Фильм №4 в моем киномарафоне из 70-х это "Китайский квартал" Романа Полански. И, если честно, это база.
Полански начал взрывать шаблоны ещё в 60-х, и, судя по всему, не собирался останавливаться. Недаром Рик Далтон писался кипятком, когда узнал, что они с Полански стали соседями. Даже после трагедии конца десятилетия режиссёр не сбавил обороты.
"Китайский квартал" - вещь не просто значимая. Это один из краеугольных камней и в фильмографии режиссёра, и в истории жанра, и вообще - в культурном коде 70-х. Потому что неонуар стал идеальной формой для разговора о той эпохе. Классические нуары середины века тоже были хороши, но часто оставались в рамках - наигранные, причесанные, обеззубленные, особенно в пик цензурного давления.
А тут цензуры больше нет. И жанр, словно сорвавшись с цепи, начинает гнуть все ложки. Авторы внезапно могут позволить себе слишком многое - и позволяют. Потому и герой вроде бы классический: частный сыщик, девочка в беде, загадочный заговор. Вроде всё по канону.
Но с каждой минутой становится только мрачнее. Краски сгущаются, накал растёт, и к концу мы уже где-то в лестнице идущей вниз в подвал ада, куда спускаться совсем не хочется - но приходится, потому что, чёрт возьми, слишком интересно, чем это всё кончится.
Фильм погружает в свой мир настолько основательно, что ты выходишь оттуда с привкусом 70-х во рту. И не важно, что прошло полвека, или что финальный твист давно уже стал мемом - всё работает. Даже если знаешь тот самый спойлер, "Квартал" подкидывает столько остального, что ты всё равно не чувствуешь себя в безопасности. Это мощный, плотный, изнутри светящийся шедевр.
Да, это кино не просто достойно времени - оно его определяет. И как поклонник жанра, я получил колоссальное удовольствие. После "Осенней сонаты" я, признаться, начал подумывать, что марафон может меня доконает. Но нет. Юлиана, спасибо, это было божественно.
10 из 10. Неонуар-икона. Идём дальше.