Найти в Дзене
Мама Игоря

«Кубанские казаки» (1949): музыкальная комедия в духе советского послевоенного соцоптимизма

Наверное, это одна из самых легендарных советских картин, более того – картин сталинской эпохи. Тем паче, музыку писал Дунаевский, а песни отправились в народ, и их до сих пор под солёные огурчики с водочкой поют. Альтернативные названия: Сплетничают, что переделать «Весёлую ярмарку» в «Кубанских казаков» предложил Сталин. Почему именно генсек должен придумывать названия для фильмов – история умалчивает. Если вдруг кто не в курсе, фильм рассказывает о соревновании процветающих кубанских колхозов и скрытой любви председателей (на всякий случай уточняю для слишком прогрессивны: один из председателей – женщина). Фоном идёт осенняя ярмарка с продажей всякого разного: колхозы притаранили выращенное, а городские – грампластинки, трактора, пианины, игрушки, одежду и прочее, и прочее. Женщина-председатель носится с фамилией Пересветова, и какая-то вся уж больно энергичная, словно борщевиком обмазалась. Мужчина-председатель – Гордей Ворон, какой-то шибко мрачный и угрюмый. Так что авторы явно х
Оглавление

Наверное, это одна из самых легендарных советских картин, более того – картин сталинской эпохи. Тем паче, музыку писал Дунаевский, а песни отправились в народ, и их до сих пор под солёные огурчики с водочкой поют.

Альтернативные названия:

  • Cossacks of the Kuban
  • Весёлая ярмарка

Сплетничают, что переделать «Весёлую ярмарку» в «Кубанских казаков» предложил Сталин. Почему именно генсек должен придумывать названия для фильмов – история умалчивает.

Афиша фильма «Кубанские казаки» (1949)
Афиша фильма «Кубанские казаки» (1949)

Лямурная история

Если вдруг кто не в курсе, фильм рассказывает о соревновании процветающих кубанских колхозов и скрытой любви председателей (на всякий случай уточняю для слишком прогрессивны: один из председателей – женщина).

Фоном идёт осенняя ярмарка с продажей всякого разного: колхозы притаранили выращенное, а городские – грампластинки, трактора, пианины, игрушки, одежду и прочее, и прочее.

Женщина-председатель носится с фамилией Пересветова, и какая-то вся уж больно энергичная, словно борщевиком обмазалась. Мужчина-председатель – Гордей Ворон, какой-то шибко мрачный и угрюмый. Так что авторы явно хотели реализовать вот этот (к нашему дню) заезженный троп о притягивании противоположностей.

Пришли покупать пианину
Пришли покупать пианину

Культурное явление

Сразу хочется отметить, что «Кубанские казаки» – веха советской фильмографии, которая (что бы там антисоветчики ни говорили) впитала в себя самые светлые номенклатурные и народные идеи:

  • официальную идеологию о построении светлого будущего;
  • народные представления о счастье и благополучии.

Картину снимали на цветную – трофейную – плёнку, так что яркость красок дополнительно должна была впечатлить зрителя и вселить в него оптимизьм. А как вы хотели? Не вижу ничего предосудительного в культурной пропаганде, когда у страны есть идеология: тем более, что фильм за счёт этого получился вполне себе даже.

Пересветова несётся на бричке и поётъ
Пересветова несётся на бричке и поётъ

Профессиональная подготовка

Во многом, полагаю, на успех сработали и авторы. Потому что:

  • режиссёр Пырьев – буквально специализировался на музкомедиях и драмах;
  • композитор Дунаевский – сам по себе советская музыкальная легенда.

Благодаря этому фильму у нас и «Ой, цветёт калина», и «Каким ты был, таким ты и остался» появились. Плохо, что ли?

Колхозный продуктовый рай
Колхозный продуктовый рай

Политическое тудасюдакание

Вот, обратите внимание: фильм в прокате имел успех. Кто-то может сказать, мол, это потому что в СССР в принципе у тебя не было иных вариантов, кроме тех, что показывали по распоряжению партии.

Но, во-первых, сколько песен из этого отвратительного «Чебурашки» с «невероятными сборами, лучшими в истории российского кино» (ради которого, в самом деле, расчистили поляну во время новогодних показов) – сколько песен оттуда вы помните? Вы хотя бы сюжет вспомните?

Во-вторых, из «Казаков» же люди утащили песни и сделали их буквально народными. То есть, это органичная часть народной культуры, даже если по ней прошлись государственные цензоры.

