Найти в Дзене
Джедай из Шира

Глупости в фэнтези-фильмах, которые почти никто не замечает

Фильмы в жанре фэнтези переносят зрителей в потусторонние миры, полные магии, мифических существ, захватывающих приключений и вдохновляющего героизма. Если всё сделано правильно, их приятно смотреть, но этот жанр часто требует от зрителей отказа от критического мышления. Конечно, есть определённые типы фильмов в жанре фэнтези, которые люди смотрят, зная, что им придётся отключить мозг, если они хотят получить удовольствие, например, те, которые созданы в первую очередь для того, чтобы рассмешить или развлечь молодую аудиторию. Однако даже самые любимые и отмеченные наградами фильмы в жанре фэнтези не застрахованы от глупых моментов — в этом списке, например, есть несколько примеров из трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Будь то неудобные намёки на политику в мире фэнтези, тревожная природа отношений бессмертных или многочисленные сюжетные дыры, вызванные существованием магии, — в фэнтези-фильмах на самом деле достаточно спорных моментов, которые многие не замечают. Во многих
Оглавление

Фильмы в жанре фэнтези переносят зрителей в потусторонние миры, полные магии, мифических существ, захватывающих приключений и вдохновляющего героизма. Если всё сделано правильно, их приятно смотреть, но этот жанр часто требует от зрителей отказа от критического мышления.

Конечно, есть определённые типы фильмов в жанре фэнтези, которые люди смотрят, зная, что им придётся отключить мозг, если они хотят получить удовольствие, например, те, которые созданы в первую очередь для того, чтобы рассмешить или развлечь молодую аудиторию.

Однако даже самые любимые и отмеченные наградами фильмы в жанре фэнтези не застрахованы от глупых моментов — в этом списке, например, есть несколько примеров из трилогии Питера Джексона «Властелин колец».

Будь то неудобные намёки на политику в мире фэнтези, тревожная природа отношений бессмертных или многочисленные сюжетные дыры, вызванные существованием магии, — в фэнтези-фильмах на самом деле достаточно спорных моментов, которые многие не замечают.

Переход от одной наследственной монархии к другой рассматривается как победа

Во многих фильмах в жанре фэнтези герои должны свергнуть злого короля или королеву, которые правят несправедливо. Дело в том, что люди обычно просто ставят на их место другого монарха, будь то «законный» правитель или тот, кого они считают более достойным по другим причинам.

Недавним примером этого является ремейк «Белоснежки» от Disney с живыми актёрами, в котором Белоснежка играет «хорошую» королеву, возглавляющую восстание против «плохой».

Этот троп, пожалуй, наиболее ярко проявляется в «Властелине колец», трилогии Питера Джексона, основанной на книгах Дж. Р. Р. Толкина.

К концу трилогии Джексона Арагорн, сын Араторна, сменил на троне Денетора, покойного наместника Гондора. Это приветствуется массами, хотя некоторые, в том числе автор «Песни льда и пламени» Джордж Р. Р. Мартин, ставят под сомнение идею о том, что Арагорна просто принимают как «хорошего» короля.

«Править тяжело», — сказал Мартин. «Толкин может сказать, что Арагорн стал королём и правил сто лет, и что он был мудрым и добрым. Но Толкин не задаётся вопросом: какова была налоговая политика Арагорна? Содержал ли он постоянную армию? Что он делал во времена наводнений и голода?»

Чтобы управлять государством, нужно нечто большее, чем быть чистым душой и ловко управляться с клинком, — то, что слишком часто упускают из виду в фильмах-фэнтези. Конечно, это может помочь, но быть хорошим человеком — далеко не единственное, что необходимо для управления.

У Денетора были свои недостатки, но давайте не будем забывать, что он был 26-м правителем Гондора. Королевство выживало на протяжении многих поколений, прежде чем Арагорн решил вернуть себе право первородства, и всё, вероятно, было бы хорошо, если бы не возвращение Саурона.

Злодеи в фэнтези часто оказываются правы, но нам велят не обращать на это внимания

-2

Идея о том, что наследственная монархия каким-то образом является победой над тиранией во многих фильмах-фэнтези, приводит к ещё одной нелепой вещи, которую мы часто игнорируем: у многих злодеев в фильмах-фэнтези на самом деле есть веские аргументы.

Злодей укажет на серьёзный недостаток общества и на проблему того, как сложно с этим бороться. Однако затем в фильме он совершает нехарактерный для него злой поступок, чтобы отвлечь зрителей от его обоснованной критики.

Проблема в том, что во многих популярных фэнтезийных историях герои стремятся вернуть мир к "старым добрым временам". Они стремятся лишь к возвращению вышеупомянутого статус-кво, а не к изменению общества к лучшему.

Во многом это связано с трудами Джозефа Кэмпбелла (который одно время был на пике популярности среди голливудских творцов, но чьи расистские и женоненавистнические взгляды позже были раскритикованы). Его сюжетный шаблон, известный как «Путешествие героя», был использован Джорджем Лукасом в качестве основы для саги «Звёздные войны» и послужил фундаментом для многих других фильмов.

