Найти в Дзене
Adam 3D

Почему Blender стал таким популярным: история и феномен программы

Оглавление

Популярность Blender3D
Популярность Blender3D

Blender – профессиональное бесплатное и открытое ПО для 3D-моделирования и анимации, включающее инструменты моделирования, скульптинга, рендеринга, композитинга, монтажа видео и даже 2D-анимации. Сейчас он очень популярен среди бесплатных 3D-редакторов благодаря быстрому стабильному развитию . За годы существования вокруг Blender выросло огромное сообщество пользователей (по данным Википедии, число пользователей превысило 500 000 по всему миру ) и накопилось множество обучающих материалов, благодаря чему освоить программу стало проще простого. В этой статье мы кратко пройдемся по истории Blender, ключевым этапам его развития, расскажем, почему программа стала массовой, и приведем примеры ее использования в индустрии.

История появления Blender

Blender родился в Нидерландах. В январе 1994 года Тон Росендаль (Ton Roosendaal) начал разработку программы как внутреннего инструмента студии NeoGeo . В 1998 году он основал компанию Not a Number (NaN) для продвижения Blender, и программу распространяли по модели shareware . Однако в 2002 году NaN обанкротилась, и Росендаль запустил краудфандинговую кампанию: были собраны необходимые 100 000 евро для выкупа прав, после чего исходный код Blender перевели под лицензию GNU GPL . Уже 13 октября 2002 года Blender Foundation (новосозданная некоммерческая организация) выпустила первую GPL-версию Blender . С тех пор Blender продолжает развиваться как проект с открытым кодом при поддержке Blender Foundation . Официально датой рождения Blender считается 2 января 1994 года – день создания первого исходного файла программы .

Ключевые этапы развития

За годы Blender получил несколько крупных обновлений и функций, которые радикально изменили программу:

  • Blender 2.5 (2011) – после почти четырёх лет проектирования вышел Blender 2.57 (апрель 2011), полностью переписавший устаревший интерфейс 90-х. Версия 2.5 предложила «полностью новый вид и ощущение» программы, оптимизированный рабочий процесс и поддержку скриптовых плагинов на Python . Этот выпуск стал первым стабильным после продолжительной разработки (разработка 2.5 началась ещё в 2007–2008 годах) и открыл путь к серии 2.6х.
  • Cycles (2011) – в том же 2011 году, с выходом Blender 2.61, в программу был добавлен новый физически корректный движок рендеринга Cycles . Cycles сразу предложил «более физически точную обработку освещения» и открытые ноды материалов, что значительно повысило качество изображения по сравнению со старым движком.
  • Blender 2.8 (2019) – самый масштабный апдейт за всю историю. В июле 2019 года вышел Blender 2.80, в котором полностью поменяли интерфейс (новые тёмные тема и иконки, рабочие пространства для разных задач), ввели современный рендер-движок Eevee для быстрой визуализации в реальном времени и сделали Grease Pencil полноценной системой 2D-анимации в 3D-среде . Это изменило пользовательский опыт и сделало Blender удобным и для художников-постановщиков, и для моделлеров.
  • Geometry Nodes (2021) – в феврале 2021 (Blender 2.92) появилось новое узловое решение для процедурной генерации геометрии – Geometry Nodes. Это позволило артистам создавать и изменять меши при помощи «узлов», упрощая создание сложных параметрических моделей и эффектов . (Данная система продолжила интенсивно развиваться в версиях 3.x.)
  • Blender 3.0 (2021) – 3 декабря 2021 года вышел Blender 3.0, объявленный как «новая эра для создания 3D/2D контента». Версия 3.0 начала новую «трёхсотую» серию Blender и поставила фундамент для дальнейших инноваций: улучшены старые инструменты, расширены возможности VR/AR, доработан интерфейс и продолжена работа над Geometry Nodes.

Таким образом, каждый крупный релиз Blender приносил важные нововведения: полная переработка интерфейса (2.5 и 2.8), реалтайм-рендер (Eevee), продвинутый рендер (Cycles), гибкое процедурное моделирование (Geometry Nodes) и т.д. Вместе с активной поддержкой со стороны разработчиков это держит Blender на переднем крае технологий.

