Найти в Дзене
Психолог Яна Фролова

Стыд обнаженного тела

Мы привыкли считать, что стыд – это социальная эмоция. То, чего мы стыдимся, определяется обществом. И кажется, что это что-то, от чего нужно избавляться. Поэтому мне стало интересно, как юнгианский аналитик Марио Якоби в книге "Стыд и истоки самоуважения" размышляет о том, является ли стыд наготы чем-то врожденным или результатом воспитания. Он приводит такие примеры. Получается, что обнажение в культуре могло иметь разный смысл: от унижения до восхищения или смирения. Однако нигде нет в этой теме «естественности». Другими словами, для человеческих существ оказывается совершенно неестественно вести себя «естественно» в отношении своего физического «естества». Архетипические аспекты стыда можно увидеть через библейский рассказ о рае. Здесь чувство стыда и вины происходят от неповиновения воле Бога. Вкусив яблоко с Древа познания, человек узнал о добре и зле и утратил ощущение сопричастности миру. Мотив потери рая есть не только в Библии. Древние греки тоже считали, что их Золотой век б

Мы привыкли считать, что стыд – это социальная эмоция. То, чего мы стыдимся, определяется обществом. И кажется, что это что-то, от чего нужно избавляться. Поэтому мне стало интересно, как юнгианский аналитик Марио Якоби в книге "Стыд и истоки самоуважения" размышляет о том, является ли стыд наготы чем-то врожденным или результатом воспитания. Он приводит такие примеры.

  • Биолог Илье пишет в своей книге «Зоология человека», что листок или другой материал в качестве набедренной повязки встречается почти во всех сообществах. В некоторых обществах показ наготы использовался как инструмент наказания. Можно вспомнить как в «Игре престолов» обнаженная Серсея должна была пройти через толпу людей.
  • Много говорят об Олимпийских играх, где спортсмены соревновались голыми. Но при этом они находились в специально отведенных местах, и туда не допускались женщины.
  • В Вавилоне и Египте изображали голыми врагов. А древние евреи считали прилюдное обнажение преступлением перед лицом Яхве.
  • Дети тоже не воспринимают наготу как что-то естественное после примерно пяти лет.
  • В то же время есть другой полюс. Восхищение красотой человеческого тела привело к расцвету древнегреческого искусства.

Получается, что обнажение в культуре могло иметь разный смысл: от унижения до восхищения или смирения. Однако нигде нет в этой теме «естественности».

Другими словами, для человеческих существ оказывается совершенно неестественно вести себя «естественно» в отношении своего физического «естества».

Архетипические аспекты стыда можно увидеть через библейский рассказ о рае. Здесь чувство стыда и вины происходят от неповиновения воле Бога. Вкусив яблоко с Древа познания, человек узнал о добре и зле и утратил ощущение сопричастности миру.

Рисунок сгенерирован в Kandinsky
Рисунок сгенерирован в Kandinsky

Мотив потери рая есть не только в Библии. Древние греки тоже считали, что их Золотой век был утрачен из-за неповиновения богам. Классический пример - миф о похищении огня Прометеем.

Впервые чувство стыда появилось, когда «у Адама и Евы открылись глаза», т.е. реакция стыда вспыхнула от осознания. Это чувство было таким сильным, что им пришлось сделать набедренную повязку. И это был шаг в сторону цивилизации. Тогда стыд можно рассматривать как движущую силу цивилизации. Люди больше не могли оставаться в детском неведении и состоянии естественности.

В то же время Адам и Ева больше не были одним целым, они увидели различия между собой, и с психологической точки зрения это означает способность к дифференциации.

Таким образом, миф описывает парадокс роста человеческого сознания. Человек стал «богоподобным», узнав добро и зло. Но это и привело его к осознанию своих ограничений («наготы») перед Богом. Рост сознания привел к потере райской реальности, когда можно наслаждаться своим неведением. Сознание основано на дифференциации противоположностей и страдании из-за их полярностей. И это – основа для переживания стыда. Можно сказать «естественного» стыда, предстающего часть того, что означает «быть человеком».

Автор: аналитический психолог Яна Фролова. Помогаю разобраться в себе в трудных жизненных ситуациях. Веду телеграм-канал Заметки о юнгианском.

Узнать обо мне можно на моем сайте.