Ранним утром разгневанный гид обзванивает своих туристов в отелях для уточнения времени отъезда на остров Саона. Он дико извиняется и говорит, что экскурсия состоится немножко позже, потому что шофер его микроавтобуса опоздал на сорок минут. Спустя полчаса их транспорт подъезжает к моему отелю. Как только гид ненадолго покидает автобус, водитель по имени Нельсон начинает сдавать машину назад, даже не глядя в зеркало заднего вида. Заметив происходящее, гид крикнул ему что-то на испанском, а на русском процедил: «страна обезьян».
Но уже к обеду тот же гид весело рассказывает про местные обычаи и о том, что на них совершенно невозможно долго сердиться. И это правда! Хотя почему-то в тот момент мне вспомнилась статья -дцатилетней давности, времён моды на downshifting. Статья была про русских, которые продали свои квартиры в России и переехали в Доминиканскую республику. Там они открыли свой бизнес, но дело почему-то не задалось, и они разорились. В конце концов у них не было денег даже вернуться назад. В общем, чтобы жить на Карибах, как и в любой другой тропической стране, наш напряжённый, а временами — агрессивный, российский менталитет нужно основательно корректировать. А иначе сердиться ты ни на кого не будешь, но и без денег останешься.
Первым делом в Доминиканской республике следует выучить используемые в обиходе базовые слова и местное согласование времен. Главным словом здесь является транкийя или спокойствие. Неторопливость на острове чувствуется во всём, хотя не стоит путать её с ленью — в стране шесть рабочих дней с укороченной субботой.
В Доминикане можно услышать много шуток про местные пять минут. Имеется ввиду, что если вам говорят, что сделают что-то через пять минут, то это не надо воспринимать буквально. В ответ можно просто переспросить, какие пять минут имеются в виду: обычные или доминиканские, ведь местные пять минут — это нечто неопределённое. Аналогичная ситуация здесь приключилась и со словом «маньяна», которое в Карибском регионе переводится как «неопределённое будущее», а не «завтра». Дело дошло до того, что в местных фирмах сотрудник может получить премию за месяц уже за то, что ни разу не опоздал. Так же как он может прогулять пару дней без объяснения причин, и никто не имеет права его за это уволить. В общем, счастливые часов не наблюдают!
Перед обратным перелетом в США из Доминиканы в 2021 году мне требовалось сдать тест на ковид-19, что разрешали делать в самих отелях. Сейчас уже с трудом можно вспомнить, что перед каждым пересечением международной границы все туристы обязаны были предоставить свежий тест на отсутствие вируса.
И вот, за пару дней до окончания своего отпуска я подошла к ресепшен, где мне оформили первичные бумаги и предложили время для тестирования — 9-00, 9-15 и 9-30. Я записалась на 9-00. За семь минут до назначенного срока я подошла к кабинету в медпункте. Местный доктор начал приём вовремя, но потратил на меня в общей сложности 17 минут. Он заполнял бумаги (заново), оформлял чеки, печатал документы для контроля на границе и делал сам тест. В процессе работы у него закончились бумага в терминале для оплаты картой, скрепки в степлере и это хорошо, что в кабинете нашлись сменные блоки! Когда я вышла после тестирования, то увидела за собой длинную очередь таких же туристов, некоторые из них, как выяснилось, также были записаны на 9-00.
В Доминикане необходимо различать местную забывчивость и медлительность. Например, пару раз в ресторане мне забывали принести что-то из моего заказа. Но когда в кондитерской я заказала чашечку кофе и через 15 минут мой столик всё еще был пуст, я подошла к барной стойке с вопросом про капучино. В ответ я услышала: «Синьёра, мульта персона, компрендра? — Компрандра (всё поняла, пошла…).
Другой важной отличительной чертой доминиканцев является отсутствие дистанции с посторонними в буквальном и переносном смысле. Какое там privacy… «Сердце мое», «королева моя» — услышите вы в качестве обращения к себе. Несколько раз я видела служащих отелей, которые стояли рядом со своими клиентами и просто покатывались со смеху, держась за свой живот, а кто-то из них, при этом, похлопывал клиента по плечу… Как-то во время обеда моя официантка неожиданно обратилась ко мне: you are beautiful, тыкая мне пальцем в веснушки…
Водитель трансфера в аэропорт Пунта-Каны приехал в отель с опозданием (ну, конечно). И как только мы отъехали из гостиницы, он произнес: Санто-Доминго? — Эээ, Санто-Доминго? Почему Санто-Доминго? — Да я шучу! Туда ехать 2 часа 10 мин, примерно. Я знаю…, Пунта-Кана, аэропорт, хахаха, в Пунта-Кану ехать минут двадцать пять…
За ужином барменша по имени Лизет в ответ на мой заказ произнесла: «Вы будете сок?? Какой сок, у вас же вакейшн, нужно «мар*хуана», послышалось мне в тот момент. Моя фраза «no alcohol» никак не была ею воспринята или она пропустила её мимо ушей. Со своей стороны я подумала, что фраза про марихуану является какой-то местной шуткой и не предприняла попытку уточнить заказ.
