«К звездам!» (2004) не люблю. Не альбом, а цыганский табор.
Половина – кавера и перепевки старого, другая новый hooligan-ский и около-боновский материал. А еще продакшном рулил Кирилл Рыбьяков из КООПЕРАТИВА НИШТЯК, при том самих участников почти нет (главный музыкант и батя Формейшена Костя Мишин есть лишь в паре песен, например). Да и вообще звучит все близко к демо, на мой вкус. Аранжировки г...внарские, стиля ноль.
Автор: Артем Бурцев
Удачные песни есть, но мало – «К звездам!», «Дисциплина» и все. А все эти пролетарские «Пиво, футбол, рев...люция» и «В...йну нельзя перекричать» вообще мимо меня.
В то время на гигах Б4 в аудитории над панками в концертной толпе стали доминировать лысые и рукастые, ожидавшие «Тяжелые ботинки» или того хуже «Оле-оле» (о феномене футбольной кричалки узнал уже, когда потом на короткое время стал гитаристом Сантима).
Тогда родился и феномен САНТИМ НЕ ПРИЕХАЛ – маэстро не доезжал до гигов в силу пьянства и за него пели другие.
* * *
До 2021 года у БАНДЫ ЧЕТЫРЕХ альбомов не было, и считалось, что группа распалась. Лишь иногда Б4 собирались для юбилейных концертов (как например в 2015), хотя обычно это были одни и те же люди.
В конце 2008 вышел долгострой «Мир на закате» от САНТИМА и ЗАТЕРЯННЫХ В КОСМОСЕ. Атмосферный дарквейвовый LP который с 2005 по 2008 продюсировал Леша Экзич, оригинальный басист Б4 и один из самых влиятельных музыкантов Формейшена. Писали альбом в моем родном Отрадном, где Алексей снимал квартиру.
Альбом – яркий пример того, что под литературоцентричную музыку порой отлично подходит электронная основа. При этом за счет проигрышей и музыка остается значимой и интересной. Звук аскетичный, прозрачный, но аранжировки в ньюансах. Возможно, это лучшая работа с участием Сантима.
Фавориты – «Мир на закате» (слушал сейчас и понял оч похоже на АГАТУ времен «Чудес»), «Только Россия знает», «Над горами весны», «Живым тяжело (ч. 2)», «Дисциплина» (эта версия лучше), «Смерть в июне» (с красивой кельтской кодой).
* * *
Я впервые видел САНТИМА и АНГЕЛОВ НА КРАЮ ВСЕЛЕННОЙ в феврале 2008 в Strangel на показе Корбайновского «Контроля» (вы помните, JOY DIVISION – одна из трех групп, которые Илья «ненавидит»). Еще там играл ОЖОГ. Мне понравились обе группы.
А в мае я познакомился с Мишиным (я разглядывал дистро на Фесте «Вечная Весна» где Костя играл в БРЕШИ БЕЗОПАСНОСТИ). Позднее, когда в ОЖОГЕ открылась вакансия басиста, я ее занял.
Тогда же я побывал на еще одном «Сибирском вторжении». Там же я развиртуализировался с Сантимом (в ЖЖ мы уже общались). АНГЕЛЫ там презентовали «Мир на закате» (Сантим, Экзич, Мишин) и снова на фоне динозавров сибпанка выглядели свежо.
А в январе 2009 Мишин вдобавок к ОЖОГУ рекрутировал меня на гитару и в АНГЕЛОВ. За довольно короткий период я сыграл несколько концертов и даже поучаствовал в записи альбома «Рай на земле», который впоследствии переписали без меня, так как было что-то не так с барабанами. Последний раз я выходил на сцену с Сантимом на «Обратной перспективе» в мае 2011 (уже как басист).
Кроме опыта гитариста (прежде я играл в группах лишь на басу), с Сантимом я получил первый опыт разочарования в кумире.
До того, как мы стали играть, у меня было очень романтическое представление об Илье, думал это такой русский Ян Кертис, проклятый поэт и вообще очень драматический персонаж. А оказался недисциплинированный динамщик репетиций, раб зеленого змия и человек, которому в тягость занятия музыкой и прогресс в этом направлении не интересен.
