Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Он работал со Сталиным много лет. Какую правду о вожде рассказал Андрей Громыко уже в конце жизни?

Этот человек заслужил на Западе прозвище «мистер Нет». Он возглавлял советский МИД в общей сложности 28 лет и не было ни единой ситуации, когда бы он уступил на переговорах в важнейших для страны вопросах. При этом за его плечами подготовка важнейших международных встреч в Тегеране, Ялте и Потсдаме, где он работал в тесном контакте с главой советского государства. Андрей Андреевич Громыко был среди тех, кто формировал структуру ООН. Он же проработал до времён разоружения страны при Горбачёве.

А. А. Громыко подписывает Устав ООН
А. А. Громыко подписывает Устав ООН

Поэтому свидетельствам этой незаурядного человека можно доверять безусловно. Тем более, зная его честность и принципиальность. В своих последних мемуарах «Памятное» он значительное внимание уделил личности Сталина, с которым работал с 1939 года. Громыко написал ту правду, которую видел своими глазами, и которая разительным образом отличается от того «образа» вождя, который нам пытается навязать современный кинематограф. Мемуары вышли за год до смерти бывшего министра иностранных дел, поэтому стали той последней правдой, которую он захотел донести до людей в конце своей жизни. Свидетельства Громыко – это та настоящая правда, которая быть может удивит многих.

Иосиф Виссарионович всегда говорил по-делу. За любым высказыванием была уже обдуманная мысль. Формулировалась она чётко, подходя к вопросу часто с неожиданной стороны.

Совещание у Сталина в Кремле, 1941 год
Совещание у Сталина в Кремле, 1941 год

Сталин ненавидел витиеватые общие речи без конкретной сути. Если видел, что словами пытаются изобразить бурную деятельность, всегда подталкивал человека к конкретным делам. Одновременно вождь делал значительную скидку на уровень образования. И человек добросовестно выполнял своё дело, но из-за нехватки знаний не всегда чётко формулировал мысль, Сталин терпеливо выслушивал его до конца, не сбивая вопросами.

С дипломатами из разных стран Сталин встречался только по конкретным их предложениям. Никаких пустых встреч для протоколов. Поэтому мало кто из иностранных дипломатов мог похвастаться, что его принял руководитель советской страны. Их (и самого Громыко) поражала особая память Сталина на детали. Громыко вспоминал, что за всю жизнь не видел ни одного мирового лидера, который бы выходил на переговоры без штата секретарей и целой кучи папок с материалами. Кроме Сталина. При этом тот отлично был информирован о сути дела!

На Потсдамской конференции 1945 года. Рядом со Сталиным Трумен (в очках). Справа от Трумена - А. Громыко
На Потсдамской конференции 1945 года. Рядом со Сталиным Трумен (в очках). Справа от Трумена - А. Громыко

Громыко поражала и необычайная работоспособность Сталина. Да и просто его умение выдерживать колоссальные нагрузки, как физические, так и психологические. Правда выглядел он всегда уставшим. Андрей Андреевич отмечает простоту вождя как в общении, так и во внешнем облике. Он никогда не пытался произвести особое впечатление на какого-либо иностранного гостя. Всегда носил привычный ему рабочий френч. А вот опрятность и аккуратность отличали его всегда.

Громыко не был в курсе глубоко семейных отношений Сталина. Но зная в целом его личность, был уверен, что вождя постарались «демонизировать» и здесь. В свои редчайшие минуты отдыха Сталин с удовольствием выбирался в Большой театр, на классические постановки. С удовольствием слушал голос Ивана Козловского. Обязательно выкраивал время вождь на чтение книг. Больше всего читал классику, как русскую, так и зарубежную. Громыко замечал в речи Сталина «ссылки» на героев Шекспира, Гюго и других авторов. «Вне конкуренции» для Иосифа Виссарионовича стояла литература исторического содержания. Он не просто читал такие книги, но и делал из них свои выводы.

Иосиф Сталин
Иосиф Сталин

Поскольку знания за жизнь Сталин добывал в основном самообразованием, его речь была простой и понятной для каждого. Чтобы донести свои мысли, он не любил использовать сложные или слишком официозные обороты речи. Совершенной ерундой называет Громыко попытки современных «историков» показать Сталина этаким «психом», срывающим своё зло на подчинённых. Министр иностранных дел (как и многие другие современники вождя в своих воспоминаниях) чётко пишет о том, что вождь никогда не говорил на повышенных тонах. Тем более, никогда не оскорблял кого бы то ни было.

Обращался всегда со словом «товарищ», добавляя фамилию собеседника. Было всего 2-3 человека, которые могли говорить со Сталиным в более простой манере – его старые товарищи по революционной борьбе.

Андрей Андреевич Громыко (справа) и президент США Джон Кеннеди
Андрей Андреевич Громыко (справа) и президент США Джон Кеннеди

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Сам Андрей Андреевич Громыко всегда восхищался корректностью и спокойствием вождя при любых обстоятельствах. Дипломат с удовольствием признаётся, что всегда старался быть похожим на Сталина. Видимо в результате этого и сформировался тот самый фирменный стиль министра, который до сих пор помнят дипломаты в разных странах. Громыко мог в тысячный раз отстаивать свою точку зрения, но всегда одерживал победу для своей страны или «отходил» не сломленным чужой позицией.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.