Найти в Дзене
Mandarin School

Макао – португальский Китай или китайская Португалия.

В Китае есть много удивительных мест, но, пожалуй, одним из уникальных феноменов данной страны можно считать город Макао. Это единственный город в Китае, в котором кроме китайского официальным языком является португальский. Макао является столицей казино и развлечений, но какая история кроется за пеленой жизни ночного города и шума игорных заведений? В данной статье мы рассмотрим историю города, как португальская колония повлияла на его становление и какой Макао сейчас. Макао, небольшой участок земли площадью менее 30 квадратных километров, стал первым европейским поселением в Азии и до сих пор сохраняет уникальное культурное наследие, сформировавшееся в результате многовекового взаимодействия Востока и Запада. В XVI веке этот приморский город стал важнейшим торговым центром, через который шли морские пути в Китай, привлекая купцов и исследователей из Индии, Японии, Малайи и Африки, а также рабов и слуг. Это многонациональное население привнесло в Макао разнообразные культуры, что сказ
Оглавление

В Китае есть много удивительных мест, но, пожалуй, одним из уникальных феноменов данной страны можно считать город Макао. Это единственный город в Китае, в котором кроме китайского официальным языком является португальский.

Макао является столицей казино и развлечений, но какая история кроется за пеленой жизни ночного города и шума игорных заведений? В данной статье мы рассмотрим историю города, как португальская колония повлияла на его становление и какой Макао сейчас.

История города Макао.

-2

Макао, небольшой участок земли площадью менее 30 квадратных километров, стал первым европейским поселением в Азии и до сих пор сохраняет уникальное культурное наследие, сформировавшееся в результате многовекового взаимодействия Востока и Запада.

В XVI веке этот приморский город стал важнейшим торговым центром, через который шли морские пути в Китай, привлекая купцов и исследователей из Индии, Японии, Малайи и Африки, а также рабов и слуг. Это многонациональное население привнесло в Макао разнообразные культуры, что сказалось на его языке, религии, архитектуре и повседневных традициях.

-3

С момента своего основания в 442 году и до передачи суверенитета Китаю в 1999 году Макао находилось под контролем Португалии. Португальцы оставили глубокий след в культуре города, однако, благодаря многокультурному характеру общества, в Макао также можно встретить влияние местных традиций и других мировых культур. Сэр Джон Боуринг, четвертый губернатор Гонконга, назвал этот город «жемчужиной земель Востока», подчеркнув его важность в международной морской торговле.

Сегодня Макао является примером гармоничного сосуществования различных культур, что стало возможным благодаря исторической практике разделения португальских и китайских домов в колониальный период. Это уникальное культурное смешение продолжает влиять на жизнь города, создавая пространство для взаимного обмена и процветания различных традиций, искусства и кулинарии.

До прибытия португальцев Макао уже было известным поселением, известным как Хао Зин Ао (или Хаоцзин), которое исторически поддерживало тесные связи с соседним Саншанем. В период правления Цинь Шихуанди, первого императора Китая, который объединил шесть царств и основал династию Цинь (246-221 гг. до н. э.), Макао находился под контролем Китая. Однако настоящее развитие региона начинается с прибытия португальцев в 1550-х годах, когда они осели на узком перешейке в провинции Гуандун.

-4

На протяжении более четырех столетий Макао стал домом для многочисленных национальностей: португальцев, испанцев, голландцев, англичан, французов, итальянцев, японцев, шведов, индийцев, малайцев, филиппинцев, корейцев и даже африканцев. Этот культурный и этнический разнообразный поток населения привнес в город множество идей, технологий и обычаев, что сыграло важную роль в формировании уникальной архитектуры, инфраструктуры и общественной жизни Макао.

Макао стал первым, самым ранним, самым важным и самым населенным среди городов Китая по уровню взаимодействия с западной цивилизацией. История Макао насчитывает несколько ключевых периодов, каждый из которых оставил заметный след в жизни этого города-государства, отражая его стратегическое расположение и международное значение. В целом, можно выделить пять основных этапов в его развитии:

