Найти в Дзене
Живопись

Художник Иван Крамской: портреты, разглядывающие нас

Оглавление

Вступление: кто есть кто в портретной охоте?

Были художники, проведшие жизнь в погоне за светом. Ловцы солнечных лучей, музыканты аполлоновых струн, выразители настроения, разлитого в аэре. Были те, кто исследовал уникальность текстуры. Искал тактильного откровения, переносил на холсты интригующую нежность шёлка, причуды бархатных складок, холод эфеса в ладони... Иван Николаевич Крамской был художником принципиально нового толка. Охотником за мыслями. Проводником в бездны разума. Написанные им портреты обладают магическим свойством. Они не просто отвечают на Ваш взгляд своим — они Вас буквально рассматривают. Иногда — с интересом и доброй улыбкой, иногда — со скукой или даже неодобрением. Но всегда — в полном соответствии с характером и темпераментом прообразов.

Психология во плоти: Крамской и новый портрет

Прежде в портретном жанре всё было просто и предсказуемо. Вот — фон, вот — фигура и аксессуары. Ракурс и освещение — по стандарту. Всё — ради внешнего сходства и мгновенного узнавания. На картинах Крамского композиционный центр ориентирован на точки максимального внутреннего напряжения. На первом плане — личность. Прочее — качественно, важно, но вторично. Узнаваемость — пройденный этап и «бесплатное приложение» к авторскому замыслу. Вот, например:

Крамской Иван Николаевич, «Портрет Льва Николаевича Толстого», 1873, холст, масло, 98 x 79,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Портрет Льва Николаевича Толстого», 1873, холст, масло, 98 x 79,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Толстой как зеркало эпохи

У Льва Николаевича Толстого — взгляд уставшего титана. Безропотного стоика-Атланта, на плечах которого держится (ни мало ни много) совесть эпохи. Поза его, исполненная внутреннего достоинства, отнюдь не «парадная», а словно изъятая из повседневности. Перед нами — человек, который понял и пропустил сквозь себя слишком многое, и это лишило его спокойного сна.

«Неизвестная»: икона вольной женственности

Образ «Неизвестной» излучает стальную решимость. Руки, взгляд, линия губ — всё говорит: «Женщина не аксессуар. Я — движитель этого мира. Пусть даже ценою всего, что есть я». Художник представляет её субъектом истории. Метой своего времени.

Крамской Иван Николаевич, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 76,1 x 102,3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 76,1 x 102,3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Христос в пустыне: пауза перед вечностью

У «Христа в пустыне» — кульминация психологической драмы. Божий Сын не сияет, не проповедует, не творит чудеса. Оставшись наедине с собственной верой, Он мыслит. Итогом раздумий Его станет Выбор. Главный Выбор в истории человечества, ответ на все шекспировские, гегельянские и метамодернистские вопросы разом. При всей своей символико-философской глубине, портрет Христа получился очень «человечным». Ибо все мы время от времени блуждаем в тяжких раздумьях средь личных житейских пустынь. Не каждый способен выбраться из них самостоятельно...

Крамской Иван Николаевич, «Христос в пустыне», 1872, холст, масло,  184 x 214 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Христос в пустыне», 1872, холст, масло, 184 x 214 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет как вызов

Всякий портрет кисти Ивана Николаевича — вопрос, заданный посредством диалога с картиной. Не брошенный, а аккуратно предложенный зрителю вызов. Что говорит Ваше сердце при виде героев давно минувшего прошлого, чью личность художник оставляет нам на обозрение? Что в нём: интерес, безразличие, может — сочувствие? Снявши верхнее платье и дежурную мимику, подобно героям полотен Крамского, кем предстанем мы с Вами? Что останется у нас за душой и за пазухой? И вообще: смогли бы мы с Вами выдержать собственный взгляд, очутись наш «взломанный» мастером образ на одном из подобных полотен?

Крамской Иван Николаевич, «Портрет П.М. Третьякова», 1876, холст, масло, 59,5 x 49 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Портрет П.М. Третьякова», 1876, холст, масло, 59,5 x 49 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Девушка с распущенной косой», 1873, холст, масло, 57,2 × 48,9 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Девушка с распущенной косой», 1873, холст, масло, 57,2 × 48,9 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич, «Портрет художника Ивана Шишкина», 1880, холст, масло, 115,5 х 83,5 см, Государственный Русский музей. Санкт- Петербург
Крамской Иван Николаевич, «Портрет художника Ивана Шишкина», 1880, холст, масло, 115,5 х 83,5 см, Государственный Русский музей. Санкт- Петербург

Финал: зеркало против экрана

В эру редакторов, фильтров и аватаров, портреты художника Крамского актуальны как никогда. К тому же вчера, 27 мая (по старому стилю), был день рождения Ивана Николаевича. Прекрасный повод полюбоваться полотнами великого русского мастера, не так ли. А я как всегда опоздала с публикацией материала. Спешу исправляться! Приятного созерцания, уважаемый читатель. И до новых встреч на нашем с Вами канале.

PS: Кстати говоря! Мы с Вами давно не проводили нашу «патентованную игру по номерам». Если Вы хотите увидеть больше работ Ивана Николаевича Крамского — напишите в комментариях число от 1 до 92. И мы разместим изображение работы мастера, соответствующей указанному Вами номеру в каталоге его картин.

Автор: Лёля Городная

Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты на свои социальные странички очень важны для автора. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!