Этот образ злодея встречается не только в традиционных фильмах в жанре фэнтези. Эрик Киллмонгер из «Чёрной пантеры», действие которой происходит в фантастической афрофутуристической стране Ваканда, указывает на то, что чернокожие народы были порабощены и ограблены, и Ваканда отчасти несёт ответственность за то, что не вмешалась.

Но затем он без всякой причины убил свою девушку, просто чтобы напомнить всем, что он на самом деле не хороший парень. Это также можно увидеть в фильме «Хеллбой: Золотая армия», где Хеллбой сражается со злодеем Принцем Нуадой, который справедливо указывает на ужасы, связанные с порабощением людьми фантастических существ.

Пророчества об Избранном укрепляют идею о том, что некоторые люди от природы превосходят других

-3

Пророчество об «Избранном» — это глупая отсылка, которая поразительно часто встречается в фильмах в жанре фэнтези, несмотря на то, что это дешёвый способ рассказать историю.

От таких сериалов, как «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» и «Перси Джексон», до фильмов с участием одного из главных персонажей фэнтези — короля Артура, таких как «Экскалибур» и «Король Артур: Легенда о мече», — этот сюжет широко распространён в жанре.

В этих историях всегда есть какое-нибудь волшебное пророчество, в котором говорится, что герой победит великое зло и спасёт мир. И тут, сюрприз-сюрприз, герой так и делает. Это не только лениво с точки зрения повествования, но и полностью снимает напряжение в истории.

По сути, эти фильмы говорят нам, что некоторые люди рождаются особенными и им суждено стать великими. Все остальные должны подстраиваться под них и поддерживать их. В конечном счёте они добиваются успеха просто потому, что им это суждено.

Главные герои со статусом «Избранного», особенно в фильмах, основанных на подростковых романах, часто начинают как изгои и неудачники. Эта тактика, по идее, позволяет персонажу оставаться симпатичным, когда все начинают преклоняться перед ним.

Но кажется, что чем скорее жанр фэнтези откажется от этого заезженного клише, тем лучше.

Убийство главного злодея необъяснимым образом разрушает всю его империю

-4

Ещё один стереотип, который можно увидеть во многих фильмах в жанре фэнтези, заключается в том, что поражение главного злодея обычно приводит к гибели всей его армии, независимо от того, насколько хорошо она справлялась до этого.

Мы видим это в фильме «Властелин колец: Возвращение короля». В заключительной части трилогии Питера Джексона Фродо и Сэм наконец добираются до горы Роковой, и Саурон терпит поражение, когда Кольцо Всевластия оказывается в огне горы — единственном, что может его уничтожить.

Когда кольцо плавится и башня Саурона рушится, его армия орков и троллей бежит с поля боя, несмотря на то, что они значительно превосходят по численности Арагорна и его поредевшие войска.

Если задуматься об этом на мгновение, то становится ясно, насколько это глупо. Да, Саурон, возможно, был повержен, но его войска всё равно могли бы с относительной лёгкостью прикончить Арагорна и оставшихся в живых бойцов сопротивления, учитывая их численное преимущество.

Тогда они могли бы свободно поставить на его место нового лидера, и «время орков», как выразился Готмог (орк, созданный для того, чтобы втайне подшучивать над Харви Вайнштейном), всё равно могло бы стать реальностью.

«Властелин колец» — далеко не единственное фэнтезийное произведение, в котором это происходит. Будь то внезапная смерть Волан-де-Морта, положившая конец Пожирателям смерти, или смерть императора Палпатина, из-за которой Галактическая империя распалась, — злодеи-солдаты, кажется, необъяснимым образом бегут, как только их лидер испускает дух.

Отношения с участием бессмертных персонажей обычно очень странные

-5

Хотя это распространённый сюжетный ход в фильмах-фэнтези, идея о том, что бессмертные могут вступать в романтические отношения со смертными, имеет довольно тревожные последствия.

Мы понимаем, почему зрителям нравится наблюдать за такими отношениями (мало кто отказался бы, например, от свидания с Арвен из «Властелина колец»), но идея о том, что никто не видит проблемы в таких гигантских возрастных разрывах, довольно глупа, как и представление о том, что люди, ставшие бессмертными в юном возрасте, остаются такими же незрелыми.

Просто взгляните на Эдварда Каллена и Беллу Свон из серии «Сумерки». Белле 17 лет, когда она встречает красивого и задумчивого вампира Эдварда. Да, ему тоже было 17, когда он стал вампиром, но технически ему больше ста лет, и у него было время повзрослеть, в то время как Белла всё ещё обычная старшеклассница.

То же самое можно сказать о дочери Дракулы Мэвис и её партнёре-человеке Джонни из фильмов «Отель Трансильвания». Сюжет первого фильма разворачивается вокруг того, что Мэвис исполняется 18 лет по вампирским меркам, но на самом деле ей 118 лет по человеческим меркам.

Джонни же в первом фильме 29 лет. Она либо слишком стара для него, либо слишком молода — в любом случае это странно.

