Найти в Дзене
VITA NUOVA

ИНКВИЗИЦИЯ ВЕЛИКАЯ И УЖАСНАЯ. КАК ЭТО ВСЕ РАБОТАЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?

Оглавление

О это прекрасное слово «инквизиция»!

Сколько образов кроется за ним, сколько ассоциаций оно вызывает! И каких!

Рыжие красавицы, чьи пламенные кудри так сообразны огням костров. Благородные ученые мужи, травимые и гибнущие в борьбе светлого разума против страшного средневекового мракобесия. Страшные мастера заплечных дел, у которых всегда есть в запасе испанский сапожок для тех, кто кается в своих грехах недостаточно ретиво. Черная тайная полиция Святого Престола, зорко блюдущая интересы римского наместника Христа.

Красота и благодать!

Конечно, на деле все обстояло совсем не так лихо и весело. Впрочем лихо и весело все равно было, но чуть-чуть по-другому.

На примере конкретных кейсов инквизиторских дел, дошедших до нас, мы с вами посмотрим на то, как в реальности функционировала эта удивительная организация.

Картина Франсиско Гойи «Сцена инквизиции» ок. 1810 г.
Картина Франсиско Гойи «Сцена инквизиции» ок. 1810 г.

ИНКВИЗИЦИЯ И КОЛДОВСТВО

Широко распространено мнение о том, что католические инквизиторы все средневековье без устали и пощады люто жгли ведьм и колдунов. Мнение это не совсем верное, как мне представляется.

До конца XV века (а инквизиция возникает в начале XIII века) инквизиторы вменением обвинений специфически в магии масштабно не занимаются.

Фото для иллюстрации. Источник: https://pin.it/4cuCntfRz
Фото для иллюстрации. Источник: https://pin.it/4cuCntfRz

Магические мотивы если и встречаются в инквизиторских процессах, то в более широком еретическом контексте, как практика уже случившегося вероотступничества и прямого поклонения дьяволу, как то было, например, в делах против тамплиеров в начале XIV века.

Однако-с, в 1484-ом году Папа Иннокентий VIII издает буллу, которая:

1. Признает ведьм и колдунов объективным фактом (вопреки кажимости, объективное наличие магии как таковой было далеко не очевидным для средневековых теологов).

2. Объявляет ведьм и колдунов еретиками, то есть злом и врагами Христа.

3. Выдает инквизиторам специальные полномочия на борьбу с ведьмовством.

Папа Иннокентий VIII. Источник: https://pin.it/5BGrCWstd
Папа Иннокентий VIII. Источник: https://pin.it/5BGrCWstd

С этого момента инквизиция начинает принимать участие в увлекательном спорте под названием «охота на ведьм». Обратите внимание — знаменитая испанская инквизиция в этом процессе активного участия не принимает, отличились тут в основном немцы. Впрочем, у их испанских коллег своя борьба — с евреями.

ИНКВИЗИЦИЯ И ОХОТА НА ВЕДЬМ

Пик охоты на ведьм приходится на период с 1560 по 1720 годы. То есть это уже не мракобесное средневековье, а вполне просвещенное Новое время. И, что немаловажно, в этом процессе активнейшее участие принимают жители протестантских стран и земель, к которым инквизиция не имеет никакого отношения и где ведьмовские процессы ведут светские суды (в худшем случаи суды Линча). Более того, самые известные процессы против ведьм, например, процесс над ведьмами Салема или процесс над ведьмами Варбойса, проводили именно протестанты.

Таким образом, этот прекрасный сюжет о средневековых инквизиторах как авторов охоты на ведьм, так здорово изображенный в фильме «Монти Пайтон. В поисках священного Грааля», не слишком достоверен. На ведьм они, конечно, охотились. Но отнюдь не только католические инквизиторы и не совсем в Средние века.

Кадр из к/ф ««Монти Пайтон. В поисках священного Грааля» (1975), реж. Терри Гиллиам, Терри Джонс. Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/24430/foto/1189984/
Кадр из к/ф ««Монти Пайтон. В поисках священного Грааля» (1975), реж. Терри Гиллиам, Терри Джонс. Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/24430/foto/1189984/

За общие 400 лет, с условного 1400 по условный 1800 годы, количество жертв охоты на ведьм оценивается от 50 до 70 тысяч казненных. Примерно 150 человек в год.

ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА РУСИ

А как с этим процессом дела обстояли на Руси? Сошлюсь на замечательное исследование Валери Кивельсон, посвященное судебным процессам над колдунами в наших пенатах.

Фото для иллюстрации. Источник: https://m.vk.com/wall19204003_43823
Фото для иллюстрации. Источник: https://m.vk.com/wall19204003_43823

У нас поток антиведовских процессов фиксируется на протяжении XVII и XVIII веков. Мы немножко запоздали. Занятно, что у нас не было особого законодательства, касающегося магических практик. Воеводы (губернаторы, на наши деньги) выносили решения исходя и того, какой конкретный материальный ущерб должна была принести ворожба (отравление, убийство и т.д.), а не по факту самой магии.

Картина Михаила Петровича Клодта «Колдунья», 1981 г.
Картина Михаила Петровича Клодта «Колдунья», 1981 г.

За эти двести лет зафиксировано 470 дел (обнаруженных — быть может, еще не все найдено и опубликовано), по которым в колдовстве обвинялись около 1000 человек. Из них на казнь были отправлены 15%, 40% отправлены в ссылку, еще 40% отпущены на поруку общины обвиняемого, судьба оставшихся 5% различна: гибель от пыток, побеги, пропавшие без вести. В отличие от Западной Европы, где женщины существенно чаще выступали в роли обвиняемых в колдовстве, у нас почти все обвиняемые оказались мужчинами. Почти все эти процессы заканчивались признательными показаниями обвиняемых. Причина стремления к покаянию проста — пытки. Пытали всех обвиняемых, без исключений.

В общем, несмотря на последнее обстоятельство, мы с нашими родненькими ведунами-колдунами обходились куда более гуманно.

Инквизиция, окружённая ореолом мифов и ужасов, на деле была сложным и неоднозначным институтом, чья деятельность зависела от эпохи, региона и политического контекста. Да, она преследовала еретиков, ведьм и инакомыслящих, но не с той тотальностью и кровожадностью, как это часто изображают. Охота на ведьм, вопреки расхожему мнению, была в большей степени делом рук светских судов и протестантов, а не католических инквизиторов. Что же касается Руси, то здесь процессы о колдовстве носили иной характер — менее массовый, но не менее жестокий в методах дознания.

В конечном счёте, инквизиция — это не просто мрачная машина репрессий, а отражение своей эпохи: страхов, верований и борьбы за власть.

🖇️Материал подготовлен лектором Vita Nuova, Олегом Бокоевым

Картина «Галилей перед судом инквизиции» Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847 год
Картина «Галилей перед судом инквизиции» Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847 год