  • Портовый торговый период (1510-1553 гг.)В сентябре 1517 года португальский флотоводец Фернан Перес де Андраде привел флот в Макао, положив начало первым прямым торговым контактам между Португалией и Китаем. Этот момент стал отправной точкой для формирования Макао как важного торгового порта в Восточной Азии, который привлекал купцов и миссионеров, открывая пути для обмена товарами и идеями между двумя культурами.
  • Период португальского поселения и торговли (1553-1848 гг.)В 1554 году португальцы получили разрешение от китайского правительства, династии Мин, на постоянное пребывание в Макао. В том же году была учреждена таможенная станция в Лан Ваиао, что сделало этот город важным торговым центром, где ежегодно проводились рынки, на которых португальцы покупали шелк и другие товары. В 1557 году Макао стало официальным поселением португальцев, и они получили право на постоянное проживание. Это позволило португальцам укрепить свои позиции на китайском рынке и развивать культурные связи между Европой и Китаем.
  • Период португальского доминирования (1849-1987 гг.)В 1849 году Макао стал территорией, где португальцы обрели полное доминирование. В 1862 году был подписан договор между Китаем и Португалией, по которому Макао получал статус нейтральной территории, а Португалия — суверенитет над городом. Это время стало важным для развития Макао как убежища для китайской политической оппозиции, в частности, для таких личностей, как Сунь Ятсен (Сунь Чжуншань), будущий лидер китайской революции. Хотя в это время Макао был формально частью Китая, его политический статус был неоднозначным, и в течение десятилетий Португалия контролировала город как полуавтономную территорию.
  • Переходный период (1987-1999 гг.)В 1987 году началась подготовка к передаче Макао Китаю. В соответствии с соглашением между Китаем и Португалией было создано специальное законодательное тело для разработки "мини-конституции" Макао, которая была утверждена в 1999 году. Это время стало этапом политических и экономических реформ, направленных на интеграцию Макао в структуру Китая, в то же время сохраняя особый статус региона. В 1993 году был принят «Специальный закон о Макао», который стал основой для функционирования города после его возвращения в Китай.
  • Период после 1999 года: Особый административный район (с 1999 года по настоящее время)С 1999 года Макао стал Особым административным районом Китая (ОАР), следуя принципу «одна страна, две системы», который позволял сохранить независимость в экономических и социальных вопросах. В этот период Макао продолжил развиваться как центр международного туризма и казино, а также как важный финансовый хаб. Например, в 2012 году количество туристов в Макао превысило 28 миллионов человек, а в 2017 году этот показатель вырос до 32,61 миллиона. Макао продолжает динамично развиваться, сохраняя свой уникальный культурный и исторический облик, который является результатом взаимодействия китайской и португальской традиций.

Около четырех сотен лет в Макао западная и восточная культуры сталкивались друг с другом, фильтровались, поглощались, сливались. Культура Макао стала уникальной, ее называли «Окна в восточной и западной культуре», «Музей восточной и западной культуры», «Оазис востока культуры» и т.д.

-5

Процесс межкультурных обменов.

Начиная с 420 г. Макао назывался уезд Фэн Юэ. В 590 г. изменилось название уезда: Баоань, а в 757 г. это название изменилось на уезд Дунгуань. Со времен династии Южная Сун Макао принадлежит уезду Саншань провинции Гуандун. Согласно историческим данным, около конца династии Южная Сун до начала династии Юань здесь находились небольшие деревни, жители которых зарабатывали на жизнь рыболовством и земледелием.

В то время культура Макао была в основном такой же, как в материковом Китае: основными праздниками были Новый год, праздник фонарей, праздник двойной пятерки. В Новый год (длился 3-5 дней) жители обычно навещали друг друга, поклонялись богам, зажигали петарды, готовили вкусные блюда. мылись, поклонялись Будде, посещали святилища богов, везде были слышны пение и танцы. Затем наступал Праздник фонарей. Затем следовал Праздник двойной пятерки и состязания на драконьих лодках. Обычаи заключения брака для мужчин и женщин были такие же, как в Китае.

Буддизм появился в Макао во времена династии Тан (860–872). Во время династии Сун (968–975) буддизм был очень популярен, в эти времена было построено много буддийских храмов. В династия Юань (1297–1307) были построены знаменитый храм Юаньсин, храм Цуйчжу и другие буддийские храмы. В династия Юань (1341–1368) была построен храм Сичжую.

Говорят, что даосизм появился в Макао в третьем веке (235–284). Даосизм был широко распространен во времена династии Сун, когда был построен великолепный даосский храм. Даосизм в Макао немного разнится от даосизма материкового Китая. Народные верования в Макао принадлежат к даосскому кругу Мазу. Во времена династии Мин (1465–1487) был построен храм Мазу (Женский морской бог).

Во времена поздней династии Мин и ранней династии Цин в Макао сложилась типичная ситуация, когда культуры Востока и Запада сосуществовали и встречались друг с другом.

