Впервые теорией цвета я заинтересовалась, когда начала писать акварелью. Хотя я придерживалась где-то вычитанного правила о том, что нельзя смешивать больше двух-трех цветов, особенно в многопигментных красках, даже осторожное использование смесей часто давало грязь, рисунок получался серым и тусклым. Хотя, казалось бы, я делала всё "по правилам".
Пришлось пристальнее разбираться в том, что такое цвет, и как правильно его смешивать.
Так что же такое цвет
Если вы еще помните школьную физику, цвет - это та часть света, которая отражается от поверхности предмета. Разные предметы обладают разной отражающей способностью. Так, например, белые предметы отражают весь спектр, поэтому мы видим белый цвет, а черные - не отражают ничего, вот мы и видим черный. Когда отражается только часть спектра, мы улавливаем эту часть глазом и видим тот или иной цвет.
Но это всё физика. А для художника цвет это прежде всего мощный инструмент передачи настроения, создания акцентов и придания жизни рисунку.
Цветовой круг Иттена
Это главный инструмент для тех, кто хочет подружиться с цветом. Именно с его помощью можно понять, почему одни краски, смешиваясь, дают новые, чистые и яркие цвета, а другие - как будто гасят друг друга, уводя рисунок в грязь и серость.
Основные цвета
Единственные цвета, которые нельзя получить смешиванием других цветов. Это
- красный,
- желтый
- и синий.
Поэтому именно их всегда необходимо иметь в базовой палитре, будь то акварель или любые другие красящие материалы. Такие цвета называются основными или первичными.
Составные цвета
Составные или вторичные цвета получаются смешением трех основных. Это
- зеленый (синий + желтый)
- оранжевый (красный + желтый)
- и фиолетовый (красный + синий)
Сложные цвета
И, наконец, сложные (третичные) цвета получают смешением основного и соседнего составного цвета (первичного и вторичного). Например:
- желто-оранжевый
- красно-оранжевый
- красно-фиолетовый
- и сине-фиолетовый
- сине-зеленый
- и желто-зеленый.
В итоге получается базовый круг из двенадцати секторов.
Свойства цвета
Что еще важно знать о свойствах цветов? У каждого цвета есть три основных характеристики. Изменения в них и дают нам практически бесконечную цветовую палитру. Это
- Цветовой тон - по сути то, что мы и видим на цветовом круге, можно сказать, название самого цвета (красный, синий, зеленый и т.д.)
- Насыщенность цвета. То, насколько цвет чистый, яркий и сочный или наоборот, запыленный и приглушенный.
- И светлота. Насколько цвет светлый или темный, от почти белого к почти черному.
Цвета могут меняться в рамках всех трех характеристик одновременно или в рамках только одного или двух параметров.
Цветовые гармонии
И вот тут мы как раз подходим к вопросу, как подружить с собой разные цвета. Добиться того, чтобы они сочетались, а не грязнили работу. В идеале цвета на рисунке должны хорошо смотреться вместе, создавать приятное впечатление и помогать передавать замысел. Есть несколько основных цветовых гармоний.
- Комплиментарные (дополнительные) цвета. На цветовом круге такие цвета расположены друг напротив друга. Например, красный и зеленый. Синий и оранжевый. Они усиливают друг друга, создавая контраст и хорошо подчеркивают друг друга. С их помощью можно создать яркий акцент и активную, энергичную атмосферу. Однако в смесях они как раз способны друг друга приглушать и давать в итоге ту самую "грязь". Комплиментарные цвета, смешанные в разных пропорциях, могут помочь добиться нужной насыщенности цвета, приглушить слишком яркие оттенки. Но, смешанные в равных пропорциях, комплиментарные цвета дают грязно-серый или грязно-коричневый оттенок. Контролируемое смешение комплементарных цветов – это один из способов получить сложные нейтральные оттенки (серые, коричневые), которые очень важны в живописи. Так что не стоит им пренебрегать, но обращаться следует очень осторожно.
- Аналогичные (родственные) цвета. Это соседи по цветовому кругу, например, желтый, желто-зеленый и зеленый. С их помощью можно создать плавные переходы и добиться спокойной, умиротворяющей атмосферы.
- Монохромная гармония. Когда вы используете один и тот же цвет, но меняете его светлоту и насыщенность. Например, в морских пейзажах очень часто можно увидеть разные оттенки синего, от небесно-голубого, до глубокого цвета индиго. Это всегда смотрится и стильно, и гармонично.
Это основные типы цветовых гармоний. Но новичку лучше начинать именно с них, не трогая до времени более сложные варианты.
Тепло-холодность цвета
Еще один фактор, который стоит учитывать при поиске цветовых гармоний. Цветовой круг условно можно разделить на две половины:
- Тёплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Они кажутся и визуально ближе, и активнее. Ассоциируются с огнем и солнечным светом.
- Холодные цвета: синий, зеленый и фиолетовый. Поскольку в воздушной перспективе, чем дальше предмет, тем более голубоватым и приглушенным он становится, то и холодные цвета выглядят визуально более далекими. Они ассоциируются с водой, лесом, льдом и в целом передают спокойствие, в отличие от взрывных теплых цветов.
Использование теплых и холодных цветов позволяют задать нужное настроение рисунка и передать необходимое ощущение о расположении предметов в пространстве. Будь это близкие или далекие предметы.
Конечно, это разделение очень условно, поскольку в том же желтом помимо нейтрального (условно-теплого оттенка) есть как холодный, лимонный с зеленоватым подтоном, так и более теплый золотистый цвет, в котором выше доля красноватых пигментов.
Умение различать теплые и холодные оттенки на рисунке, а главное - в наблюдении за окружающим миром, приходит с опытом. Так что
Практикуйтесь смешивать цвета
- Не бойтесь экспериментировать. Мешайте краски или даже наслаивайте цвета в рисунке цветными карандашами, чтобы разобраться в тонкостях цветовой теории. Не попробуешь, не узнаешь!
- Начните с малого: попробуйте использовать сначала какую-то одну из цветовых гармоний. И лишь потом переходите к следующей.
- Наблюдайте за цветом вокруг. Пытайтесь определить тон, насыщенность, светлоту и тепло-холодность у предметов. Вы быстро заметите, что у одного у того же предмета все эти характеристики могут меняться в течении дня.
- Помните, что ошибки - это часть обучения. Не даром говорят, на ошибках - учатся.
Цвет - это ваш союзник
Теория цвета - не столько строгие законы, сколько полезные ориентиры, которые помогут вам точнее передать свою идею и настроение. С практикой понимание цвета станет почти автоматическим и уже не будет вызывать трудностей. Возможно, они поможет вам в итоге выработать собственный стиль, палитру, по которой ваши рисунки можно будет узнать среди всех прочих.
Даже по тому, какие цвета в вашей акварельной палитре расходуются быстрее всего или какие карандаши постоянно заканчиваются, уже можно понять, какие цвета стали вашими любимыми. Для меня, например, это оттенки желтого и красного. Желтая охра и кадмий, сиена жженая и умбра, алая и карминовая. А у вас есть любимые цвета?