Материнство — один из самых важных и трансформирующих опытов в жизни женщины. Оно наполнено безусловной любовью, трепетными моментами и новыми смыслами, но вместе с тем, роль мамы становится для женщины основной. Многие мамы, полностью отдавая себя заботе о ребёнке, вдруг осознают, что больше не помнят своих желаний и теряют связь с прежними интересами.
Возможно ли вообще потерять себя в материнстве? Или это просто миф, навязанный обществом?
Поговорим об этом с многодетной мамой, художником и архитектором, Проничевой Ириной.
- Ира, как ты воспринимаешь миф о том, что женщина «теряет себя» после рождения детей?
- Я думаю:
если ты успела себя "найти", то потерять уже невозможно.
Точно ли до рождения детей представление о самоидентичности было истинным?
Можно не успевать ухаживать за собой, не ходить в спортзал, не заниматься любимым делом - и всё это точно будет, потому что материнство полностью переворачивает привычный уклад жизни, добавляет рутины. Но это всё временное и внешнее, это про усталость "в моменте", а самоидентификация гораздо глубже.
- С какими установками и страхами ты сталкивалась до или после появления детей?
- Я родила первого ребенка довольно рано, в 24 года, и на тот момент у меня была очень насыщенная жизнь: я только защитила диплом, активно работала, путешествовала. Маленьких детей, до рождения своих собственных, я не видела и даже не предполагала, что могут быть какие-то сложности. Поэтому страха не было, но и понимания тоже не было.
Наоборот, я недооценила включённость, которую требовало материнство. Мне представлялся декрет, как отпуск, в котором я буду заниматься любимым делом, рисовать, прогуливаться с коляской по парку, а через три года вернусь на любимую работу. Спойлер: конечно, всё вышло совсем не так.)
Личный путь
- Как изменилась твоя жизнь после первого, третьего и шестого ребёнка?
- Кардинально моя жизнь изменилась после первого ребёнка. Во мне проснулась невероятная любовь к сыну, я очень трепетно к нему относилась: моментально реагировала на любую его потребность, если он плакал - я страдала. Сейчас я вижу в этом ошибку
надо давать детям переживать негативный опыт тоже, это важно.
Мы были практически всё время вдвоём, муж приходил только вечером с работы, привычное окружение осталось в прошлой жизни, а новое ещё не сформировалось.
На тот момент, я не столько уставала физически, сколько не хватало впечатлений. Мне было банально скучно. Тогда ещё не было смартфонов и подкастов в наушниках, это все только появлялось. Я читала книги)
Через два года родилась дочка, а дальше и остальные дети. Мы переехали в дом, дети росли, появились новые подруги, интересы, а я вернулась к удалённой работе и проектам.
- Был ли момент, когда тебе казалось, что ты теряешь себя? Как ты с этим справлялась?
- Да, но сейчас я понимаю, что это не потеря себя. Это была усталость, рутина, отсутствие впечатлений, несбывшиеся ожидания. И это иллюзия потери себя.
Себя можно изначально не найти, например,
если ребенок с детства стремится соответствовать ожиданиям родителей или общества, если есть запрет на проявление эмоций и т.п. Ты можешь активно работать, потому что так делаю все и так надо. Но возможно, именно тебе надо что-то другое.
И если ты понимаешь, кто ты, что тебе нравится, что ты чувствуешь, что приносит радость - ты себя уже не потеряешь.
- Что помогает тебе сохранять чувство целостности, несмотря на большую семью и проекты?
- Как это ни странно, семья и проекты мне в этом и помогают. Я очень люблю своих детей, мне очень радостно наблюдать за их взрослением и взаимодействием друг с другом. Это такой мини-социум: кто-то повреднее, кто-то подобрее, все постоянно друг друга подкалывают, шутят, но в целом я вижу эту связь и поддержку, когда кому-то труднее. Они всегда подбадривают, когда кто-то расстроен.
Что касается акварели — это моя такая сонастройка с собой, со своим внутренним миром.
Время тишины и уединения, экспериментов с текстурой и цветом. Мне это дарит радость и умиротворение. Я веду канал с бесплатными обучающими уроками, записываю процесс, рассказываю про материалы — это все для того, чтобы кто-то давно мечтающий рисовать, наконец, взял кисть в руки и почувствовал это удовольствие от творчества.
Проекты — это про внешнее, профессиональное, про самоценность в глазах окружающих. Будет лукавством сказать, что я себя совсем не оцениваю с этой стороны.
Меня, как личность, это отражает с точки зрения творчества, интереса к проекту. Ну и я просто люблю этим заниматься.
О творчестве и профессии
- Как ты продолжаешь быть архитектором и художником, когда дома шестеро детей?
- Свою архитектурную деятельность я пока приостановила, потому что она требует выездов, полноценного рабочего времени, соблюдение сроков — это сейчас для меня невозможно.
Но у меня есть небольшая детская студия с разными занятиями для детей. Что-то я веду сама, а что-то нанятые преподаватели. Мои дети не ходят в сад - зато посещают занятия в студии. Для меня это удобный формат занятости в данный момент.
- Что даёт тебе твоя художественная студия — ресурс, реализацию, возможность быть собой?
