Найти в Дзене
Аспро.Cloud

Scrum и Kanban: чем отличаются гибкие методологии управления

Оглавление

Scrum и Канбан — близкие по философии гибкие методы управления из семейства Agile. Но подходы имеют принципиальные отличия. Scrum направлен на совершенствование продукта, а Kanban — на улучшение рабочих процессов.

Из-за разных целей методологии включают различные инструменты. И даже Скрам-доска и Канбан-доска — не одно и то же, хотя везде есть столбцы и карточки с задачами. В статье подробнее разберемся в отличиях между подходами.

Вы узнаете:

  • почему Скрам и Канбан — это все философия Agile;
  • в чем разница между подходами Scrum и Kanban;
  • как организовать работу по методологии Канбан;
  • как внедрить в компанию Скрам-подход;
  • когда актуальнее Scrum, а когда — Kanban;
  • как использовать гибридную методологию Scrumban.

Общие корни: Скрам и Канбан — это все эджайл?

В 2001 году мир увидел манифест Agile — краткую, но емкую памятку о главных ценностях и принципах гибкой разработки ПО. Со временем манифест стал основой целой философии Эджайл, а также семейства гибких методологий управления проектами, к которым причисляют Scrum и Канбан. Оба метода направлены на внимание к продукту, его ценность для клиента и адаптивность к изменению требований.

Несколько лет специалисты в области менеджмента активно сравнивали подходы, находили общие стороны и противопоставляли конкретные инструменты работы. Но приходили к одному выводу — это все Аджайл: Скрам Канбан и ряд других методологий, например, eXtreme Programming и Lean.

Однако в 2015-2017 годах многие сторонники Kanban начали замечать, что метод не полностью отражает основные ценности Agile. Это дало повод противопоставить Канбан Скраму. И если Scrum полностью базируется на философии Agile, то для Kanban ближе концепция Business Agility.

Business Agility, или бизнес-гибкость — это повышение конкурентоспособности компании с помощью быстрой адаптации к изменениям рынка и внедрения инноваций.

Сейчас мнения специалистов расходятся. Одни до сих пор считают, что Канбан — Аджайл-подход. Другие думают, что Kanban вышел за пределы Agile, несмотря на то что методология во многом соответствует принципам гибкого управления проектами.

-2

Вне зависимости от разногласий, ясно одно — оба подхода, и Скрам, и Канбан, направлены на адаптивную разработку продукта. Они доказали свою эффективность в разных сферах бизнеса. Но чтобы внедрить наиболее подходящую методологию в рабочие процессы, нужно разобраться, какие отличия они имеют. С этим мы и поможем.

📌 Читайте также:
Метолодологии управления проектами: 10 эффективных методик

Scrum и Kanban: разница между подходами

-3

Рассмотрим отличия более подробно.

Разница целей

Внедрение Kanban необходимо для увеличения адаптивности всей компании. То есть цель Канбан-методологии — оптимизация бизнес-процессов, чтобы организация приобрела долгосрочную гибкость к изменениям.

Можно использовать подход только внутри одного отдела, но основная цель — повлиять на рабочие процессы всей компании.

Внедрение Scrum нужно не для всего бизнеса, а для достижения конкретной цели — разработки продукта, поиска нового пути развития. Задача — создать то, точно не знаю что; сделать так, пока не знаю как, но чтобы понравилось всем.

Поэтому перед руководством стоят разные цели. И выбирать фреймворк нужно с опорой на них.

-4

Разница принятия решений

  1. Kanban нужен руководителю. Это инструмент менеджмента. Начальник оценивает ситуацию и внедряет Канбан, чтобы улучшить рабочие процессы, получить более прозрачный контроль над ними. Потому и решение о внедрении Kanban обычно идет сверху вниз, то есть от руководителя к сотрудникам.
  2. Scrum нужен команде. Это подход для организации рабочих процессов внутри коллектива. Скрам требует максимальной вовлеченности и заинтересованности всех членов команды, поэтому он направлен на коллективную работу. Соответственно, принятие решения о внедрении Scrum часто идет снизу вверх — от команды разработчиков к руководителю.

Разница встреч

В обоих подходах используются встречи, на которых команды обмениваются информацией по проекту. Однако у них могут быть разные цели.

-5
  1. Задачи Скрам-встреч — сплотить команду, скоординировать работу всех участников и поделиться опытом. Если возникают конкретные трудности, блокеры, то их чаще обсуждают лично. А во время Scrum-встреч делают упор на активное вовлечение сотрудников в командную работу.
  2. Задача Канбан-встреч, наоборот, — обсудить проблему и принять решение. Например, сотрудники могут собрать митинг у Kanban-доски, чтобы выявить причины затрудненного движения карточек. Менеджер будет опираться на статистику и примет решение о перераспределении ресурсов или другом изменении бизнес-процессов.

Разница внедрения

Scrum — достаточно трудный в освоении фреймворк, для работы по которому понадобится:

  • обучить сотрудников;
  • распределить роли внутри команды;
  • привлечь и замотивировать заинтересованных лиц на совместную работу;
  • продумать время и порядок проведения встреч;
  • перестроить рабочие процессы в компании.

На внедрение даже пилотного проекта по Скрам может уйти ни один месяц. Продолжительность перехода на новую модель зависит от готовности команды к изменениям.

В то время как инструменты Kanban можно начать использовать за несколько дней. Для этого необходимо визуализировать рабочий процесс и разделить его на этапы. Конечно, методология Канбан не ограничивается использованием доски с задачами. Но даже в таком усеченном виде метод начнет приносить плоды: будут заметны системные проблемы работы, которые можно решить.

Потом можно добавлять остальные элементы Kanban, в том числе каденции и WIP-лимиты, но делать это постепенно. Причем в процессе внедрения компания уже будет работать по Канбан.

Можно привести такое сравнение:

  • Внедрение Scrum — это как сборка мебели по инструкции. В наборе есть много деталей, которые обязательно нужно собирать шаг за шагом, чтобы получить функциональную мебель. А еще лучше, привлечь мастера. Только тогда Scrum можно использовать.
  • Внедрение Kanban — это как ящик с инструментами. Из него можно по выбору взять один или два и приступить к сборке мебели на свой вкус. Например, внедрил в работу Канбан-доску, уже рабочий метод.

Сервис Аспро.Cloud — система для эффективного управления по гибким методологиям. Вне зависимости от того, какой подход вы выберите для своей команды, сотрудники могут работать в системе:

  • формировать бэклог проекта;
  • перемещать задачи на доске;
  • запускать спринты;
  • учитывать WIP-лимиты;
  • проводить ретроспективы и многое другое.
-6

Разница в графике работы

  1. Работа по Scrum итеративная. То есть проект разбивается на циклы — небольшие промежутки времени. Результатом каждого спринта становится продукт, который совершенствуется с каждой итерацией.
  2. В Kanban, напротив, акцент сделан на непрерывность работы. Рабочий процесс не останавливается, а стадии проекта постепенно сменяются одна за другой. Результатом становится готовый продукт, который прошел через все этапы.
-7

Разница досок

В Scrum, как и в Kanban, работа ведется с помощью досок с задачами — это удобный метод визуализации. Однако Скрам-доска и Канбан-доска имеют отличия.

В Kanban доска — главный инструмент работы. На ней несколько колонок, которые отображают статус задачи. При создании доски хорошо работает правило: чем проще, тем лучше. При большом количестве колонок специалистам часто приходится отвлекаться на изменение статуса задачи.

Канбан-доска в Аспро.Cloud
Канбан-доска в Аспро.Cloud

Отличие Scrum Board от Kanban-доски в том, что на нее попадают только те задачи, которые актуальны для текущего спринта. Остальные лежат в бэклоге. Иногда виртуальная доска имеет один дополнительный столбец — бэклог. Но из нее задачи перемещают в другие колонки только при планировании нового спринта.

Scrum-доска в Аспро.Cloud
Scrum-доска в Аспро.Cloud

Соответственно, в ходе спринта на Scrum Board все задачи переходят в колонку «Готово». Распределение карточек в колонках неравномерное. А на Kanban-доске происходит непрерывное перемещение и добавление задач. И их количество в каждой колонке приблизительно одинаковое. А если где-то их скапливается много карточек, такой процесс называют бутылочным горлышком — слабым местом в работе.

-10

Когда мы ищем между Канбан Скрам Аджайл отличия, мы часто смотрим на инструменты работы: доски, спринты, Scrum-встречи и Kanban-митинги. В то время как основное отличие находится намного глубже — оно в целеполагании и философии каждого метода в отдельности. Поэтому далее мы ближе познакомимся с обеими методологиями.

Agile Канбан

Kanban — это метод управления рабочими процессами, который построен на визуализации. Цель использования Канбан — ограничение незавершенной работы, поиск более оптимальных инструментов для повышения эффективности команды и адаптивности всего бизнеса.

