Найти в Дзене
Кафана

Золотой век российской фотографии

Выставка «Кадровый голод» Александра Тягны-Рядно

В усадьбе Долгоруковых-Бобринских что на улице Малой Никитской 12/1 в столице открылась выставка работ известного российского фотографа Александра Тягны-Рядно. На экспозиции вы увидите лучшие опубликованные фотографии мастера на тему ранних 90-х, в период зарождения новой России. Как Александр видит страну и людей - так может фотографировать только очень опытный и талантливый мастер. Ведь перед зрителем возникает не плоская, а объёмная картина жизни. Интересно наблюдать те самые лица в те самые дни, которые потрясли мир. Фотограф Александр Тягны-Рядно честно показывает нам картину того мира. Итак, информация о работе выставки, дорогие читатели 🔽

Где? - Улица Малая Никитская 12/1
Когда? - 25 апреля — 15 июня 2025
12:00 — 20:00
Вход? - свободный

Александр Тягны-Рядно выпускник МАИ, затем работал инженером-конструктором и потом, спустя несколько лет, поступил на факультет журналистики МГУ. С 1984 года трудился как фоторепортёр и фоторедактор в журналах и газетах. Среди них газета «Советская культура», «Известия», «Собеседник», журналах «Журналист», «Меценат» и других. Внештатно сотрудничал с российскими и зарубежными СМИ. В том числе — с журналами «Итоги», «Огонёк», «Новое время», «Вокруг света», Gala, Forbes, ELLE, GEO и другими. На счету Александра Тягны-Рядно более 60 персональных выставок в России, Великобритании, Испании, Италии, Франции.

На выставке представлены раритеты прессы
На выставке представлены раритеты прессы

Итак, Российская Федерация начала 90-х в объективе мастера, демонстрирующего какую же нам выбрали дорогу. А вот, собственно и поводырь на этом пути, Б.Н.Ельцин в августе 1991 года.

Моя фотография с выставки А.Тягны-Рядно
Моя фотография с выставки А.Тягны-Рядно

Мне лично на момент бурных событий у Белого дома было 15 лет, и я ещё не могла как следует анализировать происходящее. Помню невероятный накал толпы и танки у моего дома на Шаболовской. Ведь в те годы там находился телецентр.

Однако люди постарше давали тем народным волнениям свою оценку. Вот как прокомментировал происходящее публицист Виктор Аксючиц. В 1990-93 гг. он был народным депутатом России.

О подписании Беловежских соглашений я узнал, когда находился у себя дома. Услышав по телевизору эту новость, стал ругаться, даже материться, и моя жена тогда сказала: "Ну почему ты все время против?! Ведь сейчас все правильно сделано: будет содружество славянских государств". Я ей ответил, что это государственный переворот, который приведет к тому, что наши дети и внуки умоются кровью.

Однако остановить происходящее было уже невозможно - волна несла события одно за одним словно 9-й вал. Новая страна вступала на политическую сцену словно эта горделивая молодая барышня на фотографии Тягны-Рядно. Несмотря на протесты всего старого и отжившего. И ничего, что то самое отжившее в СССР предстало в виде отмены всяческих социальных благ, равенства, качественного образования за 0 руб. 0 коп. и получений бесплатных квартир с крошечной оплатой по ЖКХ. Современность неслась словно 9-й вал под кличем «Время, вперёд!».

Моя фотография с выставки А.Тягны-Рядно
Моя фотография с выставки А.Тягны-Рядно

Дальнейшее экономическое выживание, а где-то и умирание народа отражено в фотографиях мастера. Вот и она, кооперативная «коробушка», движок ранних 90-х. Машина с нехитрым тряпьем, взамен на которое народушко послал далеко и надолго все социальные завоевания. Сварганенные в самодельном чане джинсы-варенки, брюки-самострок со множеством карманов, первые майки с английскими надписями. Народ жаждал их, словно банку Пепси-колы.

Кооперативная «коробушка», Шуя. 1989 г. Моя фотография с выставки.
Кооперативная «коробушка», Шуя. 1989 г. Моя фотография с выставки.

