Посвятим совсем немного времени культурным мероприятиям. В нижегородском Арсенале (Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) сейчас проходят сразу две выставки, каждая из которых по-своему говорит о времени — прожитом и настоящем.
На первом этаже экспозиция фотографа Алика Якубовича. Кроме того, что он однофамилец того самого Якубовича, он не последний человек в отечественной фотодокументалистике и входит в список 150 лучших фотографов страны периода Перестройки.
А ещё он носит титул изобретателя «акустической фотографии». Звучит круто и загадочно, но на деле это он просто выдумал такое красивое название для своего стихотворного творчества. Логика, наверное, в духе: «Я фотограф, значит, всё, что я делаю, — фотография».
Сама выставка состоит из двух экспозиций. В первой работы собственно Якубовича, запечатлевшие его родной Нижний Новгород в период с 1980-х по 2000-е, с его улицами, простыми людьми и тенями ушедших моды и быта. А во второй уже солянка из снимков разных городов страны, работ советских и российских фотографов.
Для тех, кто умеет любоваться тем, как изменился мир со времён недавнего прошлого, разглядывать лица и вывески, замечать, как стирается граница между личным и историческим.
Этажом выше — «Земное/Планетарное». Это уже про современное искусство: живопись, инсталляции, видеоарт. Всё вокруг экологии, попытки взглянуть на природу не как на ресурс, а как на равного собеседника. Художники предлагают зрителю пересмотреть свои позиции, где человек уже не венец, а элемент. Новое внимание, новая этика и т.п. Заявляется, что:
Ощущения всеобщей взаимосвязанности и максимального сокращения дистанции между нами и природой, о которых говорит искусство, подталкивают зрителя к установлению более близкого контакта с окружающим миром.
Типа берёмся за руки и учимся заново смотреть на землю, воду, траву и всё живое. Тема хорошая, но потенциал современного искусства донести её до широкой публики сомнителен.