, а также кабриолет.
В 1999 году была представлена спортивная версия 9-3 Viggen, разработанная совместно с британской компанией TWR. Модель оснащалась 2,3-литровым турбированным двигателем мощностью 225 л.с., усиленными подвеской и тормозной системой, а также аэродинамическим обвесом.
В 2003 году дебютировало второе поколение Saab 9-3, построенное на платформе GM Epsilon. Модель получила новый дизайн кузова, отказавшись от хэтчбека в пользу седана, универсала (SportCombi) и кабриолета. В 2008 году была представлена полноприводная версия Turbo X с системой XWD и 2,8-литровым V6 двигателем мощностью 280 л.с.
После банкротства Saab в 2011 году права на производство моделей были приобретены компанией NEVS (National Electric Vehicle Sweden). В 2013 году она возобновила выпуск 9-3 с бензиновыми двигателями, а позже представила электрическую версию машины. Однако из-за финансовых трудностей производство было окончательно остановлено в 2014 году.
Кабриолеты 9-3 собирались на заводе Valmet Automotive в Уусикаупунки, Финляндия, что обеспечивало высокое качество сборки и внимание к деталям. Стоит также отметить, что Некоторые версии модели для европейского рынка (особенно Aero и Griffin) имели весьма необычные опции: отдельный кассетный проигрыватель для задних пассажиров, подогрев всех сидений и возможность дистанционного запуска двигателя зимой — далеко не стандартный набор для компактного седана 2000-х годов.
9-3 остается знаковым автомобилем, сочетающим в себе шведскую инженерную мысль, инновации и уникальный дизайн. Несмотря на прекращение производства, модель продолжает пользоваться популярностью среди автолюбителей и коллекционеров по всему миру.
Технические характеристики
За годы производства 9-3 прошел путь от скромного хэтчбека до полноценного представительского седана с турбированными моторами и фирменными инженерными решениями. Ключевыми принципами модели всегда оставались безопасность, устойчивость на дороге и инновационные технологии — даже в базовых комплектациях.
Модели первого поколения, выпускавшиеся с 1998 по 2002 год, базировались на платформе GM2900 и оснащались бензиновыми двигателями объемом 2,0 и 2,3 литра, а также дизелем 2.2 TiD. На вершине линейки стояла модификация Viggen, получившая 2,3-литровый мотор с турбонаддувом мощностью до 230 л.с. Разгон до 100 км/ч занимал всего 6,5 секунды. Варианты трансмиссий включали 5-ступенчатую «механику» и «автомат». Привод был исключительно передним. Название «Viggen» (в переводе с шведского — «молния») отсылает к истребителю Saab 37 Viggen.
Второе поколение (2003–2014) принесло обновленную платформу GM Epsilon, более широкую гамму кузовов и расширенную моторную линейку. Бензиновые агрегаты варьировались от 1,8 л (122 л.с.) до 2,8 л V6 (280 л.с. в версии Turbo X с полным приводом XWD). Дизельные двигатели 1.9 TiD и TTiD обеспечивали экономичность, а BioPower-версия позволяла использовать этанол E85. Коробки передач — 5- и 6-ступенчатые механические и автоматические в зависимости от года выпуска и комплектации. Сааб 9-3 второго поколения получил тройную систему теплообмена, позволяющую прогреть салон при температуре до -35°C за 5 минут. При этом двигатель оставался в норме, а антифриз — теплым даже после двух часов простоя. Такой комплекс не использовался больше ни на одном массовом седане.
Стоит отметить, что турбомоторы Saab отличались особым откликом. Все дело в том, что инженеры позаимствовали концепцию управления наддувом у вертолетных турбин, снижая давление на низах и резко наращивая его к середине диапазона — из-за чего двигатели воспринимались «взрывными». Это сделало даже базовые версии 9-3 уникальными на фоне ровных «атмосферников»-конкурентов.
Подвеска второго поколения — независимая со стойками МакФерсон спереди и многорычажной схемой сзади, — обеспечивала стабильность на трассе и комфорт на неровной дороге. Тормозная система включала дисковые механизмы на всех колесах и обязательную ABS. 9-3, несмотря на сложную судьбу бренда, остался одним из самых технически интересных автомобилей своего класса.
Сааб 9-3 унаследовал от своих предшественников элементы, напоминающие о авиационном прошлом компании. Например, приборная панель с функцией «Night Panel» позволяла отключать ненужные индикаторы для уменьшения отвлекающих факторов при ночной езде.
Модель оснащалась активными подголовниками SAHR (Saab Active Head Restraints), которые снижали риск травм шеи при столкновениях сзади. Также в конструкции применялись усиленные зоны деформации и системы защиты от боковых ударов. К слову, на момент выхода Saab 9-3 считался одним из самых безопасных автомобилей в своем сегменте. Он получил 5 звезд в тестах Euro NCAP.
9-3 остается ярким примером того, как автомобиль может сочетать в себе инженерные инновации, безопасность и уникальный дизайн, оставаясь актуальным и востребованным даже спустя годы после завершения производства.
Фото
Видео тест-драйв
Читать на сайте: Saab 9-3: до 280 сил, 4WD, платформа от Opel Vectra и он действительно «не для всех»
Популярные статьи: