Кончина Франца Иосифа 21 ноября 1916 года возвела Карла I на престолы Австрии и Венгрии. К этому времени военное и внутриполитическое положение страны было крайне тяжёлым. Император Карл лично принял на себя командование войсками, стремясь заручиться поддержкой венгров, короновался в Будапеште в конце декабря 1916 года, несмотря на военное время. В 1917 году Карл тайно вступил в мирные переговоры с Францией. Он привлёк своего зятя, принца Сикста Бурбон-Пармского, офицера бельгийской армии, в качестве посредника. Однако союзники настаивали на признании Австрией итальянских притязаний на территорию, от чего Карл отказался, так что прогресса не было. Министр иностранных дел граф Чернин был заинтересован только в заключении всеобщего мира, в который вошла бы и Германия. Сам Карл пошёл гораздо дальше, заявив о своей готовности заключить сепаратный мир. Когда в апреле 1918 года просочились новости о данном предложении, Карл отрицал свою причастность, пока премьер-министр Франции Жорж Клемансо демонстративно не опубликовал подписанные им письма. Это привело к отставке Чернина, вынудив Австро-Венгрию передать Берлину полный контроль над своими вооружёнными силами, заводами и железными дорогами.
В последние месяцы войны Австро-Венгерскую империю сотрясали внутренние беспорядки, в стране сложилась тяжёлая ситуация с продовольствием, войска отказывались подчиняться приказам, а напряжённость между этническими группами росла. В рамках своих требований президент США Вудро Вильсон потребовал, чтобы Империя допустила автономию и самоопределение своих народов. В ответ Карл согласился вновь созвать Имперский парламент и разрешить создание федерации, в которой каждая национальная группа осуществляла бы самоуправление. Однако этнические группы боролись за полную автономию как отдельные нации, поскольку теперь они были полны решимости стать независимыми от Вены как можно скорее.
Новый министр иностранных дел Австро-венгерской империи 14 октября потребовал перемирия, условиями которого выступали требования США, а два дня спустя Карл предпринял последнюю отчаянную попытку сохранить монархию и целостность Австро-Венгрии. Он издал прокламацию, радикально изменившую характер австрийского государства. Полякам была предоставлена полная независимость с целью присоединения к своим этническим братьям в России и Германии. Остальные австрийские земли были преобразованы в федеральный союз, состоящий из четырех частей: немецкой, чешской, южнославянской и украинской. Каждой из четырех частей должен был управлять федеральный совет, а город Триест должен был иметь особый статус. Однако через четыре дня госсекретарь США ответил, что союзники поддерживают политическую независимость чехов, словаков и южных славян и что автономии внутри Империи уже недостаточно...
Воинская присяга русской императорской армии
Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству Самодержцу .
Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять.
Его Императорского Величества государства и земель Его врагов телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление и во всем стараться споспешествовать, что к Его Императорского Величества службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может.
Об ущербе же Его Императорского Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальником во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства и дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду и во всем так себя вести и поступать как честному, верному, послушному, храброму и расторопному офицеру (солдату), надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.
В заключение сей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.
В принятии присяги обязательно участвовало духовное лицо того вероисповедания, к которому принадлежал принимающий присягу.
Предлагаю вниманию уважаемых читателей очередную публикацию приквела про дядю Прохора. По просьбе некоторых из уважаемых читателей привожу ссылку на предыдущую публикацию этого цикла:
- Для простоты вы можете продолжать называть меня Рихард.
- Хорошо, Рихард. Пришли поздравить меня с наступающим новым годом?
- Не только. Хотя подарок я вам приготовил.
- Очень любезно с вашей стороны. О чем вы хотели со мной поговорить?
- О мире, разумеется...
- На третьем году мировой войны говорить с офицером одной из воюющих сторон это очень правильно!
- Убавьте сарказма в вашем тоне, Прохор. Может, пройдемся? Врачи безусловно уже рекомендовали вам прогулки на свежем воздухе.