При этом при Хрущёве, когда произошла «оттепель», картину вообще вышвырнули из ротаций, обвинив в некоей «лакировке действительности» – это художественный-то фильм, на секундочку! – а вернули только под конец шестидесятых «отреставрированным». Можно даже сказать, обессталиненным и даже местами переозвученным.

Внезапный танцевальный номер посреди ярмарки в разноцветных юбочках
Внезапный танцевальный номер посреди ярмарки в разноцветных юбочках

Любовь и подвиги на ярмарочном фронте

Отмечу лишь, что названия соперничающих колхозов – «Красный партизан» и «Заветы Ильича», а это забавно. Ключевых сюжетных линий, по факту, штучки три:

  • Соперничество колхозов — за лучшие показатели, продажи, уровень жизни, оснащение и вот это всё. Естественно, были вайбики коммерческой деятельности и антикапиталистической борьбы.
  • Любовь Галины и Гордея — это уже про любовь-соперничество. Практически всю первую половину фильма они соревнуются за показатели. По сюжету стоеросовая военщина не может признаться в чувствах ко вдове-конкурентке. И это так часто встречается в современных дамских любовных романах, что просто ахтунг.
  • Любовь Даши и Николая — параллельно нам показывают историю любви колхозницы Шелест и коневода Ковылёва. А, поскольку при свадьбе один из них должен будет идти в противоположный колхоз, Гордей не желает отдавать Дашу, которую сам вырастил, замуж. Ну, или мечтает переманить коневода наоборот.

Ярмарка служит одновременно и поводом собраться вместе, и кульминацией: благодаря случившимся на ней событиям наконец-то персонажи прекратят увиливать от ответственности.

Арбузы на продажу
Арбузы на продажу

Занятные сцены

В фильме довольно много забавных сцен. Собственно, даже пролёт камеры через торговые ряды, демонстрирующий изобилие советского вот этого всего, по-своему колоритный.

Выделить можно, наверное, четыре сценки:

  • Вступительная сцена ярмарки — центральная и самая масштабная. Куча товаров, яркие павильоны, толпа нарядных колхозников. Повсюду праздник и достаток! Правда, строить декорации пришлось с нуля, потому что в таком виде ярмарки не проводились: это больше напоминало попытку перенести гоголевскую Сорочинскую ярмарку в реалии сталинской эпохи.
  • Скачки — соревновательная сцена с гоночками на конных колесницах (не боевых). Мы и МГГ можем разглянеть, и понять, что ЖГГ самодостаточная, раз всех обгоняет.
  • Песенные номера — песенки органично вплетаются в сюжет, дополняя и раскрывая его. Они буквально показывают внутренний мир персонажей, а с другой стороны – двигают историю, как это произошло с частушками, например.
  • Признание в степи — наверное, самая лиричная и эмоциональная сцена, где у нас погоня на бричках, чтобы Ворон мог признаться Пересветовой в чувствах. Наконец-то.

Что ещё из занятного?

Ну, кстати, буквально все колхозники носят награды, а многие – боевые награды. Это и напоминание о недавно закончившейся Великой Отечественной войне, и о прошлом показанных нам людей – не просто тружеников, а защитников Родины.

Справедливости ради важно отметить, что награды на персонажей нацепили «простфактум»: насколько помню, изначально была театральная постановка, в которой не было наград. Потом автор решил добавить награды в театральную постановку. А когда сценарий дошёл до экранизации, награды там уже были.

Колхозницы радуются, чтобы не попасть в ГУЛАГЪ
Колхозницы радуются, чтобы не попасть в ГУЛАГЪ

Между лакировкой и любовью

«Кубанские казаки», несмотря на очевидную народную любовь, до сих пор умудряются критиковать. Причём делают это, преимущественно, «свидетели сталинских репрессий» из 2Б: фанаты хрущёвской, горбачёвской и ельцинской эпох. За шо фильм критиковали:

  • Лакировка — ключевое обвинение сводилось к тому, что художественный фильм показывает всё красивеньким, а должен был какую-нибудь дмитрийбыковщину наляпать вместо соцреализма.
  • Идеологизированность — обзывали фильм пропагандистской агиткой, хотя, если вдуматься, таких критиков по факту не устраивает просто то, что люди счастливы.
  • Наивность — простота, предсказуемость и наигранность сюжета. Сошлюсь на тезис об «опереточности»: все же помнят, что это изначально театральная постановка, да?
  • Отсутствие драмы — говорили, что фильм избегает конфликтов и показывает сплошной праздник.

