Приветствую вас ценители крутой фантастики!
Случилось то, что фанаты фантастики ждали... ну, по крайней мере, обсуждали десятилетиями: в Голливуде вновь заговорили о «Звёздном десанте». Причём не о сиквеле, не о бессмысленном перезапуске, а о новом фильме, который, по словам продюсеров, будет ближе к оригинальному роману Роберта Хайнлайна.
В марте 2025 года Sony Pictures официально объявила о разработке нового фильма по мотивам романа Роберта Хайнлайна «Звёздный десант». Режиссёром и сценаристом проекта станет Нил Бломкамп, известный своими работами над фильмами «Район №9», «Элизиум» и «Робот по имени Чаппи». Бломкамп также выступит продюсером вместе со своей супругой и соавтором Терри Тэтчелл и да, новый фильм не будет ремейком сатирической версии Пола Верховена 1997 года. Вместо этого, проект ориентирован на более точную адаптацию романа Хайнлайна, уделяя внимание его философским и политическим темам.
Официальное подтверждение проекта состоялось на CinemaCon 2025, где Sony Pictures представила свои будущие фильмы, включая «Звёздный десант» под руководством Бломкампа.
Фанаты уже активно обсуждают новость: одни рады возвращению к корням оригинала, другие обеспокоены возможной утратой сатирического тона, который сделал фильм 1997 года культовым. И пока студия не раскрывает подробностей, самое время вспомнить, с чего всё началось — и почему вокруг этой истории до сих пор спорят, как на политдебатах.
О чём была история — и как её поняли по-разному
Когда Роберт Хайнлайн в 1959 году публиковал «Звёздный десант», он писал не просто военную фантастику. Это была философия через экзоскелеты, манифест гражданской ответственности, завёрнутый в оболочку космического конфликта. Главный герой, Хуан "Джонни" Рико, вступает в мобильную пехоту — не столько чтобы «воевать с жуками», сколько чтобы пройти инициацию в настоящего гражданина, того, кто заслуживает права голосовать и влиять на судьбу человечества.
Через почти 40 лет эту же историю на экране пересказал Пол Верховен. Только вместо манифеста мы получили злобно-усмешливую сатиру, высмеивающую милитаризм и промывку мозгов. Всё то, что в книге звучало как «обязанность и честь», в фильме превращается в нарочито глянцевый, пластиковый патриотизм — почти как рекламный ролик, который слишком старался, чтобы быть убедительным. Верховен сам признавался, что книгу он не дочитал, но зато отлично уловил дух времени — своего, а не Хайнлайна. В его «Десанте» федерация похожа скорее на фашистское государство с улыбкой от Blend-a-med. Но именно за это и полюбили фильм Верховена.
При этом сюжетные узлы остались узнаваемыми: Рико — новобранец, затем офицер. Военные друзья, личные потери, масштабная война с арахнидами. Но в фильме убрали скафандры (в книге бойцы сражаются в боевых доспехах с ИИ-поддержкой), вырезали долгие философские диспуты о демократии и праве на власть, убрали преподавателя-философа Дюбуа как идейного наставника Джонни. Всё это заменили прямолинейной историей взросления и экшеном.
Где заканчивается техника и начинается идеология
«Звёздный десант» — это не просто история о войне людей с жуками. Это история о том, кто имеет право называться гражданином, зачем человечеству армия, и может ли технический прогресс спрятать от нас старые идеологии в новом шлеме.
В книге Хайнлайна общество построено на чётком разделении: право голосовать и влиять на политику имеют только те, кто отслужил. Это не милитаризм в чистом виде, а идея о том, что только личная жертва даёт моральное право принимать решения за других. Армия в романе — это экзамен на зрелость. И речь тут не о стрельбе по жукам, а об ответственности. Многие фанаты и исследователи спорят: это попытка оправдать милитаризм или, наоборот, предупредить, каким он может быть, если его довести до логического конца.
В фильме Верховена эта философия была изменена. Формально та же Федерация, те же лозунги, но ощущение — будто смотришь агитационный ролик будущего Третьего рейха, снятый с продакшеном Colambia Pictures. Визуальные отсылки, форма солдат, плакаты — всё давит на ассоциации с фашизмом, фильм подшучивает и говорит: «Смотрите, что бывает, когда всё подчинено идее долга». Не случайно многие считают, что «Звёздный десант» 1997 года — это не экранизация, а сатира на саму попытку экранизировать роман.
А вот технический слой, абсолютно, остался за кадром. В книге боевая пехота — это элитные солдаты в экзокостюмах с реактивными ранцами и ИИ-наводкой. Они — не пушечное мясо, а тактическое чудо, каждая высадка — точечная операция. В фильме вместо этого мы получили ряды солдат, бегущих в касках, как будто у них 1944-й и высадка в Нормандии. Без бронекостюмов, без дронов, без футуризма — кроме разве что компьютерных интерфейсов и парочки технологий из 80-х.
Новый фильм, по словам продюсеров, вернёт экзокостюмы и реализм боёв, где пехотинец — это боевая единица уровня танка. Жуки тоже, вероятно, получат обновлённый дизайн: в книге у них есть несколько каст — не только воины, но и мозговые особи, летающие разведчики, инженеры, которым уделили мало внимания в фильме Верховена. Всё это создаёт иллюзию равной цивилизации, пусть и чуждой, но не глупой.
Что нас ждёт — и стоит ли этого ждать?
Важно уточнить: я ни в коем случае не ругаю фильм Пола Верховена. Он не только смотрится бодро и сегодня, но и стал своего рода поп-культурным феноменом. Его сатира, гипертрофированный пафос и едкий стиль — всё это работает до сих пор, причём работает осознанно. Он не про войну как доблесть, он про то, как легко её продать под соусом долга и героизма.
Но именно поэтому любопытно, какой получится новая версия. Если за неё действительно возьмётся Нил Бломкамп — режиссёр, умеющий сочетать жестокий реализм и социальную подоплёку (вспомним Район №9), — то «Десант» может раскрыться с неожиданной стороны. Уже без иронии, без телевизионных агиток, но и без упрощений. Пора увидеть, как будет выглядеть та же история — но не сквозь линзу сарказма, а как технологическую, социальную и моральную дилемму.
А если франшиза продолжает вызывать эмоции спустя столько лет — значит, она действительно чего-то стоит. И вот тут снова возникает вопрос: а мы точно готовы к «серьёзному Звёздному десанту»?
А вы как считаете — стоит ли «Звёздному десанту» становиться серьёзным? Или лучше оставить его таким, каким сделал его Верховен — абсурдно пафосным, но в этом и гениальным?
Ждёте ли вы новый фильм или остались на стороне классики?
Пишите в комментариях — интересно услышать вашу версию боевого клича.
___________________________________________________
Короткое авторское примечание:
Параллельно с этими материалами я пишу свою первую книгу в жанре научной фантастики, которая начала зарождаться из отдельной статьи.
В её мире важны не только спецэффекты, но и логика мира, цена решений и то, как технологии незаметно меняют человека. Я подхожу к ней как инженер: мне важно, чтобы мир был собран аккуратно, причинно-следственные связи держались, а фантастика не отменяла смысл, а углубляла его. История ещё в работе и постепенно раскрывается, шаг за шагом. Если любопытно заглянуть внутрь этого мира — вот страница проекта: