Найти в Дзене

Михаил Васильевич Ломоносов: человек, опередивший своё время

Оглавление
https://i.bigenc.ru/resizer/resize?sign=I_G7709VPtK4mJRMLrk0Vw&filename=vault/81040d4962988057418205e91a84e972.webp&width=3840
https://i.bigenc.ru/resizer/resize?sign=I_G7709VPtK4mJRMLrk0Vw&filename=vault/81040d4962988057418205e91a84e972.webp&width=3840

Имя Михаила Васильевича Ломоносова знакомо каждому школьнику — но кто он был на самом деле? Гениальный учёный, страстный просветитель, основатель университетов и первый экономист России — или всё это вместе? Попробуем воссоздать живой образ великого сына России, чья судьба и дела стали отражением эпохи Петра Великого и Екатерины II.

Северный старт

Будущий «русский Архимед» родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Денисовка Архангельской губернии. Он вырос в семье крестьянина-помора и с детства тянулся к знаниям, и в этом — один из первых его подвигов. В 14 лет он уже штудировал «Арифметику» Магницкого и грамматику Смотрицкого — редкости по тем временам. В декабре 1730 года, обманув караульных, юноша пешком отправился в Москву. Он шёл к знаниям — буквально.

Поступив в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов оказался в суровых условиях: нищета, голод, постоянная угроза быть отчисленным. Но выдержал. «Имел я один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу... Таким образом жил я пять лет и наук не оставил», — вспоминал он позже.

Европейская школа

Ломоносов оказался в числе лучших студентов. В 1736 году он был направлен в Петербургскую академию наук, а затем за границу — в Марбург, где учился у христианского философа Вольфа. Здесь он проявил не только склонность к естественным наукам, но и самостоятельно изучал гуманитарные дисциплины. Позже — ещё три года учебы у химика Иоганна Генкеля во Фрейбурге.

Вернувшись в Россию в 1741 году, он становится профессором химии и первым русским академиком Петербургской академии наук. Уже в этом статусе он не только занимался исследованиями, но и вступил в борьбу за национальное научное достоинство. Ломоносов требовал самостоятельности русской науки, свободной от диктата иностранных авторитетов.

Университет для всех

Просветительство стало одной из ключевых миссий Ломоносова. Он мечтал о таком университете, куда могли бы поступить не только дворяне, но и талантливые выходцы из народа. В 1755 году — благодаря его усилиям и поддержке графа Ивана Шувалова — был открыт Московский университет. Это был прорыв. Образование стало доступным не по происхождению, а по способностям.

Ломоносов как экономист и государственник

Мало кто знает, что Ломоносов был не только физиком и химиком, но и блестящим экономистом. Его взгляды близки к меркантилистам: он считал необходимым развивать как внутреннюю, так и внешнюю торговлю, активно использовать ресурсы страны, поддерживать отечественное производство, защищать его пошлинами от иностранной конкуренции.

В 1755 году он предложил исследовать морской путь в Индию через Северный Ледовитый и Тихий океаны. Ломоносов составил научное обоснование проекта, учёл географические, этнографические, финансовые и логистические аспекты. В результате была организована экспедиция Чичагова — первая серьёзная попытка России овладеть Северным морским путём.

Географ России

С 1758 года Ломоносов руководил Географическим департаментом Академии наук. Он задумал новый атлас Российской империи, основанный не на догадках и слухах, а на точных статистических данных. Для этого он создал анкету из 30 вопросов, которая охватывала географические, экономические и этнографические аспекты жизни губерний. Анкеты были разосланы по всей стране.

Это была первая в России попытка создания системы сбора и анализа данных о хозяйстве и географии в масштабах всей империи. Материалы обрабатывались почти десять лет, часть из них была опубликована только после смерти учёного.

Первый экономико-географ

Ломоносов не просто описывал страну, он пытался анализировать её устройство. Именно он ввёл в обиход понятие «описательное государствоведение», которое сегодня соответствует экономической статистике. Он стремился выявить закономерности между природными условиями и развитием производства, торговли, транспорта.

Свою работу он хотел обобщить в «Экономическом лексиконе российских продуктов» — своего рода энциклопедии, где были бы представлены сведения о продуктах земледелия, ремесел, торговли, их распространении по регионам. Это был первый шаг к созданию продуктово-территориального баланса — системы, с которой работает современная экономическая география.

Публицист и реформатор

Не ограничиваясь академической работой, Ломоносов писал статьи, выступал с предложениями по улучшению положения крестьян и ремесленников. Его письмо к И. И. Шувалову от 1 ноября 1761 года содержит программу реформ:

  • улучшение демографической ситуации,
  • отмена ранних и насильственных браков,
  • медицинская реформа,
  • изменение календаря постов,
  • создание приютов для внебрачных детей.

Он утверждал, что именно здоровье, численность и благосостояние народа — главный источник могущества государства. Эта идея, революционная для XVIII века, не потеряла актуальности и сегодня.

Газета как инструмент развития

Осознавая необходимость информационного обеспечения экономики, Ломоносов предложил издавать внутренние «Российские ведомости» — печатный орган, в котором сообщались бы сведения о состоянии торговли, производства, урожаях. Это был прообраз современной деловой прессы и рыночной аналитики. Такой подход стал бы необходимым звеном между производителями, государством и торговцами.

Земское домостроительство: забытый проект

В последние годы жизни Ломоносов разработал проект создания государственной коллегии сельского хозяйства. Она должна была заниматься распространением аграрных знаний, развитием земледелия и скотоводства, улучшением пород скота и культур. Эта идея была воплощена — хотя и после его смерти — в виде создания Вольного экономического общества в 1765 году.

Итог жизни

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен он в Александро-Невской лавре в Петербурге. Его научное наследие насчитывает труды по физике, химии, металлургии, географии, экономике, истории, филологии, поэзии, педагогике, публицистике. Но главное — он стал воплощением идеи, что наука должна служить государству, народу и будущему.

Постскриптум

История Ломоносова — это история того, как один человек, обладая страстью к знаниям и неиссякаемой энергией, способен изменить свою страну. Его жизнь — это не только путь от крестьянской избы до профессорского кресла, но и путь всей России от традиционного общества к просвещённому государству. В этом — его гениальность. В этом — его бессмертие.