С одной стороны, да. А с другой – не могу согласиться.

Типа... Критики (тем более, современные) вообще смотрели фильмы об американских подростках? Или вот эту странную картину, которую Кеосаян с женой про мост сняли?

Всё-таки, приукрашивание действительности «Кубанских казаков» куда как далеко от выдумывания реальности в современных «реалистичных» работах, где всё гламурное и в этом с выкрученной на максимум яркостью фильтре. И я совершенно не могу согласиться, что художественный оптимизм можно обвинять в «страшной пропаганде».

Тем паче, что фильм зрителям полюбился отнюдь не за это. Заметьте, к слову, что полюбился он как раз тем самым людям, которые тогда жили и которые были героями этой самой истории. Вот им почему-то понравилось: а какие претензии у потомков-разоблачителей? «Нереалистично»? Так, может, спрашивать критическую оценку не только у тех, кто обмазывается «Заводом» и «Левиафаном» (снятым по американской истории, на секундочку), а ещё и у обычных, не пытающихся пить воду из бутылки, оттопырив мизинчик, людей?

Главные герои посещают культурно-массовые мероприятия
Главные герои посещают культурно-массовые мероприятия

Заслуженная похвала

К слову, о нормальных людях, которые в художественном фильме отмечают позитивные стороны, а не пытаются найти несостыковки со своей серой действительностью. Так вот:

  • Атмосфера праздника и оптимизма — многие ценили и до сих пор ценят фильм за жизнерадостность, яркость, музыкальность и атмосферу праздника, которой не хватало в послевоенные годы. Удивительно, и чего это пережившие войну люди не хотели смотреть чернуху, правда ведь? Современные телеграмные думскроллеры не поймут.
  • Талантливые актёры — переигрывают, не переигрывают. А вот образы прекрасные и запоминающиеся, органично вплетённые в общую историю.
  • Музыка — камон, Дунаевский!
  • Оптимизм — внезапно, «Казаки» показывали не суровую действительность, а сакраментальную лучшую жизнь, к которой стремилась вся страна. И, столь же внезапно, пропаганда нацелена не на вуалирование реальности, а на формирование перспектив – о необходимости потрудиться ради будущего.
  • Народная ностальгия — сколь бы простым и незамысловатым ни казался фильм, но в этом его прелесть. Для кого-то он является фильмом молодости, а кому-то нравится за то, что не пытается через губу поучать, как надо жить, завернув это в какие-то сложные метафорические и философские формы.

Красота – в простоте. Просто некоторые даже с современными технологиями не в состоянии добиться зрительской любви, вот и ищут повод придраться.

Kubanskie kazaki (1950) ⭐ 6.4 | Comedy, Musical

Оценка: хорошая музыкальная комедия с элементами драмы

От меня фильм «Кубанские казаки» 1949 года получает 8 баллов из 10, потому что это чудесная классическая картина, которую можно хотя бы разочек глянуть.

На мой взгляд, было бы неплохо отреставрировать в ней звук, сделав его более чистым и чётким. Не переделывать, а именно что подвосстановить, чтобы оригинал можно было с комфортом слушать и понимать.

Кому смотреть?

«Кубанские казаки» – фильм колоритный, но явно заслуживающий внимания.

Любители советской классики его наверняка давно оценили. К тому же сама работа – своеобразный документ эпохи, пусть и фактический, а идеалистически-эстетический.

Наверняка порадуются зрители, которые хотят сказку о счастливой жизни, но без фэнтезийного флёра. Чтобы просто отдохнуть душой, полюбоваться на красивую картинку и послушать ставшие народными песенки.

Не смотреть тем, кто за реалистичностью и исторической достоверностью бегает. Да и критикам «сталинского ампира» тоже не стоит: в хрущёвской версии здесь и Сталина-то не осталось, но чисто в силу собственных пристрастий такой зритель будет выискивать что-то плохое. Наконец, фильм может показаться немного скучным за счёт несколько иного рода динамики: никаких спецэффектов или ярких погонь.

А в целом, его можно смотреть всей семьёй. Пусть дети с подростками и не поймут, наверное.

P. S. Вуху, обзор! Надеюсь, получился не слишком того самого, а нормальный.