Вы когда-нибудь соглашались на то, чего в действительности не хотели, просто чтобы никого не обидеть? Многие приходят в терапию, потому что им трудно отстоять свои границы.
Давайте познакомимся с примером ЛеныЛена всегда была известна как добрая и отзывчивая девушка. Она всегда была готова помочь, часто в ущерб своим собственным интересам, и никогда не отказывала.Лена выросла в семье, где ценились жертвенность и помощь другим. В детстве она привыкла угождать родителям, выполняя все их просьбы, и это стало основой её самооценки. Уже в школе Лена всегда бралась за любые поручения, даже если они мешали её собственным планам, чтобы заслужить одобрение учителей и друзей.Во взрослой жизни на работе Лена постоянно берет на себя дополнительные проекты, даже если они не входят в её обязанности. Дома старается быть идеальной хозяйкой: готовит сложные блюда и делает все бытовые задачи, всегда жертвуя своим отдыхом.Последствия. Со временем Лена начала чувствовать себя опустошённой и недовольной. Её эмоциональное состояние ухудшилось, она стала подвержена стрессу и частым простудам. Отношения с близкими страдали: Лена часто срывалась на них из-за мелочей и чувствовала, что её не понимают. Она осознавала, что её не уважают и не ценят, хотя она старалась изо всех сил.После особенно напряжённого месяца, когда Лена почувствовала, что её силы на исходе, она решила обратиться к психологу.
Как бы мы работали, если бы Лена пришла с этим запросом в терапию:
1. Обсудили, что умение говорить «нет» — не врожденный талант. Это навык, который можно развить.
2. Обсудили «корни». Ведь в семье Лены ее учили, что потребности других всегда более значимы. Когда-то в детстве за «нет» могли наказывать, игнорировать или стыдить. Разобрали, откуда появился страх отказа, изучили основные убеждения Лены и нашли реалистичную альтернативу.
3. Сфокусировались на том, что Лена хочет на самом деле. Многие не говорят «нет», так как не уверены в том, чего хотят сами. В терапии мы возвращаем контакт с мыслями, чувствами, обсуждаем ценности.
4. Обратили внимание на самокритику Лены, то, как ее внутренний голос ругает ее и внушает вину, если она старается выбрать «себя» и свои интересы. Дали место этому голосу и научились отделять его от своего настоящего «Я», начали учиться самосостраданию и самоподдержке.
5. Учились замечать давление и манипуляции от других людей. Лена начала различать, где ее ответственность, а где — чужие ожидания.
6. Пробовали говорить «нет» в безопасной обстановке. На сессии моделировали ситуации, с которыми сталкивалась Лена, проигрывали эти ситуации на встрече и воображении, чтобы в реальной жизни было проще с ними столкнуться.
7. Учились говорить «нет» без чувства вины. Обсудили технику, которая помогает отказывать мягко, но твердо, без объяснений, оправданий и тревоги.
8. Укрепляли границы Лены и ее уверенность. Для того, чтобы Лена ощутила, что ее «нет» — это не эгоизм, не угроза, это забота о себе и честных отношениях.
В результате терапии Лена научилась устанавливать и защищать свои личные границы, осознав, что её «нет» — это проявление заботы о себе и стремление к честным отношениям. Она смогла обрести уверенность, улучшить своё эмоциональное состояние и наладить более здоровые и уважительные отношения с окружающими.
ВАЖНО: Говорить «нет» — это не про конфликт, а про заботу о себе.
Автор: Храмова Маргарита Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru