Найти в Дзене
Ламповый книголюб

Экскурсия в Вимбо. Все о магии озвучки книги

Книжные душеньки, всех приветствую! Сегодня хочу рассказать о своем посещении одного из старейших аудио издательств России — "Вимбо", которое на протяжении 30 лет дарит печатному слову голос. Профессиональный путь издательства начался с озвучивания детских произведений, а сегодня в их списке есть книги самых популярных современных авторов и классиков. Это было невероятным и в каком-то смысле даже волшебным погружением в обитель книги нового формата. Еще в Вимбо произошла знаменательная и долгожданная встреча с Юлией Комаровой (канал БиблиоЮлия). На протяжении нескольких лет мы не могли встретиться вживую. Нас преследовали фантастические несовпадения. Доходило до смешного: на одних и тех же мероприятиях мы мастерски умудрялись не повстречаться друг с другом. В этот день воплотились сразу два моих желания, поэтому одометр эмоций зашкаливал)). Когда любовь к чтению сильна, то интересно все, что с ним связано: от истории материальной книги до всевозможных вариантов ее интерпретаций. Я безу
Оглавление

Книжные душеньки, всех приветствую! Сегодня хочу рассказать о своем посещении одного из старейших аудио издательств России — "Вимбо", которое на протяжении 30 лет дарит печатному слову голос. Профессиональный путь издательства начался с озвучивания детских произведений, а сегодня в их списке есть книги самых популярных современных авторов и классиков.

Это было невероятным и в каком-то смысле даже волшебным погружением в обитель книги нового формата. Еще в Вимбо произошла знаменательная и долгожданная встреча с Юлией Комаровой (канал БиблиоЮлия). На протяжении нескольких лет мы не могли встретиться вживую. Нас преследовали фантастические несовпадения. Доходило до смешного: на одних и тех же мероприятиях мы мастерски умудрялись не повстречаться друг с другом. В этот день воплотились сразу два моих желания, поэтому одометр эмоций зашкаливал)).

Долгожданная первая встреча с Юлей запечатлена на память в стенах замечательного и очень радушного издательства "Вимбо"
Долгожданная первая встреча с Юлей запечатлена на память в стенах замечательного и очень радушного издательства "Вимбо"

Голос книги

Когда любовь к чтению сильна, то интересно все, что с ним связано: от истории материальной книги до всевозможных вариантов ее интерпретаций. Я безумно рада, что мой книжный блог дает возможность соприкоснуться с литературным процессом максимально близко и открывает двери в такие уникальные места, как издательство Вимбо.

Если вы давний читатель моего канала, то наверняка знаете, что с аудиоформатом у меня до недавнего времени были непростые отношения, хотя в детстве обожала слушать пластинки с детскими сказками (я древнее, чем кажется)).

Во взрослом возрасте во время прослушивания книг было сложно не отвлекаться на другие мысли, поэтому эффект от "прочитанного" был сомнительным. Лучше всего аудиокниги заходили во время путешествий на машине. В остальных случаях приходилось переслушивать или отказываться от параллельных дел, а ведь именно это меня и подстегивало перейти на аудио, чтобы успевать больше читать без ущерба домашним заботам. Но все изменила "Саспыга" Карины Шаинян, которую решила по совету коллеги не прочитать, а прослушать в начитке замечательной Виктории Исаковой.

В главной мастерской издательства. Находиться в помещении очень непривычно. Максимально прочувствовала выражение: "давящая тишина".
В главной мастерской издательства. Находиться в помещении очень непривычно. Максимально прочувствовала выражение: "давящая тишина".

Отвлечься на другие мысли было просто невозможно. Игра голосом, звуки, музыка — все это забирало меня в мир алтайской природы, конных прогулок и поиска зверька в пушистых перьях с птичьими лапками. Я с легкостью мысленно отключалась от реального мира, оставаясь в нем только физически.

После этой книги мне стало интересно узнать все про процесс "оживления" текста. Чувствовалось, что это не просто удачное совпадение актера озвучки, романа и музыки. За этим стоит огромная работа, которая привела к такому гипнотическому эффекту.

Григорей Перель начитывает что-то новенькое. В телеграмм-канале выложу видео записи с забавным моментом.
Григорей Перель начитывает что-то новенькое. В телеграмм-канале выложу видео записи с забавным моментом.

Процесс озвучки книги: от записи до платформы

  • Я даже представить себе не могла, что процесс настолько тонкий и трудоемкий. После выбора книги для озвучки следующим этапом становится подбор чтеца, одного или двух. Еще существует формат аудиоспектаклей, яркий пример — роман "Тоннель" Яны Вагнер, состоящий из восьми голосов, который теперь у меня в очереди на прослушивание.
  • Сначала книгу вычитывает редактор, расставляет ударения и исправляет ошибки. Да, даже после хорошей редактуры все равно находится много опечаток и ошибок, которые потом передаются издательствам для исправления. После этого книга со всеми пометками отправляется актеру озвучки для подготовки. Но есть исключение из правил — Григорий Перель. Ему разрешается не читать полностью книгу до начала работы. Профессионалу можно прожить историю, как читателю.
  • Помимо профессиональных чтецов, с Вимбо сотрудничают многое известные актеры театра и кино. На фото можно увидеть стену с фотографиями всех, кто записывался в их студии: Константин Хабенский, Егор Бероев, Виктор Сухоруков, Ирина Муравьева, Ольга Будина, Владислав Галкин, Ефим Шифрин, Валентин Гафт, Константин Райкин и многие другие.
  • По возможности, на первые записи приглашается автор, чтобы убедиться попадает ли актер озвучки в ритм, передает ли характеры персонажей и т. д. Это все подробно обсуждается с редактором и чтецом. Писатели, которые присутствуют на записи своего детища, часто не могут сдержать эмоции радости. Искренне верю, что мало какой автор сможет остаться равнодушным, когда его материальная книга обретает голос.
  • Мне посчастливилось поприсутствовать на записи одного из самых популярных чтецов Вимбо — Григория Переля, а в перерыве даже с ним сфотографироваться. Стать свидетелем второго рождения книги, или, точнее, ее перерождения — дорогого стоит. После экскурсии три дня слушала очередную книгу моего любимого Ричарда Руссо "Дураки все" в его начитке, и это чудо как хорошо. Кстати, первую книгу трилогии ("Дураков нет") начитывает Алексей Багдасаров — еще один любимый мужской голос. Мурк!))
Ламповый книголюб с распрекрасным Григорием Перелем 😊
Ламповый книголюб с распрекрасным Григорием Перелем 😊
  • Условия работы актера озвучки в каком-то смысле можно назвать экстремальными. Он сидит в забаррикадированной студии, связь с миром - только через маленькое окошко. Даже при открытой двери, внутри комнаты сразу возникает ощущение давящей тишины, будто находишься в вакууме. Люди, склонные к клаустрофобии, точно не смогут там находиться. В закрытой студии запас кислорода ограничен, поэтому приходится делать перерывы каждые 40 минут для запуска воздуха в студию, отдыха чтеца и режиссера по звуку, который параллельно слушает начитку и вносит необходимые коррективы прямо в процессе записи. Профессиональный чтец часто сам понимает, где нужно перезаписать, но многое слышно только со стороны, поэтому без помощи звукорежиссера никак не обойтись. Концентрация внимания во время записи должна быть максимальной, долго в таком состоянии находиться невозможно, поэтому перерывы обязательны.
  • Много забавных ситуаций происходило во время записей в студии, которые привели к таким табу: запись в кожаных штанах, с салфеткой в руках, с урчанием в животе (в записи оно похоже на слив воды по водосточным трубам), но это правда решается подушкой на живот чтецу или записью в положении стоя и т. д. Какие-то записи можно реставрировать, чему я была очень удивлена. Оказывается, с записи возможно удалять посторонние звуки, но далеко не все. Сложная и кропотливая работа.
Рабочий стол звукорежессера
Рабочий стол звукорежессера
  • После окончания работы чтеца запись передается монтажеру, затем звукорежиссер еще раз отслушивает всю книгу и готовит очередные правки с оговорками, задвоениями фрагментов текста и т. п.
  • Когда запись доведена до идеального состояния (прослушана и перепрослушана энное количество раз), то наступает черед работы композитора, который тоже обязательно должен полностью прослушать книгу и только после этого приступить к сочинению для нее музыкального сопровождения и добавлению других звуковых эффектов.

Это если вкратце об озвучке книги. Прибавьте к этому договорной отдел, который должен закрыть все юридические вопросы, и человека, составляющего расписание записей с актерами, занятыми и днем и ночью. Теперь вы можете примерно представить, сколько людей задействовано в подготовке одной книги и сколько раз она прослушана до появления на платформах. В подготовке к печатной версии работы тоже немало, но, как мне кажется, в озвучке больше работы, требующей колоссального внимания к деталям и напряжения. Возможно, я ошибаюсь, это лишь мое субъективное мнение. Тем более я все еще прибываю в восторге от всего услышанного и увиденного. Весь процесс произвел на меня сильнейшее впечатление.

Вторая студия для записи. Тоже удалост понаблюдать за рабочим процессом.
Вторая студия для записи. Тоже удалост понаблюдать за рабочим процессом.

Большое спасибо издательству "Вимбо" за посвящение в таинство создания аудиокниги, за знакомство с замечательной и слаженной командой, которая стремится дать своему слушателю лучшее качество, а это всегда чувствуется (как, например, с "Саспыгой") , за возможность побывать во всех уголках студии, ко всему прикоснуться и стать свидетелем записи новой книги, а точнее даже двух. Благодаря такому формату наконец смогу вернуться к былым показателям прочитанного и более эффективно справляться с домашними заботами и физическими тренировками.

Как относитесь к аудио книгам? Есть любимые чтицы?)

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.