Найти в Дзене
Steinvard

Выжила при падении самолёта и провела 10 дней в джунглях. История 17-летней Юлианы Кёпке

Оглавление
Юлиана Кёпке после спасения / Кадр из документального фильма «Крылья надежды» 1998 года режиссёра Вернера Херцога
Юлиана Кёпке после спасения / Кадр из документального фильма «Крылья надежды» 1998 года режиссёра Вернера Херцога

Каковы шансы у 17-летней школьницы пережить крушение самолёта в амазонские джунгли и в одиночку провести там 10 дней практически без еды и какой-либо помощи? В 1971 году произошёл именно такой случай, доказавший, что даже настолько маловероятные истории выживания время от времени становятся реальными.

Героиня этой невероятной истории — Юлиана Кёпке — единственная дочь немецких зоологов, которые познакомились ещё будучи студентами Кильского университета. Завершив учёбу, в 1950 году они переехали из Германии в Перу, где поженились и изучали местную дикую природу.

Неудачный выбор

Маршрут полёта / Urutseg / NNW / Wikimedia / CC BY-SA 3.0
Маршрут полёта / Urutseg / NNW / Wikimedia / CC BY-SA 3.0

24 декабря 1971 года, когда у школьников уже начались рождественские каникулы, Юлиана вместе со своей матерью сели на борт пассажирского авиалайнера в перуанском городе Лима и отправились в другой перуанский город Пукальпа, где в то время находился и работал отец Юлианы. Семья планировала провести рождество вместе.

Поскольку перелёт должен был произойти в канун Рождества, все рейсы оказались забронированы, кроме одного рейса небольшой перуанской авиакомпании LANSA с сомнительной репутацией. Эта авиакомпания существовала всего 8 лет, но за это время уже два её самолёта потерпели крушение, и в обоих случаях это произошло по вине экипажа. Тем не менее, мать Юлианы всё же сделала выбор в пользу единственного доступного варианта, несмотря на предостережение своего мужа.

Несчастный случай в воздухе

Пассажирский самолёт Lockheed L-188 Electra / Clinton Groves / Wikimedia
Пассажирский самолёт Lockheed L-188 Electra / Clinton Groves / Wikimedia

Примерно в 12:00 по местному времени турбовинтовой самолёт Lockheed L-188A Electra авиакомпании LANSA взлетел, успешно набрал высоту и направился через горы в Пукальпу, где должен был приземлиться уже в 12:47. Начало полёта проходило нормально, но примерно через 25 минут, когда лайнер пересёк горы, на пути следования экипаж увидел грозовые облака и принял непозволительно рискованное решение лететь напрямик, чтобы не тратить дополнительное время на облёт этого погодного явления и прибыть в пункт назначения вовремя.

Судя по всему, пилоты переоценили свой опыт и недооценили силу грозы. Позже будет установлено, что причиной катастрофы стало именно это ошибочное решение. Из-за входа в грозовые облака всё вокруг самолёта потемнело, будто наступила ночь, а также возникла сильная турбулентность, которая вызвала серьёзную тряску и падение вещей пассажиров с полок. По воспоминаниям Юлианы, у некоторых пассажиров даже началась паника. Возможно, этим всё и закончилось бы, но ровно в 12:36 в правое крыло самолёта ударила молния.

Удар пришёлся в то место, где располагались двигатель и топливный бак, тем самым вызвав воспламенение находящегося в нём керосина. Далее последовал взрыв топлива, который разрушил правое крыло, вследствие чего самолёт тут же вышел из-под контроля и перешёл в штопор. Из-за возникших сильнейших перегрузок авиалайнер начал разрушаться в воздухе. Героиня этой истории находилась в своём пассажирском кресле и была пристёгнута, поэтому её выкинуло из салона вместе с креслом.

Падение с небес

Тропический лес Амазонии / Dallas Krentzel / Flickr / CC BY 2.0
Тропический лес Амазонии / Dallas Krentzel / Flickr / CC BY 2.0

Падение девушки началось на высоте около 3000 метров и завершилось где-то в амазонских джунглях. В результате падения с такой высоты Юлиана получила различные травмы, но девушке крупно повезло: все они не были тяжёлыми. Поэтому она сохранила возможность свободно передвигаться, что и определило дальнейшее выживание Юлианы в условиях дикой природы в течение довольно длительного времени.

Само собой, приземление не было мягким. Девушка потеряла сознание, а очнулась только в 9 утра следующего дня. Установить время удалось по её наручным часам, которые продолжали работать. Подняться сразу у Юлианы не получилось, потому что первое время она постоянно теряла сознание. Но как только девушка окончательно пришла в себя, первым делом она попробовала найти других пассажиров или членов экипажа, но тщетно. Тогда она ещё не знала, что окажется единственной выжившей.

Но каким образом 17-летняя девушка вообще пережила падение со столь большой высоты и избежала серьёзных последствий для своего здоровья? Эксперты сходятся во мнении, что это случилось только благодаря уникальному стечению обстоятельств. В первую очередь, удар о землю был смягчён густым тропическим лесом с его плотной растительностью, в которую Юлиане посчастливилось попасть при приземлении. Также скорость падения могла быть замедлена восходящими воздушными потоками от грозы. И, само собой, девушке повезло, что она не только была пристёгнута, но и не вылетела из своего кресла во время падения.

А где спасатели?

Тропический лес Амазонии / Ibamagov / Wikimedia / Flickr / CC BY 2.0
Тропический лес Амазонии / Ibamagov / Wikimedia / Flickr / CC BY 2.0

Поскольку ещё 24 декабря в запланированные 12:47 авиарейс так и не прибыл в пункт назначения, а какие-либо сообщения от экипажа отсутствовали, вскоре начались поисково-спасательные работы. Однако трудность поисков заключалась в том, что обломки самолёта оказались скрыты густой растительностью джунглей, не оставив следов своего падения в виде поломанных деревьев. А возникшие небольшие пожары оказались быстро потушены идущим ливнем.

К тому же сразу не было известно, где именно самолёт потерпел крушение. Ситуация с исчезновением самолёта была настолько туманной, что даже возникла версия, по которой самолёт так и вовсе не пересёк гор на своём пути, врезавшись в них. То есть зона поиска была слишком большой, чтобы можно было сразу прибыть в район крушения. Да и территория, по которой разбросало обломки, составила 30 километров в диаметре.

Первые дни в джунглях

Тропический лес Амазонии / Jay / Flickr / CC BY 2.0
Тропический лес Амазонии / Jay / Flickr / CC BY 2.0

На восстановление после падения Юлиане потребовалось несколько дней, в течение которых она ввиду своего состояния не могла предпринимать какие-либо действия. Когда самочувствие девушки стабилизировалось, а поиск других выживших не увенчался успехом, Юлиана приняла решение не дожидаться спасателей и отправиться на поиски людей. И хотя Юлиана слышала и даже видела периодически пролетающие над лесом спасательные самолёты, она понимала, что с воздуха её не видно из-за густой тропической растительности, а привлечь внимание было нечем. К тому же к этому времени уже прошло несколько дней, в течение которых спасатели к Юлиане так и не прибыли.

Героиня этой истории находилась в крайне сложной ситуации. У девушки не было еды, какие-либо вещи и приспособления для выживания тоже отсутствовали, а из одежды на Юлиане было лишь короткое платье из тонкой ткани. Из обуви осталась только одна сандалия, очки тоже слетели ещё во время падения. Но также у Юлианы отсутствовал страх, потому что у неё были необходимые знания и навыки выживания в дикой природе, полученные от отца. Девушка часто ходила со своими родителями по местным джунглям, провела там много времени и потому понимала, что нужно делать и как себя вести, чтобы выжить.

Непростое путешествие

Тропический лес Амазонии / CREES-MANU / Wikimedia / CC BY 3.0
Тропический лес Амазонии / CREES-MANU / Wikimedia / CC BY 3.0

Перед тем как Юлиана отправилась на поиски людей, из еды ей удалось найти только небольшой пакетик с конфетами, принадлежащий кому-то из пассажиров. Эти сладости удалось растянуть всего на несколько дней. Также в районе крушения Юлиана нашла пирог, но так как он оказался смешан с грязью, девушка решила его не брать. Единственную сандалию Юлиана оставила надетой из-за того, что это давало ей хоть какое-то чувство защищённости, несмотря на отсутствие удобства.

28 декабря, на пятый день пребывания в джунглях, девушка услышала шум ручья. Из уроков отца она знала, что ручей должен впадать в реку, на берегу которой можно встретить поселения. Поэтому Юлиана направилась вниз по течению, перемещаясь по дну ручья, потому что идти по неглубокому ручью куда проще, чем пробираться по труднопроходимым джунглям.

Ночевать приходилось под открытым небом, но спать практически не удавалось из-за частых дождей, которые могли идти всю ночь — это был сезон дождей. Импровизированное одеяло из нескольких больших тропических листьев не спасало от капель, постоянно бьющих по телу и не дающих уснуть. А когда дождя не было, спать мешали комары.

