Затем отправилась слушать Чагдаша Ойку Мериша – доцента кафедры психиатрии Медицинской школы Университета Аднана Мендереса (г. Айдын, Турция), тренера и супервизора КПТ в Турецкой Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Терапии (TACBT), эксперта в области терапии принятия и ответственности.
Его доклад "Эмоциональная регуляция в КПТ"можно слушать и смотреть как отдельный вид искусства. Наглядные примеры и живая подача способствуют усвоению не самого простого материала.
Вот ключевые идеи, которые запомнились:
---
🔹 Как формируются проблемы с эмоциональной регуляцией?
- Детский опыт:
→ Ребёнок плачет из-за потерянной игрушки, а в ответ слышит: *"Не плачь, мальчики не плачут и т.п."*.
→ Итог: человек учится избыточному контролю эмоций, вместо их принятия.
- Ожидание поддержки:
→ Важнее, чтобы родитель обнял и сказал: *"Мне жаль, что ты так расстроен"* – это учит самоуспокоению.
---
🔹 Ошибки в работе с эмоциями
1. Пример из терапии:
- Клиентка: *"Муж мне изменяет!"*
- Неверная реакция терапевта: *"Откуда вы знаете?"* (рационализация).
- Правильно: *"Мне жаль, что вы так думаете. Это действительно тяжело"* (валидация).
2. В быту:
- Муж говорит жене: *"Перестань плакать!"* → Она думает: *"Со мной что-то не так, мои чувства не важны"*.
- Терапевт не должен повторять эту ошибку!
---
🔹 Полезные стратегии регуляции эмоций
1. Принятие:
- Найти эмоцию в теле (*"Где вы чувствуете тревогу?"*).
- Нормализовать: *"Это нормальная и естественная реакция"*.
2. Использование энергии эмоций:
- Тревога даёт энергию → направить её в созидание (написать заявление, обсудить проблему) вместо избегания.
3. Валидация ≠ одобрение поведения:
- *"Я понимаю вашу злость"* – да, но *"Бить посуду нельзя"* – нет.
---
🔹 Клинический случай: "Я слабая, потому что плачу"
- Ситуация: Женщина расстроилась из-за новости о смерти ребёнка по ТВ.
- Мысли:
*"Другие не так реагируют → я ненормальная → нельзя показывать эмоции"*.
- Копинг:
Избегание друзей + подавление чувств + руминации (навязчивые размышления).
Работа в терапии:
1. Спросить: *"Хотели бы вы вообще не испытывать эмоций?"*
2. Предложить альтернативу: *"Я бы тоже расстроился. Давайте найдём способ выразить это безопасно"*.
3. Анализ "цена-польза":
- *"Что вы теряете, избегая эмоций? Что приобретёте, если начнёте их принимать?"*
---
Главный вывод:
Эмоции – это энергия, а не враг. Задача КПТ – научить использовать её конструктивно, не подавляя, не избегая и не пуская в неконструктивное поведение