Вот вам прямое доказательство того, что серый – совсем не обязательно «серенький» и невзрачный. Иногда даже совершенно наоборот, серый цвет может представляться величественным, торжественным и благородным.
Это доходный дом светлейшей княгини Марии Александровны Ливен, построенный в 1910-1911 годах архитектором Семеном Васильевичем Барковым в самом конце Большой Дмитровки, на углу с Бульварным кольцом.
Его возвели на месте, где до этого стоял доходный дом братьев Павла Львовича и Виктора Львовича Адельгейм. Наверное, случись это в наши дни, мы бы услышали чей-то гневный голос о том, что в Москве опять снесли очередной старый дом, чтобы построить новый. И даже кто-нибудь использовал бы грозное словечко «новодел».
К счастью, сто, двести, триста лет назад к развитию и росту города относились проще и практичнее. Конечно, строили красиво, сейчас бы сказали: «на века». Впрочем, сегодня тоже так умеют, доказательства тому я приводил уже десятки раз. Да и много ли мы знаем о некрасивых зданиях ушедших веков? Вот, к примеру, на днях я писал о доме, который заставшие его постройку называли нелепицей, а сегодня мы им любуемся и нахваливаем фантазию архитекторов.
И часто ли мы слышим о бараках для проживания рабочих, которые массово сносили в начале двадцатого столетия, заменяя на приличные дома... чтобы снова возвести в ранние советские годы, когда станет необходимо как можно скорее предоставить жилье огромному количеству человек, а денег в стране на строительство красивой архитектуры не будет? (Кстати, интересно, куда внезапно подевались деньги великой империи?)
(6 фото)
К слову, в том старом доходном доме Адельгеймов располагалось ателье Надежды Петровны Ламановой, одной из самых известных русских, а затем и советских модельеров и художников театрального костюма.
Сами же братья Адельгеймы были детьми знаменитого московского зубного врача. Виктор Львович служил в Мариинском детском приюте Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, а Павел Львович, титулярный советник и щедрый благотворитель, пошел по стопам отца, стал дантистом и имел кабинет в доходном доме, которым владел вместе с братом.
Как выглядел тот доходник, наверное, сегодня уже не установить. Но...
...Домом, что выстроили для Марии Ливен, мы можем любоваться по сей день
Светлейшая княгиня Мария Александровна Ливен (в первом браке Конюс, а во втором Извольская) была дочерью Александра Андреевича и Александры Петровны Ливен. Интересно, что я нашел целых трех светлейших княгинь с такими фамилией, именем и отчеством, и только косвенные данные помогли определить, о какой Марии Александровне речь.
В юности девушка занималась музыкой, позднее вышла замуж за своего преподавателя, музыканта и композитора Юлия Эдуардовича Конюса, от которого родила двух дочерей. Для того, кстати, это был уже второй брак, первой его супругой была дочь Веры Ивановны Фирсановой. С 1911 по 1916 год Ливен вкладывала средства в Московский Художественный театр. После революции эмигрировала во Францию, где содержала магазин шляп и прожила до своей кончины в 1941-м.
Доходный дом на углу Бульварного кольца и Большой Дмитровки двадцатиоднолетняя Мария Александровна заказала вместе со своими братьями Петром Александровичем и Андреем Александровичем (будущим протоиереем русской православной церкви в Болгарии и отцом игуменьи Серафимы, настоятельницы софийского старостильного Княжевского Покровского монастыря).
Его построили в модном тогда неоклассицизме. Богато оформленный лепниной, он стал настоящим украшением не только улицы, но и всего района.
(9 фото)
По центру фасада, что смотрит на Большую Дмитровку, под полукруглым эркером расположилась арка главного входа, а над ней – латинская литера «L» – первая буква фамилии домовладельцев.
(3 фото)
Правее входа – проездная арка, ведущая во двор.
(2 фото)
И это еще не все. Если взглянуть на современную карту Москвы, мы увидим, что...
...Дом №23, строение 1 по Большой Дмитровке на самом-то деле огромен
К нему относится и перестроенная в гораздо более поздний период в некоем подобии конструктивизма та часть, которую сегодня занимает бизнес-центр (2 фото),
и угловая круглая башня с балконами (3 фото),
и протяженное северо-западное крыло единого цвета с тем фасадом, что обращен к Большой Дмитровке, но совсем иначе оформленное.
(7 фото)
Здесь возникает любопытная загадка. О доме с фронтоном, гранеными эркерами и монограммой «L» над входом доподлинно известно, что это доходный дом княгини Марии Ливен и ее братьев. А вот о фасаде, смотрящем на Бульварное кольцо, не говорится ни слова. Быть может, виной этому та странная, выбивающаяся из общей картины «конструктивистская прослойка» бизнес-центра, что вклинилась между крыльями сооруженного «глаголем» монументального доходника?
И были они изначально оформлены более единообразно или сразу строились как отдельные корпуса, задуманные каждый со своим декором?
В правом крыле, к слову сказать, с 1918 по 1930-е годы жил теоретик искусств и живописец Лев Федорович Жегин, сын Федора Осиповича Шехтеля.
(4 фото)
Но самое интересное то, что в восемнадцатом-девятнадцатом веках на Страстном бульваре, как раз на месте именно этого пятиэтажного крыла, располагалась...
...Усадьба генерал-поручика Ивана Ивановича фон Бенкендорфа
Это был представитель древнего русско-немецкого дворянского рода, обер-комендант города Ревеля (нынешнего Таллина). Однако в своей московской резиденции Иван Иванович и его супруга Елизавета Ивановна постоянно не жили, бывая лишь наездами.
В 1799 году Матвей Федорович Казаков перестроил владение для их сына Христофора Ивановича, рижского военного губернатора (оказывается, и братья Адельгеймы тоже расположили свой доходный дом не на пустом месте).
Их же внучка Дарья Христофоровна (при рождении Катарина Александра Доротея фон Бенкендорф), фрейлина императрицы, светская львица и тайная агентесса русского правительства в Лондоне и Париже, вышла замуж за графа Христофора Андреевича Ливена.
Поначалу императрица Мария Федоровна прочила ей в мужья графа Алексея Андреевича Аракчеева. Но, как рассказывают, Дарья пришла в ужас от этого кандидата, и императрица подобрала замену – молодого красавца, военного министра и любимца своего царственного супруга Павла Первого.
По случаю восшествия на престол Николая Первого супруги Ливены были удостоены княжеского титула.
Посему выходит, что эта фамилия не появилась здесь внезапно за несколько лет до революции, и у доходного дома Марии Александровны Ливен, как оказалось, глубокая предыстория. Правда, по всей видимости, это были разные колена Ливенов. Совпадение? Еще одна загадка этого дома.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!