Храм богини А-Ма.
Храм богини А-Ма.

В Макао, кроме китайцев и португальцев, жили жители со всего мира: европейцы из Испании, Италии, Франции, Великобритании, Японии, корейцы, малайцы, филиппинцы, сиамцы, вьетнамцы, индийцы и афроамериканцы. Западные миссионеры распространяли переводы научных и научно-технических трудов. Научно-технический обмен постепенно распространился в материковый Китай. Макао помогает понять, как это происходило. Даже после того, как «золотой век» Макао закончился, межкультурные связи (литература, искусство и стипендии) в Макао все еще привлекали внимание талантливых китайцев и талантливых иностранцев.

Первые межкультурные обмены в Макао были в области литературы и в основном отражены в переводах западных литературных произведений на китайский язык и в изучении китайской поэзии миссионерами. Например, в конце династии Мин были переведены на китайский язык басни Эзопа (затем получившие название «Праведность»). «Ши цзин» – «Книга песен» была переведена для миссионеров на французский, латинский и другие языки.

В 1716 г. англичане опубликовали китайский роман «Хорошая биография». Эта книга, изданная Томом Ансом, была первоначально переведена Джеймсом Уилкинсоном, британским бизнесменом, который жил в Гуандуне много лет. Роман очень быстро распространился по всей Европе и, таким образом, стал «второй книгой талантов» в так называемом собрании «Десять джентельменских книг». Гёте однажды это прокомментировал: «У китайцев есть тысячи таких романов. Когда они начали их создавать, мои предки еще жили в лесу!»

-7

В Макао появились и первые западные художественные произведения (картины). Например, многие зарубежные миссионеры привезли с собой много западных картин, и в католической церкви в Макао есть много западных картин. Макао – это слияние китайской и западной архитектурной культуры. На небольшой территории Макао были построены различные здания в западном и восточном стиле. Ни одна часть китайских регионов или городов не была заполнена таким количеством католических церквей, как Макао. До сегодняшнего дня западные архитектурные стили Макао гармонично сочетаются с классическим китайским храмом Мазу в стиле башни, храмом Гуанди, даосским храмом и купольной исламской мечетью.

Церковь Святого Доминика.
Церковь Святого Доминика.

В современном Макао сосуществуют традиционные буддизм и даосизм, а также католицизм, христианство, бахаизм, ислам, мормонизм, Новоапостольская Церковь, кишнеризм и др.

Современная религиозная ситуация в Макао имеет следующие характеристики: имеет место мульти-религия как мирное сосуществование разных религий; религиозные люди представляют большую часть общества и имеют далеко идущее влияние; религиозная деятельность становится популярной и составляет важную часть социальной культуры.

Религиозные общины активно участвуют в благотворительных мероприятиях и играют огромную социальную роль; китайская культура имеет широкое влияние и ее религиозно-культурная психология является идеологической основой национального единства и развития Макао.

Языковая ситуация в Макао.

Китайский в Макао носит название «кантонский китайский» и отличается от общепринятого сейчас в Китае путунхуа – языка, сложившего на основе северных диалектов. Кантонский диалект китайского языка сложился основе южных диалектов Китая. В кантонском китайском сохраняются усложненная фонетическая и иероглифическая системы. Португальский в Макао важно определять как «региональный вариант португальского в Макао». Он представлен как в своем разговорном, так и литературном вариантах и обладает рядом значительных особенностей, отличающих его от европейского португальского.

Английский в Макао носит название китайского английского, или английского Гонконга.

В Макао существуют две противоположные социально-этнические группы. Первая представлена китайцами (часто не китайцами-маканцами, а выходцами из других регионов страны, в большей степени, из Гонконга), вторая – португальцами (выходцами не из Макао, а из Португалии). Представители первой группы говорят на китайском и английском. Представители второй – на португальском и английском. При этом в первой группе часто встречаются естественные билингвы в паре китайский – английский, во второй – только искусственные.

-9

Самая большая по количеству человек социолингвистическая группа Макао представлена маканцами. В большинстве своём маканцы – это выходцы из двуязычных сино-португальских маканских семей. Также используются термины «макаенсес» (macaenses) или «метисы» (mistos). Члены этой группы – естественные билингвы. Именно они являются носителями регионального португальского языка Макао. Они обладают азиатской внешностью, но принадлежность к двум культурам обнаруживается даже в их именах – обычно они смешанные. В связи с этим утверждением вспомним имя действующего губернатора Макао – Фернанду Чуй Сай Он. Этот антропоним указывает на естественную связь португальской и китайской культур.

