От студенческого проекта до серийного двигателя нового поколения — ПД-14 стал первым российским мотором, где отказались от громоздкой гидравлики и перешли на электроприводы. И в этом прорыве есть вклад обычных студентов из Перми.
Что сделали, чего не делал никто в России
Инженеры «ОДК-Авиадвигатель» в процессе создания двигателя ПД-14 для лайнера МС-21 решили отказаться от классической схемы реверсивного устройства, в которой створки открываются гидроприводом.
Вместо этого — электрический привод с подвижным обтекателем. Такая система проще, легче и надёжнее. Ранее такое применяли только зарубежные производители.
И главное: в России это реализовали впервые. ПД-14 — первый двигатель с электромеханическим реверсом.
А кто придумал? Студенты!
Идею нестандартной компоновки створок предложили студенты Пермского Политеха. Более того, они сами провели расчёты, предложили композитные материалы, протестировали макеты — и защитили диплом на базе реальной разработки.
Проект прошёл под программой «Технология как диплом», когда курсовая работа превращается в настоящее инженерное решение.
Сейчас эти ребята уже работают в ОДК-Авиадвигатель и дорабатывают то, что сами же придумали ещё студентами.
Зачем это нужно самолёту МС-21?
Электропривод в реверсе — меньше вес, меньше сложностей, выше надёжность. А ещё:
- Быстрее реагирует при посадке.
- Не требует тяжёлых масляных систем.
- Легче обслуживать.
- И главное — всё выполнено из отечественных композитов.
По словам инженеров ОДК, вес силовой установки снизился, а прочность элементов даже выросла. Все материалы — российские.
ПД-14 уже в деле
Двигатель ПД-14 прошёл сертификацию и вошёл в серийное производство. Первый опытный МС-21 с этими моторами уже выполнил шестичасовой перелёт из Иркутска в Жуковский.
Высота — 11 000 метров.
Скорость — до 800 км/ч.
Результат — никаких сбоев. Всё работает, как и было задумано.
Теперь в Жуковском проходит подготовка к сертификационным испытаниям по программе импортозамещения.
Вывод
ПД-14 — не просто двигатель, а символ новой школы. Это первый российский авиамотор, сделанный с нуля по новым стандартам.
И в его конструкции — вклад студентов, которые теперь создают авиацию будущего.
Друзья!
Автор канала недавно перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, прошел курс химиотерапии. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене практически прекратилась.
Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.
Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.
Ваша поддержка очень важна, и мы благодарны каждому из вас!