- Вы угадали. Но я уже гулял сегодня. На улице премерзопакастнейшая погода для конца декабря. С утра шёл мокрый снег с ветром...
- Сейчас уже снег не идёт, как видите. Но я вас не уговариваю, хотя уверен, что вам будет интересна тема нашего разговора
- Хорошо. Сейчас обуюсь и шинель с фуражкой захвачу.
- Жду вас на выходе.
Разговор продолжился в пустой беседке, защищенной с трёх сторон от ветра свободными от листьев, но довольно густыми стеблями какого-то вьющегося растения. Рихард аккуратно расстелил на скамейке газетку, вынутую из саквояжа. Второй экземпляр "печатного органа" он любезно предложил Проне со словами:
- Подстелите и присаживайтесь!
Поручик решил пошутить:
- Это случайно не та газета, которую вы имеете честь сейчас представлять в качестве её корреспондента?
- Я всегда говорил что у вас богатая интуиция, господин поручик!..
- Я только пошутил!
- Вы угадали. Но этот печатный листок фактически пригоден только, чтобы защитить седалище от мокрой скамейки. Больше не на что.
- Не очень вы высокого мнения о...
- Не будем отвлекаться. Вот о чем я с вами хотел поговорить. Помните, я летом давал вам почитать статью, которая называлась...
- ...Война и русская социал-демократия.
- Не "русская", а "российская" но это не так уж и важно. Раз вы помните название статьи, то наверное помните и основной вывод?
- Да. Автор призывает приложить все усилия, чтобы подготовить превращение текущей мировой войны в войну гражданскую.
- Правильно.
- Вы хотите, чтобы я принял участие в этом процессе?
- Как вы лихо быка за рога берёте!..
- Холодно знайте ли... И я пытаюсь сократить таким образом время нашей беседы, чтобы ещё сильнее не замёрзнуть. А у вас наверное ещё много дел сегодня...
- Я понимаю ваше желание меня пооскорее выпроводить, но давайте просто порассуждаем теоретически...
- У меня до врачебной процедуры осталось полчаса.
- Я попробую уложиться в это время.
- Только не забывайте, что вы разговаривайте с офицером русской армии, дававшим присягу.
- Мы с вами вместе были полгода назад в таком месте, что вы бы могли сделать вывод, что и мне пришлось такую же присягу давать только в присутствии лютеранского священника.
- У нас с вами очевидно разное отношение к данной присяге. Раз вы теперь в котелке и с саквояжем...
- Не обо мне сейчас речь. Вы помните текст присяги хорошо?
- Не в слово в слово конечно...
- Я вам облегчу задачу. У меня с собой случайно есть её текст...
- Вы хорошо подготовились к нашей встрече. Интересно, какие "голубей" вы еще достанете из рукава?..
- Видите, вам уже интересно... Прочтите ещё раз текст, вы да и все остальные воины русской армии присягнули лично нашему императору и его наследнику...
- И что? Это же только форма.
- Философы учат нас, дорогой Прохор, что форма и содержание любой сущности всегда друг с другом связаны.. Форма является, а явление существенно... Но я не философский диспут с вами сейчас хочу продолжить. Давайте на несколько минут представим, что ни императора, ни его наследника в России больше нет. Не важно по какой причине. Какая сила тогда будет у этой присяги?
- Но...
- Я позволю себе сам ответить на этот вопрос. Никакой. И спорить об этом бессмысленно.
- Допустим, А к чему вы это?..
- А к тому, что наша с вами Родина, то есть Россия, и после такой потери никуда не денется. Как была, так и будет...
- Говоря о том, что в России не будет монарха, вы на революцию намекаете?
- Да не намекаю, а прямо говорю.
- То есть вы теперь хотите, чтобы я принял участие не только в подготове гражданской войны в России, когда брат будет убивать брата, но и в подготовке революции?
- Революция произойдет так или иначе с вашей помощью или нет... Можем с вами поспорить, что до конца наступающего года в нашей с вами стране смениться форма правления, как минимум. Это процесс объективный, его уже не остановить, можно лишь притормозить или ускорить. А теперь я задам другой вопрос. Что будет, на ваш взгляд, полезнее для России, чтобы революция произошла раньше выхода из войны или позже него?
- Если последствием революции, в том числе, будет выход России из войны, то первое...
- Правильно. Негативные последствия продолжающейся войны для российского народа плодятся и усугубляются с каждым месяцем. А император всероссийский, как вы поинмаете, процессом давно уже не руководит. С военной точки зрения ставка на летнее наступление Юго-Западного фронта не сработала. Австро-Венгрию не удалось вывести из войны. Плюс получили ещё одну головную боль в виде союзнического Румынского королевства. И примеров таких я могу приводить ещё долго...
- А убийство Распутина разве не свидетельствует о том, что в правящих кругах кто-то очень не хочет, чтобы Россия досрочно вышла из войны?
- Свидетельствует. Но это фактически схватка бульдогов под ковром. Есть во власти "партия", которая хочет заключения сепаратного мира и через это событие оттянуть наступление революции, а другая "партия власти" придерживается другой последовательности "ходов": сначала революция, а потом уже выход России из войны... Но главное то, что процессы ускоренного движения страны к революции уже начались и, смею поделиться собственными заключениями, приняли необратимый характер. И не только в России...
- На чем основывается ваш вывод?
- Мне было с чем сравнивать. Я в Австро-Венгрии задержался прошедшим летом на пару месяцев дольше, чем вы. Там ситуация ещё хуже, так как усугуляется центробежными силами национальных сил. Простите за тавтологию. Венгры, чехи, словаки, поляки хотят отделяться от австрийской короны и как можно быстрее. Смерть предыдущего австровенгерского императора послужила катализатором этих процессов. Новый император вообще сейчас ведет себя так, что будто "это не его война"... Хотя решил короноваться даже не в Вене, а в Будапеште. Но это уже лишь перекраска фасада, а нужен капитальный ремонт..
- То есть вы хотите сказать, что император Карл является сторонником выхода Австро-Венгрии из войны?
- Скажем так, есть некоторые признаки того, что он будет не против заключения сепаратного мира с Антантой.
- Весь этот экскурс в высокую политику очень интересен. Теперь мой вопрос. С какой целью вы это всё рассказали простому российскому поручику, полуротному командиру Первой особой пехотной бригады?
- Не надо прибедняться, Прохор. Вижу, вы уже дважды взглянули на часы... Отвечу на ваш вопрос коротко. У меня есть сведения, что на следуюшей неделе у вас будет аудиенция с начальником Второго бюро французского Генерального штаба полковником Дюпоном.
- Я об этом ничего не знаю. Откуда у вас такие сведения?
- Вполне допускаю. что вы об этом ещё можете не знать. Но поверьте, Прохор, я же занимаюсь не только тем, что пишу для этой женевской газетёнке, на которой вы сейчас сидите. Если я окажусь прав, могу я рассчитывать на следующую встречу с вами?
- Разговор у нас с вами был довольной интересный. Пожалуй, можете... Я действительно могу опоздать на процедуру. Честь имею!
- Не смею вас больше задерживать.
На входе в госпиталь Проню "перехватил" ефрейтор Захар Загородько:
- Дозвольте обратиться, вашбродь?
- Давай, только быстро!
- Я вас пидманул давеча, вашбродь...
- В чем же?
- Я тогда не трёх, а только двух германцев завалил...
- И что теперь?
- Можно мне поменять за это медальку хранцузскую на тот самый гарный крестик?
- Дурья твоя башка! Эта медаль - высшая французская награда для нижних чинов!
- Ну, вашбродь...
- Всё, мне некогда! Завтра поговорим после отпевания унтер-офицера Соломатина...
Берегите себя, уважаемые читатели!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала.
По мотивам ваших комментариев или вопросов я подготовлю несколько новых публикаций.