Как появилась методология

Слово «Канбан» пришло из Японии, оно означает доску со знаками — лаконичную вывеску, которую рисовали художники в 16 веке. Доска осталась, но ее значение в 20 веке существенно изменилось: знаки превратились в карточки. Таичи Оно, инженер компании Toyota, в процессе борьбы с излишними складскими запасами и перепроизводством, внедрил на производстве такую систему:

  • за каждым товаром закреплена карточке;
  • когда на производстве товар подходит к концу, карточка отправляется на склад;
  • когда на складе накопилось определенное количество карточек, их отправляют поставщикам.

Такой подход обеспечил соблюдение принципа «точно в срок» — то есть товары поступали на производство именно в тот момент, когда они были необходимы, а не пылились на складах. Фактически это стало первой Канбан-доской с перемещающимися карточками от одной колонки к другой. Только карточки крепились обычно не на доску, а на ящики с деталями и сырьем.

📌 Читайте также:
Система Just in time — управление производством

Методика закрепления карточек по принципу Канбан была только одной частью новой философии Toyota — бережливого производства. Весь менеджмент компании строился на принципе постоянного улучшения процессов и оптимизации расходов.

Однако большую известность Kanban получил в 2000-х годах, когда в IT-сфере все начали работать по Agile. В 2003 году свет увидела книга «Бережливая разработка программного обеспечения: набор инструментов Agile» Мэри и Тома Поппендик, в которой авторы перенесли принципы производственной работы компании Toyota на сферу IT. Однако открытие методологии Канбан в сфере разработки ПО принадлежит Дэвиду Андерсону. В 2004 году он опубликовал книгу, в которой были перечислены основные инструменты и принципы Канбан.

Изначально использование досок было тесно связано с методологией Scrum. Разработчики, которые работали по Скрам, записывали на карточках задачи, которые составляли бэклог спринта. Но со временем Канбан стал отдельным методом, включающим в себя набор принципов и инструментов.

Основные принципы

  1. Визуализация рабочих процессов. Распределение задач по колонкам помогает отслеживать стадии продвижения проекта и обеспечивает прозрачность бизнес-процессов.
  2. WIP-лимиты для сокращения незавершенных задач. Чтобы не растягивать рабочий процесс и сосредотачиваться на выполнении конкретных задач, у каждого сотрудника есть ограниченное количество карточек в работе.
  3. Бутылочное горлышко, или узкие места в потоке задач. Команда должна следить за доской, чтобы предупреждать скопление задач в одной из колонок. Если обнаружили узкое место, нужно выявить блокер и устранить его.
  4. Постоянное улучшение рабочих процессов. Для оптимизации работы руководитель должен проводить встречи у доски — Канбан-митинги. На них он получает обратную связь от команды и находит решение проблем.

Как работать по Канбан

Основной инструмент работы — это Канбан-доска. Рассмотрим, как с ней работать, на примере модуля Agile в системе Аспро.Cloud. В сервисе есть фреймворк для командной работы по Kanban, который позволяет:

Создавать любое количество колонок. Обычно они соответствуют этапам работы над задачей. Например, «Нужно сделать», «Находится в работе», «На проверке», «Готово». В ходе работы исполнитель перемещает карточку из одной колонки в другую.

-11

Устанавливать приоритеты. Можно отметить задачи, которые требуют большего внимания. Исполнитель может сортировать таски по приоритетности, чтобы начать работу с самых важных задач.

-12

Ставить WIP-лимиты и ограничивать количество незавершенных задач. Это помогает концентрировать внимание сотрудников на тасках в работе.

-13

Добавлять подробную информацию о задачах в карточки. Здесь можно указать сроки выполнения, ответственного исполнителя, постановщика и наблюдателя, а также заполнить описание задачи и прикрепить чек-лист ее выполнения. Развернуте описание каждой задачи помогает более качественно выполнить работу.

Основное отличие Agile от Kanban в том, что в методологии Эджайл люди и взаимодействие ценнее процессов и инструментов. В то время как в Канбан важен инструмент — канбан-доска и налаженные рабочие процессы.

Agile Скрам

Scrum — это гибкий подход в управлении проектами. Цель использования Скрам — постепенное совершенствование продукта путем итерационной разработки.

Как появилась методология

Слово «scrum» — термин из регби. Этим понятием обозначают этап игры, когда участники двух команд собираются вместе, держатся за плечи и ждут, когда будет разыгран мяч — начнется игра.

В разработке ПО термин прижился, потому что Scrum — это всегда про сплоченность и командную игру. Основатели Скрам-подхода — ученые из Японии Хиротаку Такэути и Икудзиро Нонака. Они наблюдали за компаниями Fuji-Xerox, Honda и Canon и заметили, что при командной работе разнопрофильных специалистов получаются самые высокие результаты. На основе этих наблюдений они вместе с Кеном Швабером разработали методологию Скрам. И несмотря на то, что первые идеи были опубликованы еще в конце 1980-х, официальная дата рождения Scrum — 1995 год.

Спустя еще 15 лет появилась инструкция по использованию методологии — Scrum Guide. Со временем информация по применению подхода уточнялась, в новые редакции добавлялись детали.

Основные принципы

  1. Кросс-функциональность. Участники команды — специалисты в разных областях. Они могут совместно работать над проектом без привлечения сторонних экспертов.
  2. Непрерывное улучшение. В ходе ретроспектив, встреч после завершения каждого спринта, команда обсуждает достижения и провалы. Обзор кейса помогает понять, что и как можно сделать лучше.
  3. Прозрачность. Чтобы каждый участник команды понимал, какие задачи стоят перед группой, регулярно проводятся Скрам-встречи. На них, кроме обсуждения бэклога, происходит обмен информацией: результаты завершенных задач, промежуточные успехи.
  4. Итеративная разработка. Вся работа делится на спринты — промежутки времени от недели до пары месяцев. Перед началом спринта команда ставит цели, пересматривает бэклог.
  5. Командная работа и общение. Сплоченность сотрудников — условие эффективной работы.
  6. Тесное взаимодействие с заказчиком. Клиент регулярно оценивает промежуточный результат, вносит правки.

Как работать по Scrum

Если сравнить Agile Scrum — Канбан, внедрение Скрам-подхода требует более тщательной подготовки. Недостаточно использовать только инструменты для командной работы, важно обучить сотрудников и перестроить процессы внутри компании или отдела. Для этого отлично подходит сервис Аспро.Cloud, в котором есть инструменты для работы по фреймворк Scrum.

Рассмотрим важные элементы внедрения Скрам.

Формирование Scrum-команды и распределение ролей. Каждый сотрудник должен знать свои обязанности. Лучше всего, если команда будет кросс-функциональной. То есть над одним проектом работают эксперты из разных областей, которые совместными усилиями могут закрыть все задачи и не передавать часть дел другим отделам.

Создание бэклога продукта и расстановка приоритетов. В бэклоге находятся все требования к проекту, цели, а также конкретные задачи. В ходе работы список может неоднократно пересматриваться командой.

-14

Создание спринта. При планировании нужно выбрать задачи из бэклога, обозначить продолжительность периода и частоту встреч. В Аспро.Cloud можно отмечать успешно завершенные задачи и ошибки, чтобы следить за статистикой спринта.

-15

Проведение стендапов. Ежедневные встречи, а также совещания перед началом и после завершения спринта можно проводить как лично, так и онлайн. В Аспро.Cloud для ежедневных стендапов можно использовать групповой чат, а для встреч по итогам спринта — конструктор ретроспектив.

-16

Что выбрать — Scrum или Kanban

Выбор методологии зависит от готовности вашей компании к изменениям, опыта применения Эджайл и сферы деятельности. Рассмотрим факторы, которые могут повлиять на выбор метода.

-17

Scrum отлично подходит для разработки ПО, создания сайтов и творческих проектов. А Kanban хорошо работает практически во всех сферах — в производстве, торговле, digital.

Scrumban: объединяем Agile Kanban и Scrum

Если вы не можете определиться, какой подход ближе вашей команде, можно взять лучшее из двух методологий. Гибридная форма, Scrumban, объединяет спринты из Kanban и потоковую постановку задач на доске. Черты Скрамбан:

  • команда проводит долгосрочное планирование на год, полгода и 3 месяца;
  • задачи «вытягиваются» из бэклога в потоковом режиме, а не порционно, как в Скрам;
  • среди метрик важнее время выполнения задачи и количество закрытых тасков, а не Story Points;
  • участники соблюдают WIP-лимиты, например, разработчик ПО не приступает к работе над новой фичей, пока не закончит то, что уже было начато;
  • команда проводит ежедневные стендапы, а также ретроспективы спринтов.

Scrumban часто используют команды, которые привыкли работать по Scrum, но хотят постепенно перейти на потоковое выполнение задач, как в Kanban.

В блоге Аспро.Cloud  мы делимся полезными статьями и видеоматериалами о гибких методологиях проектами, чтобы ваша команда смогла выбрать самый эффективный подход к работе.