Я всегда активно пропагандирую занятие генеалогией. Казалось бы, никакой практической пользы оно не несёт: ну знаешь ты своих предков до 10-го колена – и что с того? Были ли они казаками или крепостными, князьями или однодворцами, какая теперь уже разница, когда мы живём в совершенно другом мире и других сословиях?
Но есть что-то манящее, интригующее в раскапывании своих корней. Тем более сейчас, при современных технологических возможностях, оцифрованных архивных документах, компьютерах и специальных программах. Я всегда трепетно относилась к информации, а в случае с историей семьи она постоянно утекает сквозь пальцы с каждым ушедшим навсегда человеком.
Людей в генеалогию приводят именно они – конкретные, дорогие им люди. Можно ездить на кладбище, сажать на могилках цветочки, а можно рисовать своё собственное в программе "Древо Жизни", чтобы потом передать его дальше. Тому, кому это будет интересно.
У любого исследователя из всего дерева есть одна особенная ветка, совсем не равнозначная всем остальным, даже если крови в нём намешано в равных пропорциях.
Я начала этим заниматься именно так. Бабушка оказала на меня влияние побольше, чем мои родители. Так ведь тоже бывает, что судьбой, внешностью и характером ты выпадаешь не в своих ближайших производителей, а через поколение. Но бабушка умерла, а я ещё долго не могла осознать этот факт. Кажется, что человек просто уехал куда-то далеко. На время. В такие моменты неприятно быть не особо религиозным человеком.
Годы идут, но никто не приезжает. А потребность поговорить, обнять, ощутить человека есть. Начинаешь перебирать фотографии, задавать вопросы, на которые некому отвечать. Ответы приходится искать: кто есть кто, что это за место, что это за дом, кто кому сестра? Я уже миллион раз пожалела, что не задала эти вопросы вовремя. Но с каждым найденным ответом ощущается та самая связь, как будто человек никуда и не уехал.
В итоге именно происхождением бабушки я занялась очень плотно. Нашлось много архивных документов: церковные метрические книги, ревизские сказки, частные коллекции. Но чтобы разбираться в них, их нужно оцифровать.
Сам процесс чтения метрической книги довольно нудный. Каждый год рождалось, например, под 300 детей. За каждым ребёнком стоят имена его родителей и крёстных - восприемников. Вот вы пролистали 20 лет книг и нашли запись о рождении своего деда, а там – неизвестное ранее имя его матери. Хочется же узнать, а кто её родители, тем более, если точно известно, что она записана там же, в этих же книгах. Возможно, её уже тоже пролистали до этого. И теперь придётся перечитывать сначала. Поэтому генеалогия – хобби, преимущественно, для пенсионеров.
Помимо того, что такие вещи написаны скорописью. Потихоньку и я приобрела навык её читать.
Я не большой любитель делать много раз одно и то же. Стало сразу понятно, что для полной картины все сведения нужно оцифровать. Возможно, кто-то захочет с этим помочь или хотя бы почитать то, что уже нашла я. Поэтому у меня есть ещё один блог, куда я публикую свои материалы по генеалогическим поискам.
Чтобы собрать целевую аудиторию, т.е. заинтересованных в истории своих предков людей, я завела страницу в Одноклассниках. Опубликовала списки семей 1850 года по искомому селу и добавилась в друзья к их потомкам. Это подстегнуло ностальгическую волну в селе, что также помогло мне узнать побольше и о моей семье от тех, кто их там помнил. С тех пор все, кто пытается что-то найти про это место, выходят на меня. Я собираю все сведения, фотографии, воспоминания, чтобы когда-нибудь создать огромный генеалогический справочник по этому месту.
А до тех пор есть ещё очень много работы. Например, работа, которую делаю я: пишу программы, читаю метрические книги, записываю данные с помощью своих программ в таблицы. Из этих таблиц генерирую справочники и дополняю базу данных всех встречающихся в записях имён. В блоге публикуются эти справочники, демографическая статистика и некоторые исторические очерки на основе того, что удаётся разузнать. У нас ещё так много деревень и сёл, в происхождении которых не копался ни один историк.
Поэтому я продолжаю напоминать, как важно вовремя задавать вопросы. Совсем скоро будет некому на них отвечать, и лица на старых фотографиях уйдут в забвение. В нём и есть настоящая окончательная смерть человека.
Поставьте себе программу "Древо Жизни" и попытайтесь нарисовать своё дерево. Задавайте вопросы старшим родственникам, запишите их рассказы. Подпишите фотографии. В нашей стране есть масштабный генеалогический проект Familio, аккумулирующий множество данных: и деревья, и населённые пункты, и проиндексированные волонтёрами архивные документы. Если не страшно, свои деревья можно опубликовать там. Раньше буржуйский MyHeritage действительно позволял находить родственников по совпадениям в деревьях.
Даже если это неинтересно вам, возможно, кому-то после вас это будет очень важно. Кому-то вроде меня.