Спартанские воины: благородные защитники свободы или угнетатели?
Дебаты о восприятии спартанцев, которые верили, что происходят от Геракла, ведутся с древних времён.
Голливудские фильмы, такие как 300 спартанцев, изображают спартанцев как борцов за свободу, но их реальность была куда мрачнее — их успех был построен на труде порабощённого народа — илотов.
Спартанцы были одними из самых грозных воинов древнего мира. Они посвящали большую часть своей жизни военной подготовке. Но позволить себе такую жизнь они могли лишь потому, что илоты заботились об их повседневных нуждах.
Илоты, происходившие из областей Лаконии и Мессении, были порабощёнными местными жителями, которых спартанцы заставляли вести тяжёлый трудовой образ жизни.
Элита Спарты разработала политику, направленную на поддержание илотов в положении угнетённого низшего класса на протяжении веков.
Главной функцией спартанской армии было подавление восстаний илотов и контроль над их численностью, а не отражение вторжений или ведение завоевательных войн.
По свидетельству Геродота, илоты сражались вместе со спартанцами против персов в знаменитой битве при Платеях (479 г. до н. э.), помогая грекам одержать решающую победу. На каждого спартанца приходилось по семь илотов.
Тем не менее, рассказы о спартанской славе затмили вклад илотов. Давайте узнаем больше об этой недооценённой роли порабощённых людей в строительстве одного из самых могущественных городов-государств древней Греции.
Кто такие илоты?
Греческий историк Елланик, живший в V веке до н. э., утверждает, что илоты получили своё имя от деревни Гелос на юге Спарты.
Историк II века н. э. Павсаний поддерживает эту гипотезу, заявляя, что жители Гелоса стали первыми рабами в Спарте.
Другие историки, такие как Антиох из Сиракуз, современник Елланика, считают, что лакедемоняне, отказавшиеся присоединиться к Спарте, были порабощены и названы илотами.
Таким образом, термин «илот» не обозначает этническую принадлежность. По мнению современных лингвистов, слово «илот» происходит от «halískomai» — «быть захваченным, пленённым».
Геродот полагал, что илоты происходили из Мессении. После завоевания этой области в VIII веке до н. э. спартанцы поработили её народ.
Большинство греческих историков называли илотов рабами, но римский писатель Поллукс помещал их в промежуточное положение между рабами и свободными.
Илоты выполняли грязную работу в спартанском обществе, занимаясь строительством и сельским хозяйством, что было жизненно важно для военной культуры, подобной спартанской.
Спартанцы считали, что право на существование имеют только самые сильные — победители в генетической «лотерее». Новорождённых младенцев осматривали, и если у них обнаруживались «пороки», их сбрасывали со скалы.
Мальчики в Спарте начинали военную подготовку с семи лет. Согласно древнегреческим источникам, илоты помогали юношам в суровых тренировках.
В следующий раз, когда вы увидите фитнес-программу под названием «спартанская тренировка» или рекламу, восхваляющую спартанцев, вспомните, что они использовали рабский труд, чтобы справляться с тяжёлыми задачами.
Спартанцы могли всецело посвятить себя военному делу, потому что илоты выполняли всю работу.
В других греческих государствах крестьяне, рыбаки и строители становились солдатами во время войны. Там тоже существовали касты воинов, но, в отличие от Спарты, они составляли небольшую часть населения.
Спартанцы же сосредоточились исключительно на военной подготовке, создав одну из самых грозных боевых культур в истории. Но это было тревожное воинство.
Они не боялись врагов в бою — они боялись восстания илотов. Рабов было больше, чем спартанцев, и если бы они объединились, Спарта рухнула бы.
Можно было бы предположить, что разумной стратегией было бы не мучить тех, кто выполняет самую тяжёлую работу.
Но действия спартанцев были зловещими. Правящий класс разработал политику, направленную на контроль над численностью илотов и подвергал их ужасному насилию.
Жестокая реальность жизни илотов
Жизнь илотов под властью спартанцев была полна унижения, жестокости и страха — спартанцы поддерживали свою власть через тиранию.
Греческий историк III века до н. э. Мирон рисует ужасающую картину обращения спартанцев с илотами.
