Найти в Дзене

Эмоции — это энергия, а не враг

Затем отправилась слушать Чагдаша Ойку Мериша – доцента кафедры психиатрии Медицинской школы Университета Аднана Мендереса (г. Айдын, Турция), тренера и супервизора КПТ в Турецкой Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Терапии (TACBT), эксперта в области терапии принятия и ответственности.  

Его доклад "Эмоциональная регуляция в КПТ"можно слушать и смотреть как отдельный вид искусства. Наглядные примеры и живая подача способствуют усвоению не самого простого материала. 

Вот ключевые идеи, которые запомнились:  

---

🔹 Как формируются проблемы с эмоциональной регуляцией?  

- Детский опыт:  

 → Ребёнок плачет из-за потерянной игрушки, а в ответ слышит: *"Не плачь, мальчики не плачут и т.п."*.  

 → Итог: человек учится избыточному контролю эмоций, вместо их принятия.  

- Ожидание поддержки:  

 → Важнее, чтобы родитель обнял и сказал: *"Мне жаль, что ты так расстроен"* – это учит самоуспокоению.  

---

🔹 Ошибки в работе с эмоциями  

1. Пример из терапии:  

  - Клиентка: *"Муж мне изменяет!"*  

  - Неверная реакция терапевта: *"Откуда вы знаете?"* (рационализация).  

  - Правильно: *"Мне жаль, что вы так думаете. Это действительно тяжело"* (валидация).  

2. В быту:  

  - Муж говорит жене: *"Перестань плакать!"* → Она думает: *"Со мной что-то не так, мои чувства не важны"*.  

  - Терапевт не должен повторять эту ошибку!  

---

🔹 Полезные стратегии регуляции эмоций  

1. Принятие:  

  - Найти эмоцию в теле (*"Где вы чувствуете тревогу?"*).  

  - Нормализовать: *"Это нормальная и естественная реакция"*.  

2. Использование энергии эмоций:  

  - Тревога даёт энергию → направить её в созидание (написать заявление, обсудить проблему) вместо избегания.  

3. Валидация ≠ одобрение поведения:  

  - *"Я понимаю вашу злость"* – да, но *"Бить посуду нельзя"* – нет.  

---

🔹 Клинический случай: "Я слабая, потому что плачу"  

- Ситуация: Женщина расстроилась из-за новости о смерти ребёнка по ТВ.  

- Мысли:  

 *"Другие не так реагируют → я ненормальная → нельзя показывать эмоции"*.  

- Копинг:  

 Избегание друзей + подавление чувств + руминации (навязчивые размышления).  

Работа в терапии:  

1. Спросить: *"Хотели бы вы вообще не испытывать эмоций?"*  

2. Предложить альтернативу: *"Я бы тоже расстроился. Давайте найдём способ выразить это безопасно"*.  

3. Анализ "цена-польза":  

  - *"Что вы теряете, избегая эмоций? Что приобретёте, если начнёте их принимать?"*  

---

Главный вывод:  

Эмоции – это энергия, а не враг. Задача КПТ – научить использовать её конструктивно, не подавляя, не избегая и не пуская в неконструктивное поведение