31 декабря, на восьмой день пребывания в джунглях, Юлиана дошла до места, где ручей впадает в реку, и продолжила своё путешествие, иногда перемещаясь по течению вплавь. Для прощупывания дна на пути своего следования девушка использовала обыкновенную палку. Время от времени Юлиане встречались различные представители местной фауны, но девушка знала, что не все они опасны для человека. На тот момент Юлиану больше всего беспокоили не дикие животные, а рана на правой руке, которую было необходимо обработать надлежащим образом, но такая возможность отсутствовала.

Шум от периодически пролетающей над джунглями спасательной авиации в какой-то момент прекратился. Платье на девушке к этому времени сильно изорвалось. А отсутствие еды компенсировалось тем, что девушка пила много воды, чтобы заполнить желудок хоть чем-то. Благо, что с пресной водой в джунглях во время сезона дождей полный порядок.

Лесная хижина и спасение

Иллюстрация того, как примерно могла выглядеть найденная хижина / Laurentiu Morariu / Unsplash
Иллюстрация того, как примерно могла выглядеть найденная хижина / Laurentiu Morariu / Unsplash

3 января, на одиннадцатый день пребывания в джунглях, Юлиана набрела на лодку, привязанную к берегу. За всё время путешествия это был первый атрибут цивилизации, который повстречался девушке, не считая обломков самолёта и немногочисленных выпавших из него вещей. Рядом с пришвартованной лодкой была проложена тропинка, ведущая вверх по склону к небольшой хижине, построенной из листьев и веток. Провести ночь было решено именно здесь, на земляном полу хижины.

Утром 4 января наконец произошла первая встреча Юлианы с другими людьми: в хижине в сильно ослабленном состоянии её обнаружили несколько жителей местной деревни. Они оказали девушке первую помощь, накормили и отвезли в свою деревню, после чего Юлиана была доставлена в больницу. Вскоре героиня этой истории впервые за долгое время встретилась со своим отцом.

Юлиана Кёпке после спасения / Фото с сайта Listal.com
Юлиана Кёпке после спасения / Фото с сайта Listal.com

Если считать количество полных дней, проведённых девушкой в джунглях в полном одиночестве, то с полудня 24 декабря по утро 4 января прошло десять дней, немного не дотянув до одиннадцати. Если бы не местные жители, нашедшие девушку, то она могла бы продолжить своё путешествие вниз по течению реки с неизвестным для себя исходом. Но всё обошлось.

Место падения самолёта удалось обнаружить только благодаря показаниям Юлианы. Таким образом, останься девушка на месте своего падения, она могла бы так и не дождаться спасения. Что касается авиакомпании LANSA, которая осуществила этот злополучный рейс, вскоре у неё забрали лицензию.

После спасения

Юлиана Кёпке в 2019 году на церемонии награждения за достижения в научной деятельности / Министерство иностранных дел Перу / Flickr / CC BY-SA 2.0
Юлиана Кёпке в 2019 году на церемонии награждения за достижения в научной деятельности / Министерство иностранных дел Перу / Flickr / CC BY-SA 2.0

Спустя некоторое время Юлиана со своим отцом переехали в Германию, где девушка полностью восстановилась от полученных травм. Она пошла по стопам своих родителей, став изучать биологию в немецком университете, а после обучения героиня этой истории вернулась в Перу, где занималась исследованиями млекопитающих в местных джунглях.

Жизнь у Юлианы Кёпке сложилась достаточно хорошо. Она стала известным в своих кругах специалистом по зоологии и биологии, побывала директором исследовательской станции в перуанских лесах и заняла пост библиотекаря в Баварской государственной зоологической коллекции, а также написала автобиографическую книгу об истории своего спасения. Более того, далеко не про каждого человека есть статья в Википедии, да ещё и на 27 языках.

Юлиана Кёпке и режиссёр Вернер Херцог во время съёмок документального фильма «Крылья надежды» 1998 года / Werner Herzog Film / Deutsche Kinemathek
Юлиана Кёпке и режиссёр Вернер Херцог во время съёмок документального фильма «Крылья надежды» 1998 года / Werner Herzog Film / Deutsche Kinemathek

Поскольку эта история хорошо задокументирована, по её мотивам были сняты один художественный и два документальных фильма, в одном из которых Юлиана уже во взрослом возрасте снова побывала на месте авиакатастрофы, но уже не в одиночку и будучи полностью подготовленной, таким образом вернувшись туда, где она когда-то повстречалась лицом к лицу с самым опасным событием в её жизни.