Найти в Дзене
Какой у вас запрос?

Как научить ребёнка успокаиваться при истериках?

Есть культуры, в которых дети «не истерят». При этом они не зашуганные, а спокойные. Как они это делают? В чем секрет? Разбираем схему. Вводные всегда разные: дети разные, темпераменты разные, мамы и папы разные, степень усталости мам тоже разная. Некоторые вспыхивают очень быстро, некоторые спокойные, как удавы. Бывает, детки растут божьими одуванами, а потом «привет, кризис трех лет». Цветы жизни (на могилах родителей). Можно терпеливо ждать, пока перерастет. Можно что-то предпринимать, переключать внимание, проводить активную воспитательную работу, запрещать нежеланное, поощрять желаемое поведение. Включенное (интенсивное) родительство обычно и предполагает, что родитель должен что-то с этим сделать, как-то порешать.  Но эмоциональная регуляция – это нечто больше, чем способность в конкретных ситуациях при активной поддержке другого не уходить в истерику. Эмоциональная регуляция – это отдельный, самостоятельный навык справляться –реагировать на повседневные разочарования в жизни

Есть культуры, в которых дети «не истерят». При этом они не зашуганные, а спокойные. Как они это делают? В чем секрет? Разбираем схему.

Вводные всегда разные: дети разные, темпераменты разные, мамы и папы разные, степень усталости мам тоже разная. Некоторые вспыхивают очень быстро, некоторые спокойные, как удавы. Бывает, детки растут божьими одуванами, а потом «привет, кризис трех лет». Цветы жизни (на могилах родителей).

Можно терпеливо ждать, пока перерастет. Можно что-то предпринимать, переключать внимание, проводить активную воспитательную работу, запрещать нежеланное, поощрять желаемое поведение. Включенное (интенсивное) родительство обычно и предполагает, что родитель должен что-то с этим сделать, как-то порешать. 

Детские истерики: что делать родителям? Как успокоить ребёнка? Как научить успокаиваться?
Детские истерики: что делать родителям? Как успокоить ребёнка? Как научить успокаиваться?

Но эмоциональная регуляция – это нечто больше, чем способность в конкретных ситуациях при активной поддержке другого не уходить в истерику. Эмоциональная регуляция – это отдельный, самостоятельный навык справляться реагировать на повседневные разочарования в жизни, не теряя самообладания, – ей можно научиться (и детям, и взрослым, кстати).

Предлагаю схему из книги Микаэлин Дуклефф (со своими комментариями-пояснениями). Каждый компонент схемы на картинке имеет значение. 

Как научить ребёнка успокаиваться? Что делать с детской истерикой? Как остановить детские истерики?
Как научить ребёнка успокаиваться? Что делать с детской истерикой? Как остановить детские истерики?

Мне не хочется лишний раз усиливать родительское напряжение ценными указаниями «как,оказывается, надо было», но эта шпаргалка вполне может быть полезна. 

1. Для освоения навыка «успокаиваться» ребенку нужна практика. То есть ему действительно нужно попадать в ситуации, в которых этот навык он будет развивать. И это также про то, что родителю не нужно пытаться на корню пресечь«нежелательную» эмоцию криком, шиканьем, отвлечением, сдерживанием и т.д. Возможность столкнуться с фрустрацией и научиться выйти из неё важна для обучения ребёнка. Кроме того, это означает, что родителю не нужно контролировать абсолютно все, не нужно предпринимать превентивные меры, чтобы ребёнок вообще не столкнулся с разочарованием. 

2. Ребенок отлично слышит то, что вы ему говорите, но ещё лучше он запоминает наглядный пример – вашу демонстрацию спокойствия. Поэтому для начала родителю придется разобраться с собственной эмоциональной регуляцией.

Посмотрите на пример в традиционной культуре:

«… В Кугааруке заведено: чем больше энергии привносит в ситуацию ребенок, тем ниже уровень энергии родителей. Если первый кричит, бьется (в падучей), ревет или даже дерется, родитель не спешит отдавать команды и не призывает успокоиться. Не угрожает («Если ты не перестанешь кричать…») и не лебезит («Что случилось? Хочешь чего-нибудь попить? Хочешь сходить пописать?»). Вместо всего этого родители просто показывают ребенку, как быть спокойным, – оставаясь спокойными сами.»

Отрывок из книги «Утраченное искусство воспитания. Чему древние культуры могут научить современных родителей», Микаэлин Дуклефф

Итак, как действовать при истериках:

  • если дети расстроены (плачут, кричат), родители говорят очень мало (слова оказывают стимулирующее воздействие). Можно вообще молчать
  • лица родителей лишены практически всякого выражения (потому что эмоции тоже стимулируют – помним про зеркальные нейроны). Усиленное сожаление, обеспокоенность, переживание, недовольство, суетливость – все это только отдалит от успокоения. 
  • родители не испытывают и не демонстрируют детям в истерике ни робости, ни страха. Они уверены в себе.

Спокойствие родителя – это не игнор и не безразличие. Это спокойное реагирование и внимание к тому, что происходит с ребёнком. 

3. Финальный компонент – признание успеха. Важно отмечать то, когда у ребёнка получается справиться с фрустрацией и истерикой. Причем не обязательно это делать вербально. Мы недооцениваем силу молчаливой поддержки, невербальной коммуникации, взгляды, мимику, пантомимику. За словами многое теряется (и очень часто постоянное «молодец» напрочь убивает внутреннюю мотивацию ребёнка). Поэтому добрый взгляд, поглаживание, объятия, признание факта («у тебя получилось, как у большого»), а не гипертрофированное и восторженное «Вау! Супер! Умница!» могут дать больше для закрепления желаемого поведения.

Как вам схема? Поделитесь в комментариях, насколько рабочей она вам кажется?