Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Должен ли официант знать наизусть стоимость блюд в ресторане smart casual?

На первый взгляд, тут и рассматривать-то нечего, а приглядишься - зависит от точки зрения.

Скажу главное: ни в одном из всех заведений, в коих довелось работать, от официантов не требовали знать стоимость блюд.

Рискну сказать: наизусть их не знает никто, в том числе и бухгалтер.

К ценам в меню обращаются ad hoc - когда возникает необходимость, например, разделить счёт пополам (если мужчина привёл свою женщину в популярную кафешку побатониться).

Для многих официантов выучить названия блюд - уже подвиг. Знать состав - высший пилотаж. Уметь изложить способ приготовления - область ненаучной фантастики. А тут ещё и цены? - увольте.

Со стороны работодателя такого требования также не выдвигается, главное - чтоб касса была полна реальных денег, а не голова официанта - воображаемых, потенциальных.

В этом отношении официант явно отличается от продавца, скажем, сладостей на самаркандском рынке, который цены держит в голове, притом существует градация: цены для туристов, для местных и для своих - кунаков, двоюродных сестёр матери одноклассницы брата соседа и т.д.

Плюс - необходимо понимать специфику: есть заведения, где матрица меню практически неизменна, а цены меняются не слишком часто. Разморозить эту глыбу льда может разве что серьёзная солнечная активность, потому и учить цены в таком заведении нетрудно.

  • До сих пор помню цены 2012-го года в соответствующем заведении: суп с омлетом и куриной грудкой - 95₽, спагетти фунги - 210₽, пенне романи - 240₽.
  • Глазунья из двух яиц, блинчики с мясным фаршем, тост с сыром, крупные дольки томата с щепоткой соли, стакан только что выжатого апельсинового сока и чашечка эспрессо/американо из арабики премиум-класса - 140₽.

А есть - инверсионный вариант: меню меняется частенько, ведь надо же радовать гостей сезонной майской грушей с волжской горгонзолой, цены также растут активно.

Вроде бы всё указывает на то, что знать стоимость блюд наизусть официанту не нужно.

Настаивать не буду, но лично я рассматриваю это как повышение собственной стоимости как сотрудника. При прочих равных условиях, тот официант, что взрастил в себе привычку знать стоимость блюд, будет цениться выше, чем официант без такой привычки.

  • Повторюсь, при прочих равных.

Может быть, не сразу. Может быть, не у этого работодателя. Ну так и не все инвестиции вот прям с первого же дня оправдывают себя.

Очень многих гостей прямо впечатляет, когда официант не принимается умножать два на три в калькуляторе, для них это недосягаемый уровень, а если прям онлайн начать называть стоимость блюд при соответствующем запросе - да они же щипать себя начнут, не спят ли, точно скажут: «Шәп!».

«Как всё непонятно! А ну-ка проверю, помню я то, что знала, или нет, - сказала Алиса решительно. - Значит так: четырежды пять - двенадцать, четырежды шесть - тринадцать, четырежды семь… Так я до двадцати никогда не дойду»

А то многие официанты требуют, например, повышения почасовой ставки, не желая хоть как-то повышать свою ценность. Слово «индексация» они выучили на уровне попугаев, слово «квалификация» - на уровне лягушек: ква-ква?

Автор выступает как мудрый раввин, которого в разгар поста застали в бане с бабами, где вино закусывал свининой: а вы поступайте не как я делаю, а как я… эта… проповедую, проповедую.

P.S. Полина, если ты это читаешь - стоимость твоего доната, признаюсь честно, для меня гораздо выше номинала, имей в виду.