Он пишет:
«Илотам поручались все самые позорные работы, ведущие к унижению. Каждый из них обязан был носить шапку из собачьей шкуры и обматываться кожаными накидками (дифтера) и ежегодно получать установленное количество побоев независимо от провинности, чтобы они никогда не забывали, что они рабы».
По свидетельству Аристотеля, эфоры — магистраты, отвечавшие за административные, религиозные и судебные дела, — ежегодно официально объявляли илотам войну. Это позволяло спартанцам убивать илотов без юридических последствий. Порабощённые не имели никаких прав и защиты.
Фукидид, знаменитый автор Истории Пелопоннесской войны, сообщает, что в 425 году до н. э. спартанцы устроили резню, убив не менее 2000 илотов. Он рассказывает жуткую историю: спартанцы пригласили лучших илотов, проявивших себя в бою, с надеждой на свободу.
Спартанские лидеры отпустили их.
Но это была ловушка.
Они хотели посмотреть, как поведут себя свободные илоты, потому что боялись, что те поднимут восстание.
Обрадованные илоты плясали у храмов, празднуя освобождение, а спартанцы тем временем отобрали и уничтожили их без следа.
Фукидид писал: «Никто так и не узнал, как именно погиб каждый из них».
Эта ужасающая измена показывает, что даже проявившие доблесть илоты не имели никакого социального статуса, и их жизни полностью зависели от воли спартанцев.
Некоторые современные историки ставят под сомнение рассказы Мирона, Геродота и Фукидида, так как они не были спартанцами, а собственных спартанских записей не сохранилось.
Спартанцы не доверяли другим грекам и редко вели летописи. Однако имеются свидетельства, подтверждающие правдивость неблагоприятных описаний спартанского рабовладения.
Хотя рабство существовало и в других греческих городах, даже по меркам античного мира обращение с илотами было особенно жестоким.
Илоты сопротивлялись спартанскому гнёту, как это делали и другие угнетённые народы. В самой Спарте находились сочувствующие, желавшие ослабить власть аристократии.
Современные историки рассматривают восстания илотов как проявление классовой борьбы. Их сравнивают с крестьянскими и рабочими мятежами XIX–XX веков.
Эту точку зрения подтверждает заговор Кинадона.
Кинадон, военный командир низкого происхождения, организовал переворот в 399 году до н. э. с целью свергнуть царя и олигархов. Хотя он сам был спартанцем, заговорщики сочувствовали илотам.
Кинадон, служивший телохранителем царя, хотел лишить элиту власти, предоставив права всем жителям Спарты.
К сожалению, заговор был раскрыт, и Кинадона подвергли пыткам и казнили.
Павсаний, полководец, командовавший греками в битве при Платеях, около 470 года до н. э. поднял восстание против Спарты и пообещал илотам свободу и привилегии.
Но его обещания показались илотам слишком хорошими, чтобы быть правдой. По словам Фукидида, они выдали Павсания, полагая, что он просто использует их в своих политических целях.
Провал Павсания не отменяет значимости восстаний илотов.
После землетрясения 464 года до н. э. в Мессении произошло крупное восстание, к которому присоединились илоты из Лаконии. Однако Спарта жестоко подавила мятеж.
Эти восстания напоминают нам о хрупкости спартанского государства и постоянной угрозе со стороны илотов.
Периодические мятежи и жестокое обращение с илотами показывают, что спартанское общество было далеко не символом свободы, каким его изображает массовая культура.
Аристократия Спарты сознательно проводила политику подчинения илотов и контролировала их численность с помощью насилия.
Несмотря на злоупотребления, илоты сыграли важную роль в становлении одной из самых могущественных военных держав древнего мира.
Мы должны пересмотреть медийные образы спартанского героизма и признать недооценённый вклад илотов.
Их заслуги слишком долго оставались в тени.
Спарта и Афины не всегда ладили, и их вражда вылилась в Пелопоннесскую войну (431–404 гг. до н. э.).
Если вам понравился этот рассказ и описания Фукидида о жизни илотов, рекомендуем ознакомиться с его другими трудами о конфликте между Спартой и Афинами, и о том, как санкции Афин против союзника Спарты привели к войне.