Так случилось, что в Российской Империи именно женщинам, Надежде Добычиной, Клавдии Михайловой, Кларе Лемерсье, была отведена роль новаторов: первооткрывательниц независимых галерей, блестящих организаторов и просветителей. Они «открыли» Малевича и Шагала, без колебаний показывали Гончарову и Ларионова, невзирая на едкую критику.
До начала 1910-х годов художественные выставки устраивались в залах Академии или училищ, на территории некоторых музеев, а также в неприспособленных казенных и торговых помещениях. Так, в конце 1900-х, в ответ на запрос общества, одна за другой открываются частные галереи, устроенные по европейскому образцу. Они соответствующим образом оборудованы технически (помещения для хранения экспонатов, уборные, гардеробные), много внимания уделено свету, развеске, композиционным и концептуальным решениям внутри пространства. Выставки сопровождаются лекциями, творческими встречами, другими смелыми интерактивными взаимодействиями с посетителями, печатными каталогами, рекламой. Но, главное, независимые художественные салоны предоставляют молодым авторам возможность выставиться и презентовать себя публике.
«Галерея Лемерсье». 1909-1918
Первая частная галерея, «Галерея Лемерсье», открылась в Москве в 1909 году, на Петровке, в Салтыковском переулке. Собственником ее был Карл Лемерсье, бельгиец, компаньон господина И.О. Аванцо, которому принадлежал расположенный по соседству магазин художественных принадлежностей. После смерти Аванцо магазин полностью перешел во владение Лемерсье.
Галерейное предприятие носило исключительно коммерческий характер, а объединение с известным на всю Москву магазином, лишь подчеркнуло ориентированность его хозяев на финансовую выгоду. Москва с радостным и сладостным предвкушением встретила новость об открытии галереи; город изнемогал без выставочных пространств для периодических экспозиций. Галерея располагала несколькими залами, гардеробной, уборными, а также обеспечивала полное сопровождение мероприятий: предоставляла персонал и рекламные площади, осуществляла уборку помещений и прочую поддержку организаторов и участников выставок. Единственное, что раздражало – отсутствие естественного верхнего освещения.
В 1910-1911 годах начались продажи абонементов на посещение выставок, которых обычно набиралось по 4-5 за сезон. Несмотря на чрезмерную салонность и ориентированность на коммерческое искусство, галерея двигалась в направлении популяризации современного искусства, однако откровенной поддержки радикальным течениям не оказывала.
В 1912 году умер Карл Лемерсье, и галерею возглавила его жена Клара. Сведений о ней сохранилось не так уж много. В это время ее описывали как приветливую, молодую на лицо женщину, полностью седую, несмотря на 40-ка летний возраст. Она приложила немало усилий, чтобы поднять престиж галереи, и, в целом, у нее это получилось. Помимо организации выставок-продаж, Лемерсье брала на комиссию отдельные произведения, и даже целые коллекции.
Что делала Клара Лемерсье?
Клара Лемерсье сделала выставки-продажи произведений искусства регулярными. Москва и Петербург в 1912 году просто захлебывались в ярчайших выставочных проектах: «Сто лет французской живописи» журнала «Апполон», выставка «Бубнового валета» с демонстрацией произведений актуальных европейских мастеров, «Ослиный хвост» Ларионова, показы объединения «Союз молодежи».
Независимым галереям также приходилось держать руку на пульсе. В 1913 году прошли выставки акварелей с участием работ К. Петрова-Водкина, Н. Ульянова и других, а также европейской графики. Вишенкой на торте стала выставка Игнасио Суолаги, невероятно популярного в те годы испанского художника. Его, кстати, усердно коллекционировали москвичи, среди прочих был и Михаил Рябушинский.
Лемерсье, конечно, более других своих коллег, была человеком с деловой хваткой. К сотрудничеству она стремилась привлечь авторитетных критиков и популярных художников как в качестве арт-консультантов, так и в качестве устроителей выставок. Активные переговоры вела с иностранными авторами и отечественными художественными объединениями, предлагая свои залы для долгосрочной сдачи, либо аренды на регулярной основе. С этой целью даже сделала пристройку к основному зданию, где проблем с естественным верхним освещением уже не возникало.
Знаковые выставки
В конце 1915 года в «Галерее Лемерсье» прошла выставка современного декоративного искусства «Вышивки и ковры по эскизам художников», имевшая успех. Выставка получилась в основном женская, в ней приняли участие яркие авангардистки. Экспонировалось 40 изделий, выполненных по эскизам Экстер, вышивки Богуславской, текстиль по эскизам Прибыльской, Давыдовой, Генке-Меллер. Разбавили женские произведения сумочки от Георгия Якулова, эскизы вышивок для шарфов от Казимира Малевича. Выполнили тончайшую работу искусницы из вышивальной мастерской Наталии Давыдовой «Вербовка». Спустя два года, в декабре 1917, была организована вторая выставка современного декоративного искусства, которая привлекла еще больше авторов. Показано было более 400 работ по эскизам И.А. Пуни, А.А. Экстер, К.Л. Богуславской, Г.Б. Якулова, К.С. Малевича.
В 1916 году Лемерсье устроила масштабную выставку латышских авторов. Часть заработанных средств устроительница направила на поддержку семей латышских беженцев. А осенью того же года провела «Выставку произведений русских, финских и иностранных художников». Организаторами выступили критик Эттингер и художник Нивинский. Показывали офорты Алексея Кравченко, Френка Бренгвина, Игнатия Нивинского, Теофиля Стейнлена, Андерса Цорна, Вадима Фалилеева и многих других.
Весной 1917 года в Москве прогремела «Вторая выставка художников-евреев» (первая прошла в годом ранее у Добычиной). Курировал событие художник Лисицкий, по совместительству секретарь Московского отделения Еврейского общества поощрения художников. Он же взял на себя оформление каталога, а также экспонировался вместе с представителями еврейской ветви русского авангарда Натаном Альтманом, Марком Шагалом, Робертом Фальком, Борисом Анисфельдом, Абрамом Маневичем и многими другими.
С приходом новой власти «Галерея Лемерсье» была национализирована. А в конце 1920-х погибла и ее хозяйка при противоречивых трагических обстоятельствах.