Не забуду наш разговор по пути с репы у Мишина в Северном Чертаново:
– Тём, мне вот музыка уже совсем не интересна. Я могу «Closer» в голове за 5 минут весь прогнать. Зачем это в который раз слушать? Вот кинематограф меня вставляет, это то, что мне сейчас очень актуально. У нас вот фильм «Черный таксист» выходит…
Хотя и должное отдам – Илья харизмат, эрудит, отличный рассказчик и очень дипломатичный и даже где-то тактичный человек, с которым интересно и приятно общаться. Ну и это помимо того, что он хороший поэт. Да и наши ожидания – это наши ожидания.
В общем после 2011 когда Мишин предлагал снова поучаствовать в проекте, я слился, так как это уже было не интересно. Но за полученный опыт очень благодарен (но больше, конечно, Косте – это самый уважаемый мною человек в Формейшене, хотя наши взгляды на музыку тоже очень разнятся).
Любимый момент за мою карьеру в САНТИМ и АНГЕЛЫ НА КРАЮ ВСЕЛЕННОЙ – это май 2009 в столичном клубе «Жесть». Мы играли старую переаранжированную песню Б4 «Речка», и я стоял на одной сцене с правым и левым флангами Формейшена – Сантимом и Борисом Усовым из СОЛОМЕННЫХ ЕНОТОВ.
* * *
В 2015 Костя Мишин вручил мне несколько авторских копий еще одного альбома-долгостроя «Рай на Земле» САНТИМА и АНГЕЛОВ НА КРАЮ ВСЕЛЕННОЙ, который начали писать еще летом 2009.
В момент выхода, запись уже потеряла для меня актуальность. Я был погружен в другую музыку и эстетику, звук казался топорным и однообразным. Сейчас переслушал – а ничего! Вполне себе нормальный гитарный инди-рок.
Когда пришел в проект, часть гитарных аранжировок уже была – я просто снимал, что придумал Экзич. Но в части песен партии мои. В аннотации помечено, что я сочинил мелодии к «Речке», «Стае», «Дневнику Джона Ди» и «Рай на Земле». Первые три – да, последняя точно нет, ведь я ее даже не играл никогда. Возможно, спутали и мои партии в другой (вроде в «Нон Сервиам»).
Фавориты – все вышеупомянутые и «Голод». «Живым тяжело (ч.2)» (правда, не понял зачем ее было записывать снова), «90-е кончились» или «Никитский бульвар» нудновато и мне не близко – это ностальгия по мифу Сантима и ко.
* * *
В 2020 спустя 15 лет вышел новый альбом БАНДЫ ЧЕТЫРЕХ «Увольнение на берег».
На позицию басиста встал Ваня Хам, который играл серию концертов с Б4 еще в начале нулевых. Ну и в ПОРА КОНЧАТЬ он одно время был вторым гитаристом и даже пересвел наш дебютник.
Несмотря на жирный и фирмовый звук, я его в момент выхода не понял. Но позднее Сантим дал мне комментарий, что, мол, он спецом такой дубоватый, грубый, не поэтичный, им хотелось, чтоб было хулиганство. И шапку Б4 использовали именно поэтому.
Фавориты – панк-диско «Угостите сигаретой анархиста», «У меня претензий к Богу нет» и «Лозунг». Я сначала кринжевал, но сейчас мне кажется что-то есть в том, что Сантим поет песню Усова, посвященную ему же.
Альбом слушал раза три – не мое. Но однозначно лучше, чем «К Звездам!».
А еще у меня остались приятные впечатления после презы в Ласточке, куда мы ходили с Аркадием Романовым (он родом из Перово, и главный хит LP его оч порадовал). После гига пофоткались, и у меня еще плакат остался, висит в кабинете.
* * *
Ну и в заключение.
В ранней БАНДЕ ЧЕТЫРЕХ, несмотря на отличные тексты, музыка не просто аккомпанемент, как часто бывало у отечественных артистов подобного формата, она интересная. Когда я продавал на Bandcamp Sierpien Records CD Б4, то они были востребованы у иностранцев.
А вот правый флер и подмигивания туда помешали, на мой взгляд, развитию Б4 во что-то значительное, именно музыкально. Вокруг группы больше шел политический, чем даже эстетический дискурс, что уменьшало вес Б4.
Подписывайтесь на ТГ-канал Артема Бурцева «Серцелев».
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: