На протяжении нескольких дней была полностью погружена в книжную новинку, которая в этом году успела всколыхнуть литературный мир. Три тиража разлетелись в миг, аудиоверсия в начитке Виктории Исаковой тоже пользуется высоким спросом. И все это связано с новым романом Карины Шаинян "Саспыга" (ударение на последний слог).
"Саспыга" — уникальный жанровый коктейль из мистики, психологического хоррора, магического реализма и философской прозы. Все сбалансированно, чувственно, образно, морочно и ярко. Это вкусно!
Искренне считаю, что я вытянула лотерейный билет, выбрав аудиоверсию книги. Спасибо большое коллеге за рекомендацию. Во-первых, Исакова превосходно читает, во-вторых, ее голос очень подходит главной героине, от лица которой идет повествование, а в-третьих, периодичная гулкость ее голоса с добавлением гипнотической с шаманскими мотивами музыки переносили меня в какое-то иное пространство. Пространство, где...
...передо мной распахивается огромный хрустальный объем воздуха, золотистого от идущего к вечеру солнца, зыбкое светящееся пространство между близким небом и оранжевыми от жарков полянами, черные кубы кедров, серые грани осыпей, блеклая плоскость плато, разбитая бурыми зубьями За́мков. Холодный ветер с перевала дотрагивается до лица, и я — как всегда здесь — сначала забываю дышать, а потом вспоминаю, как дышать на самом деле, по-настоящему.
Я переболела этим романом на всех возможных уровнях, поэтому данный обзор будет нестандартным и со спойлерами, потому что иначе понятия не имею как об этой книге рассказывать, а мне очень надо о ней рассказать. Роман вызвал массу эмоций и столько же вопросов, которые удалось задать автору и в целом обсудить историю, язык и все образы на литературном вечере. Огромная потребность структурировать все свои мысли и поделиться ими с вами.
"Саспыга" внесла полный раздрай в мое психологическое и душевное состояние. Беспощадно ломала все мои логические цепочки (как оказалось не только мои) на каждом новом сюжетном повороте. В общем, хочется рассказать обо всем, что успело накопиться и перевариться во время и после знакомства с этой книгой.
Алтай, Ася, Катя и саспыга
Действие разворачивается в Алтае, где группа туристов отправляется в конный поход. Вдруг в группе недосчитываются туристки. На поиски неприспособленной к горам Аси отправляется повар Катя. Она быстро находит ее, но оказывается, Ася не хочет возвращаться и осознанно отстала от группы. Катя понимает, что эта ненормальная не выживет в тайге и умрет мучительной смертью либо от голода, либо от холода.
Уговорам Ася не поддается и медленно уводит Катю в сторону перевала. Их путешествие продолжается, но уже совершенно в другой реальности, а может и не в ней вовсе... Там мертвые кони помогают совершить переход в другое пространство, там появляется телефон со связью, кукла из детства, которая дает возможность выговориться, Ленчик с мясом и... стойкое ощущение появления... саспыги. Мир, в который попадают героини, — пограничное пространство между жизнью и смертью (или посмертия, или место местных сил). Шаинян очень умело размывает эти границы. Это пространство полно зыбкости, странных существ и незримого присутствия чего-то с птичьими лапками, шуршащими по осыпи. Процесс чтения (прослушивание) для меня был как морок, сон, яркая фантазия, которую я так отчетливо себе представляла, настолько было сильным погружение. Мурашки бегали по коже, немного холодя ее выходящим страхом. Ох, как мне было "вкусно" находиться в этой истории.
...чужое присутствие за спиной исчезает наконец-то облизываю испачканные пальцы так вкусно почему так вкусно лижу пальцы почти кусаю проснись не надо проснись...
Кто такая саспыга?
Саспыга — это мистический зверь, мясо которого избавляет от всех бед и пустоты. Это образ всепоглощающего отчаяния, которое притягивает к себе, заманивает и почти не оставляет шансов выбраться, а точнее не обратиться в нее. Она пребывает на границе миров и постоянно лезет в наш мир, слегка сводя с ума людей. Рядом с ней начинаются галлюцинации, многие забывают зачем пришли и т. д. Каждая саспыга — это человек, который в последней вспышке отчаяния превращается в мистическое существо. Аромат всего, от чего он отказался, всего не сбывшегося с ним, настолько силен, что люди не могут удержать и гонятся за ним, мечтая вкусить плоть и кровь.
...лапки лапки шуршат по осыпи четыре птичьи лапки несут круглое в пушистых перьях тело из дыры в боку толчками выплескивается черная кровь не ходи следом не смотри выше не смотри в лицо не надо...
Отсюда вытекает главная не тема, а боль книги — одновременное чувство опустошенности и желания спастись, которое разделяют между собой Катя и Ася. Возможно, иногда спасение приходит из самого отчаяния, когда другого выхода нет. Мне кажется, что встреча Кате с Асей была предопределена. Кати когда-то давно удалось справиться со своим отчаяние, и возможно за это алтайские силы решили поиграть с ней (недообращенной), дразня ее перышками на Асином теле, но боюсь, что они сами не ожидали к какому это приведет всех финалу: "Саспыгу можно не есть".
На протяжении всей книги чувствуется чье-то невидимое наблюдение. Даже когда саспыгa не появляется, ее присутствие ощущалось физически, и ты уже ждешь, когда же автор снова даст эту эмоциональную наживку в виде птичьих лапок, на которую я с радостью попадусь, чтобы еще побыть в этом сне и ощутить эти будоражащие чувства ужаса и надежды. Это вторая тема для размышления в книге: слияния со страхом.
Язык и структура текста
Фуф! Вроде с эмоциями все, но это не точно!)) Отдельно хочется рассказать о самой форме. У Шаинян удивительный язык, который по словам ведущего литературного вечера превосходит Набокова по лексической наполненности. Он провел проверку текста с помощью специальной программы. В это сложно поверить, но то, что автор пишет с редкой для современной прозы филигранностью, это неоспоримый факт. Ее язык гипнотический, местами избыточно декоративный, в самом хорошем смысле, переносящий в Алтай со всеми его невероятными цветами, запахами и звуками. Все это передано с такой детализацией, что кажется, будто сам находишься там. Это завораживает и одновременно пугает.
После этой книги хочется тут же отправиться в эти места, которые, к слову сказать, существуют на самом деле. Более того, такая изобразительность и образность у автора неспроста. Карина является инструктором тех самых конных походов по описанным местам. Она влюблена в лошадей и в природу Алтая. Поэтому отправиться в гипнотический трип по тайге вместе с писателем — это вполне реальная возможность, о которой я уже на протяжении недели плотно думаю и прикидываю шансы на ее реализацию. А такие цитаты нейтрализуют сомнения и усиливают решимость:
Мы уводим людей в иной мир, а потом возвращаем, и, если всё получилось как надо, возвращаем немного другими. Но, может быть, некоторые — редко, к счастью, очень редко, меняются настолько, что уже не могут вернуться.
Немаловажным фактором является время, которого, как всегда, мало. К сожалению, цивилизация наступает со всех сторон, и скоро этого погружения и переключки может просто не быть. Вертолеты, квадроциклы, застройка и даже появление связи нейтрализует весь эффект погружения. Даже местные цветочки, которые растут только в этих местах находятся под угрозой, потому что за последние несколько лет начали появляться одуванчики, которые тут точно нежданные гости, вытесняющие местных жильцов.
Еще любопытный авторский ход — перед каждой главой вставлены три факта о выживании в тайге или об Асе, которые моментально переносят в новую реальность и работают, как на сеансе гипноза: на счет "три" вы уснете и проснетесь...
...когда холодный воздух, который спускается с гор в сумерках, несет запахи цветов и крови, мяса и трав, металла и тления. Когда воздух густеет от сладкого дыхания саспыги.
Еще в тексте регулярно встречаются яркие эмоциональные вспышки: переживания, наваждения или видения. Они будоражили, вызывая почти физическую реакцию: холодок по спине, тревогу, желание оглянуться. Это своего рода кровеносная система этой книги, которая лихо подключается к читательской и передает что-то очень личное, скрытное, пугающее и одновременно дающее надежду и освобождение.
Эта история без сомнения войдет в личный ТОП-книг этого года. Самое удивительное ждало меня после прочтения книги. Я неожиданно поняла, что мне необходимо заполучить ее в бумажном варианте и еще раз прочесть самой и обязательно вслух. Хочу сама просмаковать каждое слово. Хочу, чтобы мне было вкусно!