Лично я в те годы сидела в антикварной «коробушке» как раз у Никитских ворот, где проходит выставка, продавая нехитрые фарфоровые фигурки. Их бабушки сдавали нам на продажу. Свои фамильные драгоценности они уже заложили в ломбарде, и пришла очередь распродавать советский фарфор. К слову, затем придёт очередь за их квартирами в центре. Новый, зарождающийся класс желал проживать в самом центре завоёванной столицы. А вот и те персонажи, которые помогали нуворишам завоевать столицу нашей Родины и выйти на политическую авансцену. Сцена у Белого дома в дни августовского путча в объективе Александра Тягны-Рядно:

Моя фотография с выставки
Моя фотография с выставки

Нетрудно заметить, какой надеждой озарены лица защитников Белого дома. Выйти на площадь на защиту демократии с кульком пирожков, которые сунула, провожая, жена вся в слезах - это было по-мужски. Ведь первым делом - самолеты, как поётся в песне. А девушкам оставалось затем получать зарплату бартером, то есть тазами да ведрами. Кто что производил, тот в том виде и получал. И это было первое завоевание демократии. Повезло немногим - например, моя мама тоже получала зарплату в виде того, что производилось на работе. А работала она на фабрике «Гознак», где печатались деньги:))

Моя фотография с выставки
Моя фотография с выставки

В валенках зарплата также выдавалась
В валенках зарплата также выдавалась

И в валенках зарплата также выдавалась трудящимся. Александр Тягны-Рядно бесстрастно ведёт репортаж из 90-х. Я очень благодарна мастеру за его обьективность, ведь многое из того, что он снимал уже давно кануло в лету.

Моя фотография с выставки
Моя фотография с выставки

Например, хиппи в начале Старого Арбата. Была такая яркая мистерия в начале 90-х.

Мы рвём — и не найти концов.
Не выдаст чёрт — не съест свинья.
Мы сыновья своих отцов,
Но блудные мы сыновья.
Приспичило и припекло!..
Мы не вернёмся — видит Бог —
Ни государству под крыло,
Ни под покров, ни на порог.
(«Мистерия хиппи» Владимир Высоцкий»)

«КАДРОВЫЙ ГОЛОД» - так называется выставка, на которую я настоятельно рекомендую сходить. Не все же играли на дудочке с босыми ногами, сидя на голых камнях мостовой Арбата и с выражением «Все пофиг». Биение пульса 90-х дошло к нам сквозь цензуру в работах Александра Тягны-Рядно.

Каждая карточка, которую принимали редакции, тщательно отбиралась и должна была строго соответствовать принципам «советско-партийной печати».

Когда в годы перестройки цензура пошатнулась, а в девяностые и вовсе рухнула, российские фотографы обрели профессию заново и фиксировали реальную, а не отлакированную жизнь. Их профессиональные кадры стали появляться в лентах мировых информационных агентств и на первых полосах самых известных газет. Мир увидел новую Россию во всём её многообразии, в её радостях и проблемах, обретениях и потерях.

Фоторепортеры буквально утоляли кадровый голод, который испытывали в подцензурные годы. Аудитория новых газет и журналов платила им признательностью. В те живые годы для прессы все знали людей с фотоаппаратами по фамилиям и искали карточки любимых авторов в газетах. В газетных редакциях существовали отделы писем, где обсуждались фотографии репортеров наравне со статьями и интервью.

Прибавьте к этому ставшую доступной хорошую профессиональную аппаратуру и независимые СМИ, которые стали для фотографов своего рода общедоступной выставочной площадкой.

Так девяностые стали золотым веком российской документальной фотографии.

В выставочном зале на Малой Никитской планируется цикл выставок «Кадровый голод», в котором будут представлены работы лучших российских фоторепортёров тех лет.

Буду благодарна за лайк, подписку или донат на чашечку кофе. Ваша @Кафана ☕️

-9

-10

Кафана | Дзен