- Моя художественная студия даёт мне общение, выход в социум, очень люблю проводить взрослые мастер-классы. Реализация — это скорее про личное творчество, для меня обучение — это всё же не про реализациию, а про контакт с миром и людьми.
- Бывает ли, что дети вдохновляют тебя на работу или влияют на стиль и идеи?
- Да, конечно. Я вообще постоянно вращаюсь в среде подростков и у них определенно есть чему поучиться и чем вдохновиться. Я всё равно перенимаю какие-то их интересы, с удовольствием читаю книги, которые рекомендует моя старшая дочь, смотрим вместе фильмы, я знаю почти всё про корейскую культуру:)
Что касается личного стиля в одежде - я к нему пришла довольно поздно. И хотя мне всегда нравились платья и немного странные образы, я долго не решалась такое надеть. И только к 35 я могусказать, что у меня выработался свой стиль. У меня практически нет брюк, но много платьев и аксессуаров.
О поддержке и балансе
- Какая помощь тебе особенно важна?
- Как любой маме маленького ребенка, мне очень не хватает помощи физической: присмотреть, погулять, помочь с уборкой. Очень много приходится возить детей на машине. Вот любаяпомощь этого формата для меня самая актуальная.
Обычно мой день начинается в 6:45 и весь он проходит в череде бытовых и детских дел, развоз по школам и занятиям, уборка, приготовление еды, встреча детей.
- Кто поддерживает — морально, физически, профессионально?
- Муж - моя главная поддержка, но ему надо давать чёткую инструкцию, как и большинству мужчин). На утреннее время заходит бабушка, чтобы я могла забрать младших школьников без малышки. В это же время я успеваю что-то сделать по дому.
Ещё я научилась себя поддерживать сама. Если особенно тяжело - могу себя пожалеть, признать, что я многое делаю, сделать для себя что-то приятное.
- Как ты выстраиваешь границы между "домом" и "работой", чтобы обе сферы не мешали, а помогали друг другу?
- Как шутит мой муж: работа в свободное от семьи время. А, как Вы понимаете, с шестью детьми, где младшей 9 месяцев, свободного от семьи времени просто нет. Поэтому работа — этоочень спланированное мероприятие, рассчитанное по времени. Например, я отвожу ребенка на занятие и параллельно провожу своё. Иллюстрации рисую на планшете, когда малышка спит рядом. Мастер-классы провожу по субботам, когда могу оставить детей с мужем. Младшая на ГВ (грудное вскармливание. прим.ред.), поэтому более, чем на три часа я не отлучаюсь.
- Какую роль играет партнёр в твоей самореализации?
- Честно говоря, самореализацию приходится у семьи отвоёвывать, потому что всем нужна в первую очередь мама, а не успешный архитектор. Причём, мама, которая в постоянном доступе.
Если муж зарабатывает достаточно, ему не столь важна профессионально реализованная жена, гораздо актуальнее надёжно организованный быт, присмотренные дети, приготовленный ужин.Поэтому, да, иногда приходится отстаивать свои интересы.
Что касается няни - в многодетную семью найти няню совсем не просто, да и малышку я пока оставлять не готова.
Но с мужем у нас довольно слаженная команда, и я очень благодарна ему, что он подменяет меня, на время моих занятий.
Переворот мифа
- Почему, на твой взгляд, многодетность может быть не ограничением, а точкой роста?
Скажу честно: многодетность не для всех, многодетность — это трудно и требует определённого самоотречения.
Всё же на нее решаются люди определенного психологического типа. Словом, те, кто готов чаще выбирать не себя.
И, да, многодетность — это ограничение. Ты уже не можешь свободно распоряжаться своим временем и делать то, что тебе хочется.
Но и рост это огромный. Ничто так не трансформирует, как материнство. Не обязательно многодетное.
Ты становишься гораздо снисходительнее к людям, ты учишься прощать и отпускать. Ты понимаешь своих родителей, потому что сам проходишь через то же самое. Ты заново проживаешь детство через своих детей и начинаешь понимать, откуда в тебе определённые установки и что их сформировало. Ты точно становишься мудрее и лояльнее, понимаешь, что действительно важно, а что - не очень. Опускаешься на глубину.
- Что бы ты хотела изменить в общественном восприятии многодетных матерей?
- Адекватные люди адекватно воспринимают многодетных матерей. Если человека триггерит чужая многодетность, то это вопрос кнему - "почему?". Вообще все наши реакции характеризуют нас, а не тех, кому они адресованы.
Могу сказать, что все многодетные мамы в моём окружении — этопрекрасные, умные и реализованные женщины. Но почему - то СМИ нам настойчиво навязывают совсем иной образ и это очень печально.
- Что ты посоветуешь женщинам, которые боятся, что материнство заберёт их настоящую жизнь?
- Самые часто встречающиеся фразы Евангелия: "Не бойтесь" и "Радуйтесь", сопоставим с "Женщина спасается чадородием", вот и ответ)
Спасаемся, радуемся и ничего не боимся!
Дети вовсе не "крадут" жизнь, они меняют её, и это огромная разница.
Да, они требуют времени, сил, внимания и ресурсов, но в ответ дарят гораздо большее. При всех трудностях, я очень счастлива быть многодетной мамой и точно бы этот путь повторила.
Статью подготовила главный редактор проекта «Операция МЫ» Полина Орлова