Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Эдуард Веркин. «Снарк Снарк. Книга 1. Чагинск»

Какие умопомрачительные книги пишут современные российские авторы! И какой работоспособный писатель Эдуард Веркин. «Снарк Снарк» по объему вполне сравним с «Войной и миром» Льва Толстого или «Капиталом» Карла Маркса.

Начало достаточно прозаичное. Виктор, писатель одного романа, никак не может написать следующий. Начинал и второй, и третий, причем на злободневные темы: зомби, вурдалаки и тому подобное. Не зашло. Ни редакторам, ни читателям, ни даже самому себе. Переключился на жанр, который автор называет «локфик». Книги о городах, преимущественно небольших, предприятиях, преимущественно крупных, способных оплатить издание. Обычно такие книги издаются к различным юбилеям, альбомным форматом и на глянцевой бумаге, используются в качестве представительских подарков. У меня в библиотеке их много накоплено, иногда листаю, кое-что перечитываю, любуюсь фотографиями. Ремесло почтенное и хорошо оплачиваемое. Материала достаточно в местных архивах, краеведческих музеях, редакциях газет.

Очередная шабашка для Виктора необычна тем, что он приезжает в город Чагинск, куда ездил к бабушке на летние каникулы. Здесь живут друзья детства: Федор, который стал милиционером, и Кристина, ныне мать-одиночка. Бабушка велела сюда не возвращаться, даже на ее похороны. Внук завет нарушил, приезжает вместе с фотографом Хазиным, клепает нетленку. Вначале создается стойкое впечатление, что главный герой именно Хазин. Не умолкает ни на минуту, изрекает прописные истины и парадоксальные умозаключения, фотографирует все подряд. В Чагинске намечается еще и день города: большой праздник с непременными атрибутами: концерт звезды, шествия, праздничные действа и открытие памятника адмиралу Антиоху Чичагину, проживавшему здесь в незапамятные времена. Адмирал прочно вписался в будущую книгу, Виктор приписывает ему массу начинаний и открытий, все хорошее, прогрессивное и технологичное связывается с его именем. Повествование напомнило мне фильм «День выборов». Те же политически-экономические задачи, тот же стеб на каждом слове, вдобавок масса аллюзий, пасхалок, намеков, половина которых осталась неразгаданными.

Интересный персонаж в книге – Алексей Светлов, олигарх из первой сотни, или даже полусотни, а то и десятки. Выступает в роли спонсора всех праздничных мероприятий, планирует построить мощный целлюлозо-бумажный комбинат, где чагинцам гарантируются рабочие места с достойной заработной платой, а пенсионерам районные надбавки. Постепенно в воображении жителей города комбинат трансформируется в атомную электростанцию, а потом и вовсе в хранилище атомных отходов. Все это домыслы, настоящая цель у Светлова построение будущего и освоение космоса.

Еще один персонаж, которого нельзя не упомянуть, – пенсионерка-велосипедистка Снаткина. Сущая мизантропка, не пропускает ни одних похорон и для каждого усопшего находит достойную и правдивую характеристику, от которой только в гробу ворочаться. Живущие и здравствующие доброго слова от нее тоже не дождутся.

Незаметно праздничное настроение угасает, и писатель Виктор из желанного и уважаемого гостя превращается в изгоя. Из гостиницы его выселяют, работать с ним не хотят, милиция преследует. С этого момента меняется и кинематографический фон книги, вместо комедийного «Дня выборов» наступает черед «Города Зеро». Писатель и хочет уехать, но то билетов нет, то автобус ушел, то паспорт отобрали. А ситуация все хоррорнее и хтоничнее, последняя глава вообще жуткая, Веркин мастер на такие ужасы.

Несмотря на некую фантасмагоричность и абсурдность событий, книга воспринимается как изображение обыденной жизни обычного провинциального городка. Даже такие детальки, как сексуально озабоченный йети, прекрасно вписываются в повествование.

Вторая часть «Снарка» называется «Снег Энцелады» и по объему не уступает «Чагинску». Буду ли я ее читать? Всенепременно, только надо выбрать спокойный временной период.

У Веркина читала еще "Остров Сахалин", отзыв прилагается.