Почему Blender стал массовым

  • Бесплатность и лицензия GPL. Blender можно скачать и использовать совершенно бесплатно на любой платформе (Windows, macOS, Linux) . Он распространяется по открытой лицензии GPL: вы не ограничены ни во времени, ни в функциональности, и можете получать исходный код. Для любителей и начинающих художников отсутствие цены – огромный плюс.
  • Кроссплатформенность. Программа одинаково хорошо работает на Windows, Mac и Linux. Вы можете начинать проект на одном компьютере и продолжить на другом без ограничений. Это удобно для учебы и коллабораций.
  • Мощные интегрированные инструменты. Blender сочетает в себе инструменты моделирования, скульптинга, рендеринга, анимации, композитинга и видеомонтажа – всё в одном пакете. Не нужно покупать отдельную лицензию на дорогое ПО (3ds Max, Maya, Cinema 4D и т.д.), чтобы иметь полный набор возможностей. У Blender конкуренты платные или неуниверсальные.
  • Быстрое развитие и обновления. Вдобавок к начатой волонтерской разработке с ростом бюджета у Blender Foundation цикл релизов стал частым: новые версии выходят каждые пару месяцев с новыми функциями. Как отмечено в Википедии, «сейчас [Blender] пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов в связи с его быстрым стабильным развитием» .
  • Активное сообщество. Вокруг Blender сложилось огромное международное сообщество: форумы (например, Blender Artists), обучающие сайты, блоги, Discord-каналы и группы в соцсетях. Новички могут учиться по тысячам бесплатных YouTube-уроков и гайдов. Есть и платные курсы, но даже без них можно много добиться. Крупные форумы и каналы на русском и английском языке помогают каждому шагу – от установки до создания собственного проекта.
  • Поддержка индустрии и спонсоры. Привлекательность Blender замечают крупные компании: Epic Games выделила фонду Blender $1,2 млн на развитие, а в 2019 году студия Ubisoft анонсировала, что перейдёт на Blender как на основной инструмент и станет корпоративным спонсором проекта . По словам представителей Ubisoft, выбор пал на Blender из-за сильного сообщества, открытости и стремительного развития . Такая поддержка стимулирует рост сообщества и доверие к программе.
  • Доступность обучения. Множество бесплатных уроков, книг и курсов делает освоение Blender доступным. Чтобы попробовать свои силы в 3D, не нужно ничего покупать – достаточно скачать Blender и начать экспериментировать. Это даёт мотивацию большему числу людей начать именно с Blender.

Примеры использования в индустрии

Сегодня Blender используется по всему миру в разных сферах:

  • Кино и анимация. Blender и открытые проекты студии Blender Institute (мультфильмы “Sintel”, “Big Buck Bunny”, “Tears of Steel” и др.) показали возможности программы. Кроме того, коммерческие анимационные студии тоже применяют Blender: например, канадская студия Tangent Animation полностью создала для Netflix полнометражный мультфильм “Next Gen” с помощью Blender (включая рендер в Cycles) .
  • Игровая индустрия. Blender широко используется в разработке игр – для создания моделей, текстур и концептов. Ubisoft анонсировала, что будет использовать Blender как основной инструмент для своих проектов . Кроме того, многие инди-разработчики и небольшие студии делают ассеты и анимацию в Blender, а затем импортируют в игровые движки (Unity, Unreal).
  • Архитектурная визуализация и дизайн. Благодаря бесплатному характеру Blender стал популярным среди архитекторов и дизайнеров. Он позволяет создавать фотореалистичные рендеры зданий и интерьеров, часто конкурируя с такими программами как 3ds Max или SketchUp. Многие студии используют Blender для быстрого прототипирования и презентаций проектов.
  • Научные и инженерные проекты. Иногда Blender применяют и вне развлечений. Например, NASA использовала Blender для разработки интерактивного веб-приложения, посвященного марсоходу Curiosity . Это показывает гибкость инструмента даже в образовательных и исследовательских задачах.
  • НФТ и цифровое искусство. В эпоху блокчейн-арта многие цифровые художники создают 3D-изображения и анимации в Blender, а потом продают их как NFT. Удобные инструменты моделирования и обработки делают Blender популярным среди цифровых иллюстраторов и криптохудожников.

В целом Blender реальнно используется в кино, играх, архитектуре, визуализации товаров, рекламе и многих других областях, где требуется 3D-графика.

Заключение: мотивация для новичков

Если вы только начинаете погружаться в мир 3D-графики, Blender – отличный старт. Во-первых, программа бесплатна, поэтому вы можете пробовать любые техники без финансовых рисков. Во-вторых, вокруг Blender такое огромное сообщество, что вы всегда найдете помощь, урок или ответ на свой вопрос. Все основные инструменты – моделирование, анимация, рендер, композитинг, монтаж – есть сразу в одном пакете. Вы сможете изучать один интерфейс, не тратя время на освоение нескольких программ.

К тому же сотни тысяч людей уже выбрали Blender, в том числе профессиональные студии. Когда вы освоите Blender, ваши навыки будут востребованы – многие компании и художники используют его в работе. Не бойтесь начать: ресурсы для обучения подойдут даже абсолютным новичкам. Делайте первые шаги, повторяйте уроки, экспериментируйте – и со временем вы сможете создавать впечатляющие 3D-сцены и анимацию.

И помните: у Blender нет платного барьера, а значит, границ для вашего творчества почти нет. Если вы хотите создавать графику, фильмы или игры – смело начинайте с Blender. Судьба открытых проектов показывает, что настойчивость и интерес всегда найдут поддержку. Может быть, ваша первая модель или ролик тоже станет началом чего-то большого!