Так мы обнаруживаем, что для Макао в паре китайский-португальский очевиден не просто билингвизм, а не равный билингвизм, или диглоссия. Португальский в Макао воспринимается как язык юриспруденции (или смешанных семей), тогда как функционирование китайского гораздо шире. С понятием диглоссии связана проблема престижа – какой язык в ситуации неравного билингвизма престижнее? Для Макао ответ неоднозначен. С одной стороны, китайский обладает большим спектром функций, шире поле его реализации и больше количество говорящих на нем. С другой стороны, португальский, по крайней мере в настоящее время, возможно, благодаря проводимой Китаем особенной политики, утвержденной «Свободной декларацией», продолжает играть особую роль в культурной и официальной жизни региона.

В связи с этим ситуация, сложившаяся в Макао, представляется уникальной. На этой территории, которая входит в состав КНР, португальский имеет статус официального, наряду с китайским. Маканский вариант португальского языка не обслуживает нацию и не является государственным, но обладает характерными только для него особенностями: португальский язык в Макао является региональным вариантом.

В Макао португальский язык неоднороден: во-первых, в регионе есть европейский вариант португальского языка, во-вторых, сам региональный вариант португальского в Макао. Европейский вариант португальского языка – это язык людей, родившихся в Португалии. В Макао существует диаспора, представленная выходцами из Португалии.

Лексика, обозначающая реалии, еще более тесно связана с понятием заимствования. Если в топонимике используется чаще всего прием подстановки (Чжуцзян – Rio das Pérolas – «Жемчужная река»), то обозначения реалий переходят из одного языка в другой путем переноса.

Примером этого могут служить, например, денежные обозначения: patacas (валюта Макао), yuans (китайская валюта), а также лексика, называющая особенности региональной кухни («chau-cháu» – курица-гриль, наследник культуры креолов, «dim sum» и «tong sui» – китайские супы), и реалии культурного характера (например, в Новый год принято обмениваться «lai-si» («os “lai-si”») – красными конвертами, в которых передается подарок в виде денежного вознаграждения).

Макао – столица казино.

-10

За Макао уже давно закрепилось второе название – «восточный» или «азиатский» Лас-Вегас и это название вполне себя оправдывает.

Макао – это единственное место в Китае, где азартные игры разрешены официально, среди игроков здесь, в основном, китайцы с материка и Гонконга. Всего в Макао функционируют тридцать три казино, двадцать три из которых – на полуострове Макао, и десять – на перешейке Котай и острове Тайпа.

Доходы от казино в Макао, хотя и выше, чем в Лас-Вегасе, но прибыль от не игрового компонента здесь составляет менее 5%. В Вегасе же, всевозможные шоу, выставки, симпозиумы, кафе и рестораны, приносят более половины выручки. Так что у Макао грандиозные планы по развитию этого сегмента, и то, как они, постепенно, уже начинают претворяться в жизнь, мы увидели своими глазами – в следующей статье расскажем о фантастическими шоу «Дом танцующей воды».

Несмотря, на существующую здесь промышленность — рыболовство, текстиль и производство табака, около 70% населения задействовано в игорном бизнесе, и неспроста – госбюджет Макао на те же 70% формируется, как раз, за счёт прибыли в казино. Налоги на игорный бизнес здесь очень высоки, вплоть до 40%, (для сравнения, налог на другие виды деятельности, а также налог на доходы физических лиц колеблется в пределах 5-12%).

-11

Благодаря высокому уровню развития такого бизнеса, в Макао, очень низкий уровень безработицы (один из самых низких в Китае).

Казино в Макао – сравнительно молодой бизнес, строительство новых казино в американском стиле началось только в 2004 году, и за три года был застроен миллион квадратных метров земли. Стоимость проекта ошеломляющая – $2.4 млрд, его главный инвестор, американский бизнесмен Шелдон Адельсон – крупнейший воротила игрового бизнеса, директор самой большой игровой корпорации в мире «Las Vegas Sands».

Макао – это, несомненно, город праздника, благодаря не только ночным огням красочных казино, но и различным захватывающим шоу, и прочим развлечениям для души и тела, так что город привлекает не только азартных игроков, но и обычных туристов, жаждущих впечатлений и любителей необычных достопримечательностей.

А если хотите узнать ещё больше интересного о жизни в Китае, не забудьте подписаться на БЕСПЛАТНЫЙ учебный телеграм-канал.