В жанре фэнтези некоторые расы считаются изначально злыми или неполноценными

-6

У жанра фэнтези непростая история, когда дело доходит до определённого изображения так называемых «злых» рас.

В трилогии Питера Джексона «Властелин колец» якобы заложена идея о том, что «расизм — это плохо»: Братство состоит из представителей разных рас, но, несмотря на первоначальные опасения, они объединяются, чтобы спасти Средиземье.

Поначалу Леголас и Гимли ссорятся, и Гимли заявляет: «Я умру, прежде чем увижу Кольцо в руках эльфа!» Однако к концу они становятся лучшими друзьями, осознав, что у них больше общего, чем различий. Тем не менее некоторые критиковали книги Дж. Р. Р. Толкина за неоднозначные описания врага.

В преддверии выхода фильма Джексона «Властелин колец: Две крепости» в 2002 году Джон Ятт из The Guardian перечитал книгу, на которой он основан.

Он написал: «Две крепости» — это история битвы между Изенгардом и Роханом. В добром углу — всадники Рохана, они же «Белокожие»: «Желты их волосы, и ярки их копья. Их предводитель очень высок». В злом углу — орки Изенгарда: «Мрачная, тёмная банда... смуглые, раскосые» и «тёмные» дикие люди с холмов. Значит, хорошие парни — белые, а плохие — э-э...»

Фильмы Питера Джексона соответствуют книгам в том, что касается темнокожих орков, хотя следует отметить, что сам Толкин при жизни высказывал множество антирасистских взглядов, критикуя антисемитизм нацистов и апартеид в Южной Африке.

-7

В других местах, похоже, в волшебном мире нет проблем с рабством, что является одной из многих сомнительных вещей, которые мы игнорируем во франшизе «Гарри Поттер».

Конечно, речь о домовых эльфах, которые служат волшебным семьям и, по-видимому, получают от этого удовольствие — говорят, что они впадают в депрессию, когда их освобождают, настолько они любят рабство. Добби — редкий пример домового эльфа, который наслаждается свободой.

Даже Гарри в итоге становится рабовладельцем, поскольку Сириус Блэк оставляет ему всё, чем «владеет», включая домового эльфа Кикимера. Не лучший образ для героя.

Почему в волшебном мире существует бедность?

-8

Магия — это, по сути, краеугольный камень фэнтези, то, что объединяет почти все истории в этом жанре. Основное различие между «высоким фэнтези» и «низким фэнтези» заключается в том, насколько часто и помпезно используется магия.

Низкое фэнтези — это что-то вроде франшизы «Горец», действие которой происходит в реальном мире, где единственным реальным магическим элементом является идея бессмертия, в то время как высокое фэнтези — это что-то вроде «Варкрафта», действие которого происходит в другом мире, где заклинания и магические существа являются нормой.

Однако проблема с магией в фильмах в жанре фэнтези, особенно в высоком фэнтези, заключается в том, что заклинания часто приводят к множеству сюжетных дыр, если доводить их до логического предела.

Например, почему во вселенной «Гарри Поттера» существует бедность, если ведьмы и волшебники могут просто волшебным образом создавать практически всё, что им нужно?

Одна из основных причин бедности в нашем мире (в мире маглов, так сказать) — нехватка ресурсов, но большинство проблем маглов не затрагивают ведьм и волшебников, так почему же такие семьи, как Уизли, бедны?

Ведь с помощью заклинания «Удвоение» можно создать точную копию предмета, так что теоретически вам нужен всего лишь один золотой галеон, и вы можете разбогатеть.

Слуги Чудовища жили в качестве неодушевлённых предметов без последствий

-9

Во многих фильмах в жанре фэнтези фигурируют разумные животные, разумные растения и даже разумные неодушевлённые предметы. Пожалуй, самый очевидный пример последнего - "Красавица и чудовище".

Как в классическом анимационном фильме Диснея 1991 года, так и в ремейке 2017 года принц превращается в зверя, а вся его домашняя прислуга становится неодушевленными предметами: его мажордом Когсворт превращается в каминные часы, его лакей Люмьер превращается в канделябр, его главная экономка миссис Поттс становится чайником и так далее.

И это ещё не самое глупое — тот факт, что ни один из этих людей не получил серьёзную психологическую травму из-за того, что годами существовал в качестве случайного предмета домашнего обихода, просто глуп.

Когда проклятие снято и заколдованные предметы снова превращаются в людей, с ними всё в порядке. В анимационном фильме они обнимают принца, а в версии с живыми актёрами Люмьер даже кланяется ему после того, как снова становится человеком, несмотря на то, что они все только что пережили самые страшные пытки, какие только можно себе представить, из-за его эгоизма.

Психологические последствия этого испытания невообразимы. В анимационной версии изначально была песня под названием «Снова люди», в которой слуги поют о том, как сильно они хотят вернуться к своей прежней жизни.

Сообщается, что её вырезали из-за слишком большой продолжительности, но нельзя не задаться вопросом, не связано ли это с тем, что она напоминает зрителям об их бедственном положении.

А какие вещи в фэнтези-фильмах вам кажутся особенно глупыми? Делитесь в комментариях!

Если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)