Какое же было мое удивление, когда через десять минут официантка принесла на подносе три рюмки с настойкой, которая называлась мамахуана! Отступать было некуда. Лизет настойчиво произнесла: одну — для тебя, вторую — для меня и третью для моей подруги (подругой оказалась другая официантка ресторана). Мы выпили по рюмашке вкусной настойки и девушки синхронно прокрутились вокруг своей оси, вращая бёдрами. В тот вечер Лизет еще несколько раз проходила мимо моего столика и обернувшись напевала: мамаа-хуана, мамаа-хуана.
Другой знакомый, постоянно живущий в этой жаркой стране, рассказал мне историю своего первого посещения банка. В 9 часов утра (ну, конечно) он уже стоял около его дверей, но оказавшись внутри никого там не обнаружил. Мужик слегка осмотрелся и в дальнем углу увидел женщину, которая стояла к нему спиной и пританцовывала. Новоиспеченный житель Карибского региона подошел поближе и обратился к ней: — Добрый день, сеньора, это — банк? Она ответила: — да. — Я хочу открыть у Вас счёт. Сотрудница банка сказала — сейчас! И, подсев к нему поближе, стала общаться с ним на разные темы.
Прошло часа два, и женщина спросила: «так зачем ты пришёл?» Мужик недоуменно ответил: так ведь счёт открыть, а чем мы сейчас занимались? Просто болтали! — ответила она.
Если вы озаботились вопросом, как в Доминикане можно застраховаться не только от урагана, но и взрыва газа, затопления дома и прочих стихийных бедствий, то обязательно присматривайте за работой местных сантехников, электриков, газовщиков и прочих служащих сервисных служб. Причиной их недоквалификации является отсутствие в Доминикане по сути среднего специального образования.
В школах и колледжах не изучают точные науки или, скажем, географию (зачем она?), но зато есть такой предмет, как социалис, в котором собрано всего понемножку. Упор в местных школах и колледжах делается на изучение иностранных языков. В общем, если вы найдете там хорошего автослесаря, то это будет Вашей удачей! Ведь неслучайно про местные автомастерские говорят, что любой местный парень, который хоть раз менял колесо, думает, что разбирается в двигателе внутреннего сгорания.
А вот вам реальные кейсы доминиканских «специалистов». Газовщик, после подсоединения газового баллона к трубе, идущей в квартиру, попросил у хозяев зажигалку, проверить, нет ли протечки газа...
Другой случай. Все электрические щитки в Республике расположены снаружи домов, поэтому если у домовладения возникла задолженность за электричество, то просто приходят электрики и перерезают внешние провода.
Как-то раз пришла одна такая бригада и по ошибке перерезала провода соседям должников, качественно сделав их изоляцию. Когда хозяева обнаружили ошибку, то диспетчерская направила новую бригаду для восстановления справедливости и электроснабжения. Закончив работу, электрики подошли к обиженным хозяевам и сказали: «сделали». Света не было. В общем, они соединили провода без какой-либо скрутки или зажима, просто сняли изоляцию с проводов по отдельности и замотали их вместе.
Главный вопрос, который возникает там у наших: КАК?? Как они могли так преуспеть за последние двадцать лет, ведь Доминикана занимает одно из первых мест по темпам экономического роста среди стран Латинской Америки. Роскошные отели с огромными территориями, богатые резиденции и дорогие рестораны, среди которых есть мишленовские, или, например, ресторан Лоренсино (Lorenzillo’s) в Пунта-Кане, где шот коньяка стоит 600 долларов.
Но не стоит забывать, что помимо туризма, здесь развит аграрный сектор, который включает в себя выращивание сахарного тростника, кофе, фруктов и табака. Также, Доминикана — это горнодобывающая страна, где есть запасы бокситов, никеля и золота, но их разработка ведется под контролем США.
Помимо описанного выше, в Доминикане по-прежнему присутствует большое расслоение населения на треть очень богатых и две трети очень бедных жителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, конечно, уровень жизни бедных в Доминикане не идет ни в какое сравнение с уровнем нищеты соседнего государства Гаити.
Хотелось бы подчеркнуть, что в доминиканцах уживаются, казалось бы, несовместимые человеческие качества — эмоциональность и абсолютное спокойствие. Они открыты и наивны, как дети. Дети под присмотром сами знаете кого, поэтому любят и попеть, и потанцевать, но, чтобы всегда можно было выйти из затруднительного положения.
***
Продавец в магазине ярких картин: — Happy? — Yes! And you? — Hahaha happy, happy haha… Конечно, но я была хэппи, потому что после нескольких ковидных переносов моего отпуска, я наконец-то сюда долетела, а еще, потому что мне по ошибке поменяли обычный номер на вип-апартаменты с персональным обслуживанием и питанием. А вот моя собеседница была счастлива просто так.